Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному развитию «Лесная красавица ель» для детей старшей группы

Федосеева Анастасия
Конспект НОД по познавательному развитию «Лесная красавица ель» для детей старшей группы

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием мнемотехники и технологии исследовательской деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста.

Автор: воспитатель

Федосеева Анастасия Сергеевна

Тема: «Лесная красавица ель».

Цель: развитие экологической культуры детей.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Лесная красавица ель“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Формировать познавательный интерес, выявить и обогатить представления детей о лесе как экосистеме.

2. Дать представления о значении ели в жизни обитателей леса и использовании этого дерева человека.

3. Продолжать формирование экологического сознания в исследовательской деятельности детей.

4. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о характерных признаках хвойных деревьев.

5. Совершенствовать навыки работы с бумагой в технике «оригами».

6. Развивать любознательность, внимание, логическое мышление.

7. Воспитывать заботливое, бережное отношение к природе.

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Активизировать словарь по теме.

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Упражнять детей в способах релаксации.

2. Развивать общую моторику, моторику пальцев рук

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

1. Совершенствовать навыки работы с бумагой в технике «оригами».

2. Развивать творческие способности.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

1) Способствовать созданию положительного эмоционального настроя, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Предварительна работа: - Игры и упражнения: «Я знаю пять названий…», «Живая цепочка», «Чьи детки с ветки», «С какого дерева листок». - Чтение глав из книги В. В. Петрова «Лес и его жизнь». - Беседы о значении леса в жизни человека, о гуманном отношении к

природе. - Рисование разных пород деревьев. - Рассматривание иллюстраций, картин о лесе. - Наблюдения за деревьями на прогулке.

Оборудование: искусственные елки; веточки и шишки ели и сосны; иллюстрации с изображением дятла, клеста, белки, мыши; ветки, шишки и семена ели и сосны; письмо от Старичка – Лесовичка; мнемотаблица к стихотворению И. Токмаковой «Ели»; квадраты 10*10 из зеленой двусторонней бумаги.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: - Предлагаю прогуляться по зимнему лесу. Как следует одеться и почему?

Дети: - Мы должны надеть теплые брюки, сапоги, шапки, шубы, варежки, чтобы не замерзнуть.

Воспитатель: - Представьте, что мы идем по узкой тропинке, петляющей между деревьями.

Дети встают друг за другом, идут следом за воспитателем.

- До чего же красив зимний лес! Белым – бело вокруг. Тропинку занесло снегом и впереди глубокие сугробы.

Идут, высоко поднимая ноги.

- Перед нами густой кустарник.

Раздвигают руками воображаемые ветки.

- Какой свежий воздух в лесу! Тишина! Смотрите, что это там под елочкой лежит? Это письмо. (Воспитатель поднимает конверт, вскрывает его, читает.)

- Детский сад № 43, группа «Подсолнушки», детям старшей группы от Старичка – лесовичка.

«Здравствуйте, дети! Я рад видеть вас в своем лесу. Знаю, что вы любите природу и не потревожите лесных жителей. В моем лесу много разных деревьев. Отгадайте, о каком из них эта загадка.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

И в иголках круглый год. (Ель.)

Дети отгадывают загадку, воспитатель продолжает чтение письма.

- Я очень беспокоюсь. Скоро Новый год, и некоторые люди для того, чтобы несколько дней полюбоваться на украшенное игрушками деревце, срубают в лесу самые красивые, пушистые молодые елочки. Несколько лет должно пройти, чтобы выросло такое деревце. После праздника никому не нужные елки с осыпающимися иголками выбрасывают. И никого они уже не порадуют своей красотой. Объясните, пожалуйста, взрослым, что елки в лесу рубить нельзя. Лучше украшать искусственные деревца или покупать ёлки на ёлочных базарах.

Старичок – Лесовичок».

Основная часть.

Воспитатель: - Заботится хозяин леса о своих питомцах. А что вы знаете о лесной красавице ели? Чем она отличается от других деревьев?

Дети: - Ель – дерево хвойное. У неё вместо листьев иголки, они не опадают осенью, остаются зелеными на зиму. Ель – вечнозелёное дерево. Ствол у ёлки прямой. У молодого дерева он покрыт тонкой зеленоватой корой и иголками. У старой ели кора теряет иголки, становится темно – серой, шероховатой. Расположение веток у ели не такое, как у других деревьев. Самые длинные ветки – внизу ствола; чем выше расположена ветка, тем она короче. Дерево имеет форму конуса. На ветках взрослых ёлок можно увидеть продолговатые шишки, в них семена. Смола приятно пахнет.

Воспитатель: - Какие ещё хвойные деревья вы знаете?

Дети: - Сосна. Пихта. Лиственница. Кедр.

Дети: - На этих деревьях вместо листьев тоже растут иголки. Но они отличаются формой кроны, видом хвои, размерами шишек и т. п. Например, у сосны иголки длиннее, чем у ели. Шишки с семенами округлые, твердые. Ствол покрыт корой светло – коричневого цвета, ветки расположены на верхней части ствола.

Пластический этюд «Я стройное дерево».

Воспитатель предлагает детям представить себя деревцем, вросшим корнями в землю, тянущимся к солнцу, покачивающим ветками при дуновении легкого ветра.

Проводится физкультминутка.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, затем на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Воспитатель предлагает рассмотреть и сравнить ветки, шишки и семена сосны и ели и задает вопросы по результатам наблюдений. - Так чем же отличается сосновая ветка от еловой? - Иголочками. - По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется хвойным. - Скажите, почему хвойный лес так называется? - Какие хвоинки у сосны? - Длинные, мягкие, светлые. - А у ели? - Короткие, колючие, темные. - Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки? - Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной. - Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая. - Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой). - Какие шишки у ели? - Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки. - Что вы расскажете про сосновые шишки? - Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками. - Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

Воспитатель: - В хвойных деревьях вы теперь разбираетесь очень хорошо. И, конечно же, понимаете, почему на Новый год в нашей группе мы всегда украшаем искусственную ёлочку. А чем же искусственная ёлка отличается от живой ели.

Дети: - Искусственная ёлка не может расти, у неё нет корней, в её шишках нет семян. Она не засыхает, не нуждается в земле, воде, свете. Её можно много лет использовать, украшать игрушками на Новый год в детском саду и дома.

Живая ель растет, каждый год становится выше, на ней появляются почки и молодые ветки. У неё есть корни, которыми в теплое время года ель всасывает из почвы воду и полезные вещества, необходимые ей для роста. Иголки у живой ели постепенно меняются – старые опадают, новые вырастают. Если дерево срубят, оно засохнет.

Проводится физкультминутка.

Семена деревья в землю уронили,

А дожди осенние семена полили.

(Дети присаживаются на корточки,

показывают указательными пальчиками дождь.)

Поднялись расточки,

(Поднимаются на ножки, «вырастают».)

Превратились в лес,

Тянут руки – ветви прямо до небес.

(Тянут руки вверх, становятся на цыпочки.)

Ветер их качает, шелестит листвой.

(Качают руками над головой.)

Лес – наш друг хороший,

Сашин (Гришин, Машин,

твой и мой!

(Показывают руками на себя и на детей,

которых называют.)

Воспитатель: - Какие стройные, красивые деревья у вас получились!

Многих лесных обитателей можно встретить именно в хвойном лесу, особенно в ельнике. Чем же животных, птиц и насекомых привлекает это дерево?

Дети: - Животные и птицы питаются его семенами. Птицы вьют гнезда среди густых веток. Муравьи используют опавшую хвою при строительстве муравейников.

Воспитатель: (Сопровождает рассказ показом иллюстраций.) – Много в лесу любителей полакомиться еловыми шишками – дятлы, клесты, белки, мыши. Каждый старается шишку сорвать и до семян добраться. Зеленую молодую шишку ели с удовольствием съест белка. Пристроив созревшую шишку в расщелине веток, дятел своим крепким клювом выдолбит семена. Клест цепкими коготками удерживает на раскачивающихся ветках ели и загнутым клювом достаёт из шишек семена.

А как человек использует ель? (воспитатель дополняет ответы детей)

- Из древесины ели делают мебель, бумагу, картон, искусственные ткани, целлофан, лекарства, а также музыкальные инструменты – скрипки, балалайки, домры.

Проводится пальчиковая гимнастика «Деревья». Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга) Разные растут деревья: (открывают ладони и растопыривают пальцы) Вот уперлась в небеса Вся смолистая сосна. (соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона») Распустила ветви-косы Белоствольная береза. («фонарики» с движением сверху вниз) Как во полюшке былинка, Тонкая растет осинка. (показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак) Дуб раскинул свои ветви, И не страшен ему ветер. (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы) Липа цветом зацвела, (собирают пальцы в щепотку – «бутон») Пчелок в гости позвала. (делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят) Ель иголки распушила (опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы) И грибочки все закрыла. ( показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка) Шелестят листвой деревья, (трут ладони друг о друга – «шуршат») Словно разговор ведут, (стряхивают ладони) Руки-ветви распустили, Птичек в гости к себе ждут. (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц)

Воспитатель: - Ель очень красивое дерево. Особенно нарядна она зимой, когда стоит среди голых деревьев пушистая и зеленая. Ели высаживают во дворах, и скверах и парках. Это дерево в любое время года очищает воздух, а значит, дарит людям здоровье. О нем написано много стихов и песен.

С опорой на мнемотаблицу воспитатель читает стихотворение

И. Токмаковой «Ели». (Затем 2-3 раза читают дети.)

Ели на опушке – до небес макушки –

Слушают, молчат, смотрят на внучат.

А внучата – ёлочки, тонкие иголочки,

У лесных ворот водят хоровод.

Воспитатель: - Хорошо в зимнем лесу, но нам пора вернуться в детский сад. Скоро у вас будет новогодний праздник. Кого бы вы хотели пригласить на него?

Дети: - Маму, папу, бабушку.

Воспитатель: - Сделаем большую пригласительную открытку для гостей. Для этого из зеленых бумажных квадратиков, так как я покажу, сделаем еловые иголочки, соединим их в еловую лапу и украсим её разноцветными фонариками.

- Это трудно? Нет, пустяк!

Квадрат возьмем вот так… (Показывает схему складывания модуля оригами для еловой веточки.)

Рефлексия.

- О чем мы сегодня вели беседу?

- Какой можете сделать вывод?

- Какую елочку мы украсим к Новогоднему празднику?

- Какой сюрприз для гостей мы подготовим?

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Капелька» для детей средней группы Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Капелька» для детей средней группы. Воспитатель:.

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы Комплексное занятие по познавательному развитию «Кто как видит?» Для детей старшей группы. Тема «Кто как видит?» Цель : познакомить.

Конспект НОД для старшей группы по познавательному развитию «Земной шар — наш дом родной»Конспект НОД для старшей группы по познавательному развитию «Земной шар — наш дом родной» Цель занятия: расширять знания детей о планете Земля через ознакомление с глобусом. Задачи: Образовательные: • познакомить детей с глобусом,.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «В поисках Цветика-семицветика» Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» «В поисках Цветика-семицветика» Цель: овладение детьми.

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшей группы «Путешествие по городу Новосибирску» Тема: «Путешествие по городу Новосибирску» Цель: продолжить формирование познавательного интереса дошкольников к истории и культуре города.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Письмо из Простоквашино» Автор конспекта НОД: воспитатель группы № 2 Чупрова О. В. Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. ФЭМП Цель НОД:.

Конспект НОД «Русская красавица» для детей старшей группы ДОУ Тема: «Русская красавица» Направление деятельности: Познавательное развитие. Возрастная группа: Старшая группа. Цель НОД: Познакомить детей.

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей группы «Операция «Лесовичок» Конспект организованной образовательной деятельности в форме игровой ситуации по познавательному развитию для детей старшей группы «Операция.

Конспект занятия по познавательному развитию «Брейн-ринг» для детей старшей группы Программное содержание: Развивать у детей смекалку, быстроту мышления, внимательность. Закрепить названия геометрических фигур и раскладывать.

НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «День защитника Отечества» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №6 «КОЛОКОЛЬЧИК» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ФУРМАНОВА НОД по познавательному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Лесная красавица ель» для детей старшей группы
Опубликовано: 30 июня 2018 в 17:20
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД