Конспект занятия-лекции «Капризы и упрямство детей младшего дошкольного возраста»

Розыева Ольга
Конспект занятия-лекции «Капризы и упрямство детей младшего дошкольного возраста»

Задачи:

1. Познакомить с понятиями «каприз» и «упрямство», причинами их возникновения.

2. Научить родителей видеть за негативными проявлениями стремление ребенка к самостоятельности, становление детской личности.

Форма проведения: лекция.

Участники: воспитатель, родители, педагог-психолог.

Оборудование: памятка для родителей «Как вести себя с капризным ребенком».

Предварительная работа: оформление помещения для собрания, подготовка памяток для родителей, материал для упражнений.

Повестка собрания:

1. Выступление педагога-психолога с лекцией по теме: «Каприз и упрямство. Как их преодолеть?»

2. Упражнения с родителями проводит воспитатель.

3. Памятки для родителей.

4. Рефлексия.

Ход собрания:

1. Выступление педагога-психолога.

- Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты.

Да, наши дети рождаются именно для этого. А всегда ли так бывает, не омрачает ли жизнь капризами и упрямством – это во многом зависит от нас, взрослых. Как помочь ребенку избавиться от этих черт характера? Сегодня мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребенка.

Что мы понимаем по словом «каприз»? Это формы поведения, выражающиеся в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании (Большой психологический словарь). Это когда ребенок понимает, что нельзя, но настаивает.

Капризы – это намеренное поведение ребёнка для получения желаемого, а истерики – внезапная непроизвольная эмоциональная реакция на определённую ситуацию, как правило, подкрепленная громким плачем, криками, иногда падением на пол, размахиванием руками и ногами, и даже ударами головой. При этом такие истерики, в которых дети пытаются причинить вред себе или другим (например: ударить или укусить, то есть переходят в агрессивное поведение, могут быть признаком более серьезных проблем.

Причины детских капризов условно можно разделить на три группы:

1 группа носит психофизиологический характер: капризы могут быть обусловлены особенностями темперамента ребёнка, слабостью механизмов саморегуляции его эмоциональной сферы, остротой реагирования на любые раздражающие факторы. Таков, к примеру, меланхолик – ребёнок, обладающий слабой нервной системой и поэтому, слишком ранимый: даже на весьма слабые негативные раздражители он отвечает весьма сильной реакцией, чаще всего – плачем.

2 группа связана со сложностями процесса социализации дошкольника: стремлением малыша подражать поведению и эмоциям окружающих, с отсутствием навыков эмоционального самоконтроля. Именно в младшем дошкольном возрасте у ребёнка начинается подсознательный процесс формирования его собственного отношения к миру в целом, к другим людям и к самому себе. Малыш как бы «пробует» социальный мир «на ощупь», выявляя для себя границы дозволенного, постепенно осваивает и применяет практически приемлемые для него самого и одобряемые окружающими стратегии эмоционального поведения.

3 группа носит ситуативный характер: это может быть усталость, физическое недомогание, плохое настроение малыша, стрессовая ситуация, невозможность сиюминутного удовлетворения желаний малыша, ведь ребёнку пока ещё не всегда понятно, почему необходимо отсрочивать свои желания. Капризы могут быть вызваны и его неумением по другому выразить своё недовольство или несогласие.

Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2,5-3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте.

Капризы могут быть случайными, а бывают и постоянными, однако они могут превратиться в привычную форму поведения.

Каковы причины их возникновения?

1) Одна из основных причин – в их нежелании расставаться со своими родителями, и, конечно, в первую очередь, с любимыми мамами. Ведь именно в маминых объятиях ребенок чувствует себя спокойно и уверенно.

2) Нерегулярность посещения детского сада. Если по разным обстоятельствам он ходит в детский сад с большим перерывом, то процесс адаптации к новой для него жизни прерывается, и малышу необходимо заново принимать новые социальные условия, переживать процесс расставания с мамой как в первые дни.

3) Посещение ребёнком детского сада может стать стремление малыша к обладанию понравившимися ему вещами, например, детсадовскими игрушками или игрушками других воспитанников.

Немаловажно отметить, что, зачастую, и мы – взрослые – и сами того не подозревая, провоцируем детские капризы. Частые родительские запреты, проявления нетерпимости к тому, что делает и говорит ребёнок, окрики, грубые слова могут способствовать проявлению негативных эмоциональных реакций у детей. Не менее опасен и встречающийся, порой, негативистский настрой родителей по отношению к содержанию жизни их любимого чада в детском саду, к формам и результатам его обучения и воспитания. Обсуждая с педагогами вопросы, связанные с посещением ребенком детского сада, делясь своими переживания и тревогами, высказывая им свои опасения, а, порой, и допуская отрицательные замечания в адрес детского сада, мы часто забываем о том, что наш малыш в это время находится с нами рядом. А между тем, дети очень чутко реагируют на эмоциональное состояние родителей, на их отношение ко всему происходящему.

Правильнее было бы позитивно отнестись к деятельности дошкольного учреждения, к усилиям педагогов по социализации вашего ребёнка. А ещё лучше - «подружиться» с воспитателями! И тогда, приобретя опытных союзников, вы, обсудив и выяснив в беседе с ними все настораживающие вас моменты и получив у них совет, сможете быстрее найти конструктивное решение любого вопроса. Да и сами, наблюдая за играми своего малыша, его настроением и высказываниями, вы сможете понять, что происходит с вашим ребенком в садике, как он себя чувствует в новой среде, и что его беспокоит.

Как же справиться с детскими капризами? Используя предложенные «волшебные приемы», часто можно добиться положительных результатов.

• Определите причину детского каприза или гнева. Если ребенок требует, чтобы ему срочно купили понравившеюся игрушку - это каприз необоснованный. Если малыш самостоятельно надевает колготки, но мама его при этом торопит, а он начинает настаивать: «Я сам!», сопровождая требование криками и слезами - виной всему взрослые.

• Отвлеките его внимание на чем-нибудь, переключите на другую деятельность, интересное занятие, когда каприз только начинается.

• Успокойте ребенка ласковыми и нежными словами.

• Оставьте его на какое-то время одного в покое, не обращать внимания.

• Старайтесь не срываться в ответ на детские капризы.

• Поговорите с малышом о случившемся, когда капризный ребенок утихнет. Важно показать ему, что вас огорчило его поведение, что вы расстроились. И в тоже время, дайте понять ребенку, что вы любите его и убеждены, что он больше не будет так поступать.

• Не предоставлять возможность выбора, не предлагать множество вариантов в надежде, что ребенок согласится на что-то, а иногда даже лишить его того, от чего ребенок отказался.

*Объяснить в более мягкой форме и пойти на компромисс.

*Не пытайтесь в это время что-либо внушить Вашему ребенку, ругать в это время не имеет смысла.

*Бороться с капризами необходимо всем членам семьи, при этом важно единодушие – твердо выработанная линия поведения всех окружающих ребенка взрослых.

2. Проводит воспитатель с родителями:

Упражнение «Загибание листа».

Воспитатель: «Возьмите лист бумаги и начинайте его сгибать – как вам будет угодно. При каждом сгибании вспоминайте какие негативные, неприятные слова сказаны вами когда-либо в адрес вашего ребенка. А теперь разворачиваем лист и с каждым отгибанием вспоминайте те хорошие, приятные и ласковые слова, которые вы говорите своему ребенку. Вы расправили листок, а на нем так и остались эти линии сгибов, так же, как и в душе ребенка остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним».

3. Проводит воспитатель с родителями:

Упражнение «Чаша».

Воспитатель: «Душа ребенка – это полная чаша. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить? У каждого из вас есть сердечко (сердечки вырезаны из яркой цветной бумаги или открыток, напишите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка, назовите его и поместите в чашу.

Не ждите и не надейтесь, что ваш ребенок будет в точности таким, каким вы его хотите видеть. Такого не бывает. Дети всегда идут своим путем. Поэтому меньше думайте о том, каким ваш ребенок должен быть, а внимательнее смотрите, какой он есть. Думайте, как ему помочь, а не как его исправить.

Не слишком вините себя, что не смогли добиться желаемого результата. Результат воспитания нельзя с точностью запрограммировать. От родителей зависит многое, но не все трудности и проблемы, связанные с воспитанием, объективны. Но в то же время они преходящие».

Подобрав ключик к пока еще хрупкому миру души вашего ребенка, вы сможете понять причины его капризов и истерик и определить пути дальнейшего взаимодействия с ним.

4. Рефлексия.

Пословицы:

Ребенок, что тесто, как замесил, так и выросло.

Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.

Верная указка не кулак, а ласка.

Хорошему надо учиться года, а плохому и часа хватит.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_aqd2h.pptx | 2488,58 Кб | Скачан: 3
 
Публикации по теме:

Конспект подгрупповой консультации по семейному воспитанию «Капризы и упрямство детей-дошкольников, их причины, проявление» Тема: «Капризы и упрямство детей – дошкольников их причины проявление». Цель: Воспитатель: Прежде чем приступить к рассмотрению темы «Капризы,.

Конспект родительского собрания в разновозрастной группе на тему «Детские капризы и упрямство» Конспект родительского собрания в разновозрастной группе на тему «Детские капризы и упрямство» Подготовили и провели воспитатели : Романченко.

Консультация для родителей «Капризы и упрямство» Консультация для родителей «Капризы и упрямство» Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя.

Консультация для родителей «Капризы и упрямство» Период упрямства и капризов. Даже самые мягкие, самые послушные, самые спокойные дети иногда капризничают. Упрямство и «негативизм» начинают.

Консультация для родителей «Упрямство и капризы» Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Встречаются жалобы только на упрямство, иногда только на капризы, а бывает – на то и другое.

Консультация для родителей «Упрямство и капризы» Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 3 года, в дальнейшем поведение.

Работа с родителями «Детские капризы и упрямство» «Детские капризы и упрямство» Цель беседы — оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение психолого-педагогической.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Домашние животные
Автор публикации:
Конспект занятия-лекции «Капризы и упрямство детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 апреля 2018 в 05:43
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Вопросы для закрепления тем по краеведению в подготовительной к школе группе
Сегодня я решила опубликовать вопросы, которые задавала детям по окончании проекта "Мой любимый край, родной". Может кому-нибудь пригодится или по аналогии...
Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей...
Комплексно-тематическое планирование «Моя любимая игрушка» в средне-старшей группе
Дата: с 01. 10. по 05. 10. Тема недели: Моя любимая игрушка. Задачи: формировать представление о разных игрушках, воспитывать интерес к игрушкам;...
Детский мастер-класс конструирования из бросового материала и бумаги «Мебель для трех...
Материал: коробки небольших размеров, бумага с цветочным узором, клей-карандаш, ножницы: Дети изготовили домики для трех поросят из различных...
Фотоотчет «Игры из маминого сундучка»
Игры из маминого сундучка Цель: создать условие для активного общения с родителями через народные игры. Задачи - способствовать осознанию детьми ценности...