Папки-передвижки

Семейное воспитание детей с нарушениями речи

Елена Васюкова
Семейное воспитание детей с нарушениями речи

Цель: Формирование осознания возможностей семейного воспитания ребёнка с нарушениями речи.

Задачи:

- углубление и расширение представлений о роли семейного воспитания детей с отклонениями в развитии и речевой патологией;

- ознакомление с особенностями взаимодействия специальной психолого – педагогической службы для родителей данного контингента детей;

Публикация «Семейное воспитание детей с нарушениями речи» размещена в разделах

- формирование навыков организации специальной речевой среды в условиях семейного воспитания ребёнка с учётом структуры его речевого дефекта и индивидуальных психологических особенностей.

План лекции:

- Речь и ее структура

- Развитие речи в онтогенезе

- Основные виды речевых нарушений

- Семья как фактор, влияющий на развитие личности ребенка с нарушением речи.

Речь и ее структура

Одним из основных отличий человека от животных, является наличие особого психического процесса, который называется речью Речь - это процесс общения между людьми с помощью языка.

Главным механизмом речевой деятельности является процесс осмысления. Таким образом, речь напрямую связана с интеллектом. Чем выше интеллект, тем лучше развита речь человека.

Развитие речи в онтогенезе

Развитие речи в онтогенезе состоит из 2-х крупных этапов:

1. Доречевой этап - включает в себя 3-и стадии: лепет, гуление. Основными задачами этого этапа является тренировка артикуляционного аппарата и развитие фонематического слуха у детей.

2. Речевой этап. На речевом этапе сначала появляются псевдослова, и, соответственно, сами слова. Наиболее интенсивно речь развивается в раннем возрасте (с 1 до 3 лет). Первоначально формируется пассивный словарный запас (ребенок понимает речь, но сам не говорит). Далее (с 2 до 3 лет) формируется активный словарный запас.

Период с 2 до 5 лет считается синзитивным, то есть наиболее восприимчивым к развитию речи.

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее знание родного языка ребенку необходимо для изучения окружающего мира.

Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная, неправильная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

Однако, в последние годы специалистами отмечается ухудшение всех речевых показателей детей дошкольного возраста, что вызывает обеспокоенность и подтверждается большим количеством исследований в этом направлении.

Экономические трудности, снижение внимания родителей к детям, общения между родителями и детьми, ослабление государственной политики в области образования привели к катастрофическому снижению речевого развития детей дошкольного возраста. За последнее десятилетие неадекватное реформирование системы образования значительно увеличило интенсивность воздействия на детей «школьно-обучающих» факторов, что привело к тому, что детям знания дают на занятиях, забывая о том, что ведущая деятельность дошкольного возраста - игровая.

Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более сознательно и произвольно. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.

Необходимо развивать все стороны речи :

Понимание речи;

Фонематический слух;

Звуковая сторона речи;

Лексический строй речи (словарный запас);

Грамматический строй;

Связная речь.

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.

Каждый ребенок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит без умолку. Другой предпочитает молчать до трех лет – таков его индивидуальный темп развития. Современные психологи выделяют два самых распространенных типа нормально развивающихся детей.

«Говоруны» отличаются повышенной активностью и интересом к окружающему миру. Они очень любят разговаривать, что-то рассказывать, задавать вопросы. Такие дети легко осваиваются в новой обстановке (особенно, если можно все потрогать, знакомятся с новыми людьми, часто имеют задатки лидера.

«Молчуны» склонны к созерцательности. Для них важна спокойная надежная обстановка, в которой они могут неторопливо «созревать». Любая перемена требует от них времени для адаптации. «Молчунам» очень важно, чтобы их понимали.

Они могут заговорить поздно, но практически сразу чисто. Постарайтесь внимательно реагировать на все вопросы малыша, поддерживайте с ним контакт, чтобы при необходимости вовремя помочь. В противном случае «молчун» может замкнуться в себе.

Однако если ваш «молчун» не заговорил к 2-3 годам, немедленно обращайтесь к специалисту. Логопед поставит точный диагноз.

Семья как фактор, влияющий на развитие личности ребенка с нарушением речи.

В настоящее время к числу актуальных проблем относится увеличение количества семей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями. В тоже время в практике деятельности учителя-логопеда им уделяется недостаточное внимание работе с семьей, что связано с недостаточностью знаний об особенностях семейного воспитания детей с речевыми нарушениями, а также с нежеланием семей участвовать в коррекционном процессе.

Семья является одним из активных факторов, влияющим на формирование и развитие личности человека. Она является важнейшим социальным институтом, ячейкой общества.

Рассматривая семью, имеющую ребенка с недостатками в развитии, в частности с тяжелой речевой патологией, основной груз забот по уходу за ребенком лежит преимущественно на матери. Чаще всего мамы делятся условно на две группы. Матери первой группы отличаются подвижностью, активностью. Известие о болезни или отклонениях в развитии ребенка у них вызывают выраженные депрессивные реакции длительностью от нескольких недель до нескольких месяцев. У некоторых матерей этому предшествует психогенный ступор, сменявшийся через определенный отрезок времени плачем, отчаянием, тоскливым настроением и т. д. Вину за случившееся часто берут на себя. У женщин появляются нарушения сна, слезливость, тревожность, усиливается раздражительность. Наряду с депрессией отмечаются астенические явления: головные боли, тяжесть и сжимающие боли в груди, колебание артериального давления. С годами женщины становятся более замкнутыми, теряют интерес к окружающему, суживается круг прежних привязанностей. Они становятся как будто спокойнее, но и безразличнее.

Таким образом, такие мамы нуждаются в поддержке всей семьи в целом, а так же грамотного руководства со стороны специалистов.

Выделяют три наиболее важных свойства родительской позиции, особенно благоприятной для развития ребенка:

• Адекватность – наиболее близкая к объективной оценка психических и характерологических особенностей своего ребенка и построение воспитания на этой основе.

• Динамичность – способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к ситуации и условиям жизни семьи.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь. Но не каждый ребенок во время развития самостоятельной речи переживает период, когда при подражании слышимым словам может выполнять правильные акустико-артикуляционные связи. У детей с проблемами акустико-артикуляционных связей возникают фонетически неправильные слова. У них не развивается своевременно правильное произношение и дефект в дальнейшем не исчезает, а переходит в постоянный недостаток произношения.

В любом случае на отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту.

Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четверки и пятерки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им не мешает». Ребенок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придет к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект — это проявление индивидуальности. Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться. Неужели так трудно произнести нормально, как все!».

Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится еще больше, если ребенок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребенок может замкнуться или приобрести еще один речевой дефект (например, заикание). В начале обучения ребенок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказывается от поручений, даже самых легких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребенка и стремление к преодолению дефекта.

Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии является испытанием для всех членов семьи. Родители, связывая с детьми свои надежды, принимают на себя обязанность воспитать человека следующего поколения, который, возможно, реализует их неосуществленные мечтания. Однако близкие такого ребенка не имеют оснований надеяться на многое. Создается психологическое противоречие между ожиданиями и физической невозможностью их осуществления. Это противоречие еще более усугубляется в случае единственно возможного ребенка в семье, когда его физический дефект может оцениваться родителями как крах всех упований.

Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредованы языком. Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе. В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется прежде всего в речевом отставании. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.

Необходимо, чтобы мать уделяла достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию слов и предложений. Первой задачей матери является формирование у ребенка потребности в общении. А для этого малышу надо, прежде всего, ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающими. Это может быть, например, в ситуации, когда малыш хочет, чтобы мать взяла его на руки. Он тянет к ней руки, стремится криком привлечь ее внимание, наконец ему удается произнести звукосочетания, похожие на слово «неси» — и мать тут же берет его на руки. Такие же ситуации возникают при манипуляции с игрушками, когда ребенок связывает произнесение первых слов или звукосочетаний со значимым для него действием или предметом. Как только ребенок произнес нужное слово, мать награждает его радостной улыбкой и выполняет его просьбу.

Развитие речи начинается с формирования обозначающей функции слова, что тесно связано с предметно-практической деятельностью ребенка. С шести месяцев ребенка следует учить соотнесению предмета с обозначающим его словом, т. е. постепенно развивать ситуативное понимание обращенной к нему речи.

Для формирования речи важное значение имеет моторное развитие ребенка, дифференциация слухового восприятия и развитие ориентировки в окружающем, а также формирование потребности в общении. В дошкольном возрасте для стимуляции речевого развития ребенка важное значение имеет работа с картинками. Взрослый стимулирует у ребенка развитие диалогической речи (ответы на вопросы) с опорой как на сюжетные картинки, так и на серии картинок, учит его составлению рассказов.

Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навыки правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер. Речевые недостатки закрепляются и с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации к школе! Ребенок должен слышать правильную, отчетливую речь, на основе которой формируется его собственная. Взрослые должны говорить правильно, четко, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Надо учить ребенка смотреть прямо в глаза говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию.

Цели и задачи сотрудничества специалистов и родителей заключаются в:

формировании общих подходов к воспитанию;

изучении личности ребенка;

привлечении родителей к участию в воспитательном и учебном процессе;

осуществлении диагностики семьи;

выявлении типа семейного воспитания и установок родителей по отношению к детям;

оказании консультативной помощи;

пропаганде логопедических и дефектологических знаний;

оказании помощи семье в коррекции речевых нарушений ребенка.

осуществлении информационно-просветительской и организационной работы.

Отношение родителей к дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, так как родитель является авторитетом. Для того чтобы установки родителей были адекватными, необходимо вести просветительскую работу с ними. Такая работа может включать в себя:

1) ознакомительные беседы в детских садах и школах;

2) сообщения на стендах в детских садах, школах и поликлиниках;

3) индивидуальные беседы с родителями по вопросам состояния речевого развития их детей;

4) психологическая помощь родителям, тяжело переживающим ситуацию аномального развития ребенка, и т. д.

Лечение ребенка с незначительными отклонениями в речевом развитии в первую очередь сводится к укреплению организма ребенка. В этом отношении большое значение имеют правильный режим и питание, физкультура, различные водные процедуры. Необходимо попытаться выяснить причины невропатии и устранить неблагоприятные психогенные факторы, действующие на ребенка.

Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии. В настоящее время убедительно показано, что родители при соответствующем руководстве могут эффективно помогать своим детям, вместе с тем преодолевая свои стрессовые состояния.

В настоящее время важное значение придается также привлечению родителей к обучению своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.

В последнее время усилилось внимание к изучению семьи, в частности межличностных отношений в ней, со стороны педагогики, психологии, социологии, а также логопедии.

Необходимо отметить, что в настоящее время в России наблюдается тенденция увеличения количества семей, воспитывающих ребенка с речевым дефектом. Успешность его преодоления зависит от особенностей межличностных отношений в семье. Логопеду целесообразно вести диагностическую работу с родителями с целью подробного изучения особенностей отношений в семье. На основании полученной информации необходимым условием успешной коррекционной работы с ребенком по преодолению речевого дефекта является разработка программы помощи семье, воспитывающей такого ребенка.

Целью диагностической работы с родителями является определение типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям, собственной семье, а также установление особенностей межличностных отношений в семье и особенностей их влияния на преодоление имеющегося у ребенка речевого дефекта.

Одним из направлений коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющих нарушения речи, является работа логопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьей является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребенка.

Целесообразно логопеду систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с детьми. Эффективными методами сотрудничества с семьей являются: организации родительских собраний, консультаций, проведение бесед, оформление стендов, папок, индивидуальных тетрадей с домашним заданием и т. п.

Рассмотрим некоторые формы организации совместной деятельности логопеда с родителями.

На родительском собрании важно познакомить родителей со структурой и работой учреждения, программой воспитания и обучения, задачами и содержанием работы в течение всего года, а также с правилом и распорядком дня. Эффективно на собрании предоставить родителям возможность прослушать магнитофонные записи речевых высказываний детей при первичном обследовании, т. к. часто бывает, что отношение родителей к речевому дефекту ребенка неоднозначно. Поэтому, особое значение приобретают беседы с родителями, (они могут быть как индивидуальные, так и коллективные) где достаточно четко и ясно логопед объясняет трудности, которые могут возникнуть у ребенка в процессе дальнейшего обучения.

Наиболее продуктивными являются построения бесед по типичным вопросам, интересующих родителей: «Психо – физиологические особенности речевого развития детей», «Основные направления коррекции речевых нарушений», «Организация логопедической работы в группе для детей с нарушениями речи», «Развитие психических процессов у детей с нарушениями речи» и т. п.

В отдельных случаях немаловажно включать в работу с родителями консультативную помощь, наиболее актуальными темами которой являются: «Единство требований детского сада и семьи», «Основные методы воспитания детей», «Чего нельзя допускать в семье?» и т. п. Эффективны четкие и содержательные консультации.

Целесообразно логопеду проводить индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика и т. п.).

На последующих родительских собраниях целесообразно подвести итоги за первое полугодие, раскрыть основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Следует дать характеристику речевого и общего развития каждого ребенка, рассказать об успехах детей и трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание. Необходимо проинформировать родителей о решении МПК по поводу дальнейшего обучения детей в массовой или речевой школе.

Высокими потенциальными возможностями в организации совместной деятельности логопеда с родителями являются и наглядные агитации, представленные в виде стендов. Данный вид работы направлен на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в детском саду, ходе коррекционно-воспитательной работы, дальнейших путях развития его личности и речи, способствует поддержанию контакта с семьей. Методические материалы и разработки, помещенные на стенде, становятся действенными, если касаются вопросов развития общей и мелкой моторики, артикуляционных укладов, слухового внимания и памяти у детей. Продуктивно использовать советы, рекомендации, комплексы занятий по развитию и коррекции речи у ребенка. Целесообразно включать в информационный уголок для родителей современные психотерапевтические и речевые приемы, такие как игротерапии, психогимнастики, сказкотерапии, где, например, главный герой (веселый язычок) учится выполнять различные артикуляционные упражнения. На стенд необходимо помещать список литературы для родителей, рекомендуемой логопедом и воспитателем. Продуктивно организовывать выставки книг, которые должны быть дома. Систематически следует помещать небольшие тексты, загадки, пословицы, отрывки из стихотворений, которые родители должны использовать, занимаясь с детьми. Уместно данные приемы оформлять по принципу доступности и понятности для родителей. Подобные наглядные методы способствуют повышению компетентности и активности родителей в педагогическом процессе.

Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является демонстрация удачных результатов совместной деятельности предыдущих годов обучения. Показательна в этом отношении библиотека игр и упражнений, разработанная самими родителями на заданную логопедом тему.

Особыми потенциальными возможностями в коррекционной работе обладает совместное художественное творчество родителей с детьми. Эффективно использовать на занятии пособие, сделанное в семье (например, по развитию связной речи или формированию звукопроизношения).

Таким образом, родители и близкие родственники ребенка с нарушениями речи, являются его первыми и главными воспитателями. Именно от них ребенок получает первые представления об окружающем мире, человеческих отношениях, приобретает различные умения и навыки.

Публикации по теме:

Интегрированное обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Интегрированное обучение и воспитание детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата Условия обучения и воспитания детей с нарушениями.

Использование экспериментов в познавательном развитии детей с нарушениями речи .

Презентация «Коррекционно-развивающее воспитание и обучение детей нарушениями речи» Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. На сегодняшний.

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речиРазвитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи Для четкой артикуляции нужны сильные и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том.

Родительское собрание в средней группе «Семейное воспитание» Родительское собрание «Семейное воспитание». Цель: Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на.

Семейное воспитание — залог успешной адаптации воспитанников детского дома Семейное воспитание залог успешной социальной адаптации воспитанника детского дома Общеизвестны трудности адаптации выпускника детского.

Воспитание и обучение детей с нарушениями поведения Статья. Воспитание и обучение детей с нарушениями поведения. Нарушение поведение ребёнка называют также аномальным, асоциальным, девиантным,.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речиРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи «Речь на кончиках пальцев» Развитие речи и интеллекта тесно связанно с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка. Развитие.

Упражнения на развитие грамматического строя речи детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи 1. «Один – много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Ход игры: педагог бросая мяч детям, называя.

Упражнения на развитие связной речи детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи 1. «Что ты любишь?» Цель: умения составлять предложения по картинкам. Ход игры: У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейное воспитание детей с нарушениями речи
Опубликовано: 27 июля 2018 в 02:42
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД