МААМ-картинки

Летний образовательный проект «Удивительные муравьи» (1 фото)

Светлана Белова
Летний образовательный проект «Удивительные муравьи»

Актуальность проекта

Как только солнышко пригрело землю своими лучами и растаял снег, из своих укрытий появились муравьи. Дети проявили к ним живой интерес, буквально не отходили от них. Иногда они задавали такие вопросы о жизни муравьев, на которые у меня не было ответа. Так и родилась идея создания летнего проекта о жизни муравьёв в природе.

Тип проекта: познавательный

Срок реализации: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Цель проекта:

Публикация «Летний образовательный проект „Удивительные муравьи“» размещена в разделах

Дать детям представление о жизни муравьёв в природе.

Задачи проекта:

1) дать детям представление о том, какие бывают муравьи, местах их обитания, особенностях устройства муравейника, разделения обязанностей его обитателей, особенностях питания, врагах муравьёв в природе;

2) дать детям представление о строении муравья, функциональном назначении различных частей его тела;

3) дать детям представление о жизненном цикле развития муравья (яйцо, личинка, кокон, взрослая особь);

4) воспитывать бережное отношение к природе;

5) способствовать развитию речи детей через беседы, разучивание стихотворений о муравьях;

6) развивать мелкую моторику пальцев рук;

7) развивать наблюдательность, внимание

Реализация проекта:

-) рассматривание картинок и фотографий с изображением различных муравьёв, муравейников;

-) наблюдения за муравьями;

-) рассказ воспитателя о строении муравья, функциональном назначении частей его тела;

-) чтение художественной литературы (Энциклопедия «Где живёт муравьишка?», книга Валерия Кастрючина «Приключения храброго муравья», книги Ларисы Тарасенко: познавательные сказки «Появление муравьишки», «Гномик в муравейнике», сказка Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил», загадки, стихотворения, рассказы о муравьях);

-) разучивание стихотворений «В лесу мурашки-муравьи…» (отрывок) С. Михалков, «Мальчик Вася Муравьёв…» Т. Собакин;

-) беседы: «Что ты знаешь о муравьях?», «Зачем некоторым муравьям нужны крылья?», «Зачем муравьям муравейник?» и др. ;

-) дидактические игры: «Собери картинку», «Что сначала, что потом», «Враги и друзья муравьёв»; игра-лабиринт «Помоги муравью попасть в муравейник», «Что у муравьишки на обед?»

-) подвижные игры: «Убеги от сороконожки», «Муравьи и дождик», игры-эстафеты «Строим муравейник», «Донеси земляничку до муравейника», «Добудь медвяную падь».

-) слушание детских песенок про муравья;

-) продуктивная деятельность: рисование «Муравьишка», пластилинография «Муравей», обрывная аппликация «Муравейник»;

-) итоговое мероприятие: викторина «Что мы знаем о муравьях?»

Участие родителей: подбор информации о необычных способностях муравьев, удивительных фактах их жизни.

В результате проведённой работы дети познакомились с особенностями строения муравьёв, их образом жизни, распределением обязанностей в муравейнике, узнали о друзьях и врагах муравьев в природе, чем они питаются, жизненном цикле развития муравья. Дети расширили свой кругозор, пассивный и активный словарь. Они узнали, кто такой муравьиный лев, паук-скакунчик, жучок ломехуза, как выглядит тля и зачем муравьи так о ней заботятся и многое-многое другое. Дети стали более внимательно относиться к миру природы, проявлять заботу о муравьях (носить к местам скопления муравьёв найденных на участке гусениц).

Приложение

Стихотворения для разучивания с детьми:

***

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник — дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.)

Ты с палкой по лесу гулял

И муравьиный дом,

Шутя, до дна расковырял

И подпалил потом.

Покой и труд большой семьи

Нарушила беда.

В дыму метались муравьи,

Спасаясь кто куда.

Трещала хвоя. Тихо тлел

Сухой, опавший лист.

Спокойно сверху вниз смотрел

Жестокий эгоист…

За то, что так тебя назвал,

Себя я не виню, —

Ведь ты того не создавал,

Что предавал огню.

Живешь ты в атомный наш век

И сам — не муравей,

Будь Человеком, человек,

Ты на земле своей!

Сергей Михалков

***

Мальчик Вася муравьёв

Строит дом для муравьёв.

Стены будут из песка,

Крыша будет высока.

Но ползти в песочницу

Муравьям не хочется:

Муравьишек под сосной

Муравейник ждёт лесной.

Тим Собакин

Подвижные игры

«Убеги от сороконожки»

Цель: развивать ловкость, упражнять в беге

Ход игры: выбирают водящего-«сороконожку». Он встаёт в укрытие. Остальные дети – «муравьи» хаотично двигаются по площадке. Внезапно выбегает «сороконожка» и пытается поймать «муравья». «Муравьи» спасаются от неё в «муравейнике».

Подвижная игра «Муравьи и дождик»

Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.

Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей». Дети бегают аккуратно, "дождик" дотрагивается до "муравья", никто не толкается.

Эстафета «Строим муравейник»

Цель: упражнять в беге.

Ход эстафеты: Дети делятся на две команды. Каждый ребёнок берёт в руку палочку. Нужно как можно быстрее положить палочку на место строительства «муравейника». Команда, которая справится с этим быстрее, становится победительницей.

Эстафета «Донеси земляничку до муравейника».

Цель: учить передавать мяч назад, не роняя его

Ход эстафеты: дети делятся на две команды. Каждая получает мяч. Это «земляничка». Дети передают мяч назад, подняв руки вверх. Побеждает команда, в которой член команды, стоящий сзади, первым получит мяч.

Эстафета «Донеси медвяную падь»

Цель: упражнять в беге.

Ход эстафеты: Дети делятся на две команды. В каждой выбирается «муравей-фуражир», который будет делиться «медвяной падью». По сигналу дети бегут к «муравью-фуражиру», дотрагиваются до его руки, как бы беут «медвяную падь» и возвращаются в команду. Побеждает наиболее быстрая команда.

Дидактические игры

«Собери картинку»

Цель: Упражнять в умении создавать из частей целое

Ход игры: Дети получают картинки с изображением муравья, разрезанные на 8-12 частей. Им нужно собрать целую картинку по образцу.

«Что сначала, что потом».

Цель: закрепить знание детьми жизненного цикла развития муравья.

Ход игры: Ребёнок получает картинки с изображением различных стадий развития муравья. Он должен разложить их по порядку, от яйца до взрослой особи.

«Враги и друзья муравьёв»

Цель: закрепить знание детьми врагов и «друзей» муравьёв в природе.

Ход игры: ребёнку предлагаются карточки с изображением различных животных и насекомых. Ребёнок должен разложить их на две группы. В одной враги муравьёв, в другой «друзья» и объяснить, чем они опасны или полезны муравьям.

Игра-лабиринт

«Помоги муравью попасть в муравейник».

Цель: развивать зрительное сосредоточение, внимание.

Ход игры: Ребёнку предлагается лист бумаги с изображённым на нём лабиринтом. Ребёнок должен провести муравья с одной стороны листа на другую так, чтобы он не встретился ни с одним из своих врагов и смог попасть в муравейник.

Игра-лабиринт

«Что у муравьишки на обед?»

Цель: развивать зрительное сосредоточение, внимание.

Ход игры: Ребёнку предлагается лист бумаги с изображённым на нём лабиринтом. Ребёнок должен пройти лабиринт и узнать, что будет есть муравьишка на обед.

Итоговое мероприятие

Игра-викторина

«Что мы знаем о муравьях?»

Цель: закрепить знания детей о муравьях, полученные в ходе проекта.

Задачи:

1) закрепить представление детей о том, какие бывают муравьи, местах их обитания, особенностях устройства муравейника, разделения обязанностей его обитателей, особенностях питания, врагах муравьёв в природе;

2) закрепить представление детей о строении муравья, функциональном назначении различных частей его тела;

3) закрепить представление детей о жизненном цикле развития муравья (яйцо, личинка, кокон, взрослая особь);

4) воспитывать бережное отношение к природе;

5) способствовать развитию речи детей.

Материалы и оборудование: картинка с изображение муравьиной королевы, палочки, нарезанные из картона, фишки, картинки с изображением различных муравьёв, врагов муравьёв, с изображением строения тела муравья, стадий развития муравья, друзей муравьёв, того, что едят муравьи в природе, конфеты «Задорная пчёлка».

Ход игры:

Воспитатель показывает детям картинку с изображением муравьиной королевы и рассказывает, что королева хочет отложить яички, но у неё нет муравейника, и она просит детей помочь ей построить муравейник из палочек, лежащих на столе. Дети соглашаются. Воспитатель рассказывает, что муравьиная королева подготовила для детей задания, чтобы узнать, что они знают о жизни муравьёв. Каждое правильно выполненное задание – это палочка в её муравейник и фишка для ребёнка, давшего верный ответ.

Вопросы викторины:

1) Посмотри на картинку и отгадай «профессию» муравья (муравей-нянька, муравей-строитель, муравей-фуражир и т. д.).

2) Выбери из предложенных те картинки, на которых изображены враги муравьёв. Чем они опасны?

3) Рассмотри картинку с изображением муравья и назови части его тела

4) Зачем муравью нужны усики?

5) Как называется процесс вылета муравьёв? Что потом происходит с самцами и самками?

6) Зачем муравью жвалы?

7) Как развивается муравей? Разложи картинки по порядку

8) Почему муравьи так заботятся о тле?

9) Что едят муравьи? Выбери из предложенных картинок нужные и отложи

10) Почему муравьи не любят божьих коровок?

11) Есть ли у муравьев друзья? Выбери из предложенных нужные картинки.

По результатам викторины выбираются три лучших участника, набравших наибольшее количество фишек. Муравьиная королева благодарит детей за их знания и помощь в строительстве муравейника и угощает детей «медвяной падью (конфетами «Задорная пчёлка»)

Летний образовательный проект «Удивительные муравьи»

Публикации по теме:

Проект в младшей группе «Удивительные насекомые» Проект в младшей группе №13 по теме: «Удивительные насекомые». I этап- организационный Тип проекта: познавательно- исследовательский проект.

Проект «Удивительные превращения из бросового и природного материала» Актуальность проекта. В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и культурой, трудом.

Проект по познавательному развитию «Удивительные муравьишки»Проект по познавательному развитию «Удивительные муравьишки» Автор проекта: Токарева. А. Ш. Воспитатель смешанной группы (3-5лет) Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный. Руководители.

Проект «Удивительные аквариумные лягушки»Проект «Удивительные аквариумные лягушки» Актуальность проекта. В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но.

Проект «Удивительные насекомые» в подготовительной к школе группеПроект «Удивительные насекомые» в подготовительной к школе группе Проект «Удивительные насекомые» в подготовительной группе Автор: Вшивкова А. В. Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое.

Проект «Удивительные сказки Сутеева». Старшая группа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №33» Проект «Удивительные сказки Сутеева».

Проект «Эти удивительные деревья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 203 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Проект «Эти удивительные насекомые» для средней группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Полянка» п. Жирекен Проект "Путешествие в мир насекомых" средняя группа.

Проект «Эти удивительные ракушки»Проект «Эти удивительные ракушки» Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители. Продолжительность.

Образовательный маршрут «Удивительные и красивые места Самарской области» Возраст: 6-7 лет Автор: Шуваткина И. В. Уважаемые родители! Этот образовательный маршрут посвящен широте и простору Самарского края. Вашему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Летний образовательный проект «Удивительные муравьи»
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 14:35
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД