Лучший педагог года

Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста

Нахушева Марьяна Арсеновна
Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста

Литературная викторина

Для детей старше-подготовительного

дошкольного возраста

«Что, где, когда»

Задачи:

*Обобщить знания детей по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе детского сада.

*Продолжать развивать выразительность речи, память, логическое мышление.

Публикация «Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

*Продолжать развивать умение пользоваться речью – доказательством; отстаивать свое мнение при поставленных конкретных вопросах, призывающих к мыслительной деятельности; развивать диалогическую и монологическую речь.

*Развивать умение выслушивать друг друга, дополнять ответы товарища;

*Доставить радость от общения с литературными произведениями и сказочными героями.

*Развивать чувство коллективизма, товарищества, радоваться не только за свои успехи, но и за успехи товарищей.

Предварительная работа:

Систематическое чтение и рассказывание произведений художественной литературы;

Рисование рисунков по сюжетам знакомых произведений;

Заучивание стихов и произведений малых фольклорных жанров;

Инсценировки отрывков из полюбившихся сказок.

Материалы:

Макет телевизора; иллюстрации сказочных героев.

конверты с заданиями для детей; эмблемы для команд «Улыбка», «Солнышко».

Волчок со стрелками, необходимый для викторины «Что? Где? Когда?»

Ход литературной викторины

Воспитатель. Ребята, начинаем нашу литературную викторину : «Что? Где? Когда?» Предлагаю выбрать две команды. ( Выбирается две команды: команда «Улыбка» и команда «Солнышко»).

Команды, поприветствуйте друг друга бурными аплодисментами. Сегодня предстоит игра с телезрителями, и будет разыгрываться приз. Приз перейдет одной из команд знатоков или достанется телезрителям, в том случае если команды проиграют.

Начинаем игру. Первое и самое главное правило игры - это отвечать полным предложением, уметь слушать товарищей, и конечно нужна хорошая дисциплина в игре, иначе команда будет проигрывать, а выигранные очки будут переданы вашим соперникам.

Воспитатель представляет командам, жури. (Это могут быть родители, педагог или заведующая д/с)

В группе стоит «круглый» стол, на нем «волчок» и разложены конверты с заданиями. После того, как его покрутят, волчок останавливается на конверте. На заранее приготовленном экране, появляется «герой» (картинка с изображением сказочного героя, воспитатель зачитывает письмо детям - «знатокам».

1 раунд

Вопрос №1

Умная минутка

Воспитатель. Пишет Вам плутишка Буратино, он очень любит своего папу Карло.

Внимание на экран!

Воспитатель читает письмо. «Папа Карло очень хотел, чтобы я учился в школе, а я ленился.

Вопрос к знатокам. Помогите мне ответить на вопросы, которые мне задали в школе».

*литературное произведение в рифму… (Стихи)

*слепой жених Дюймовочки (Крот)

* зарытое в землю сокровище… (Клад)

*волшебная история… (Сказка)

*государство, во главе с царем… (Царство)

* предмет одежды, потерянный,

Золушкой на балу… (Туфелька)

* в кого превратился гадкий утенок… (Лебедь)

* грустная царевна… (Несмеяна)

* его жизнь в яйце… (Кощей)

* цветок для гадания… (Ромашка)

*то, что всегда проигрывает добру… (Зло)

* деревянная птица,

на которой, летал царевич… (Орел)

* 7 братьев, у которых одно имя… (Семионы)

*она выполняла все желания

Злой старухи… (Рыбка)

*что принцесса не почувствовала,

Даже через сорок матрасов и перин… (Горошина)

*Великий сказочник… (Андерсен)

*История, написанная писателем,

в которой, все происходит

на самом деле… (Рассказ)

*Любимое занятие детей… (Игра)

*Месяц подснежников… (Апрель)

*Сколько лет проспала

Спящая красавица… (Сто лет)

*Чем отравилась Белоснежка… (Яблоко)

Дети в командах по очереди быстро отвечают на вопросы, одним словом.

2 раунд

Вопрос №2

Воспитатель. Пишет вам Колобок – румяный бок.

Внимание на экран

Воспитатель читает письмо: «Когда я убегал от лисы, то попадал в чужие сказки, совсем запутался и не смог вспомнить, что это за сказки.

Вопрос к знатокам: Прошу вас назовите сказки и расскажите о чем они?»

Детям зачитываются отрывки из знакомых сказок.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волшебное кольцо»,

«Царевна лягушка», «Дюймовочка», «По щучьему велению», «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица».

Команды по очереди отгадывают названия сказок.

3 раунд

Вопрос №3

Воспитатель. Пишет вам Солнечный зайчик

Внимание на экран

Воспитатель читает письмо: «Я никогда не видел ни зимы, ни снега, ни зимних каникул.

Вопрос к знатокам: Изобразите катание на лыжах, на коньках, сопровождая все движения словами.

Речевая гимнастика «Лыжники»

Приятно в такую погоду оказаться в лесу. Вы – лыжники. Отталкиваетесь палками: дружно бежим на лыжах.

Снег скрипит под ногами: ссс! ссс! ссс! Улыбнитесь! Язык прижат к нижним зубам. Скрип снега передаем резко, отрывисто: ссс! ссс! ссс! ( Напомнить движения лыжников: глубокое приседание, движения рук вперед – назад).

Выскочили на полянку, впереди горка. Тяжело забираться на горку, зашуршал снег под ногами: ш!ш!ш (Губы вперед колесом).

Поднимаемся на горку: ссс!ссс!ссс! Съезжаем с горки ш!ш!ш!ш!ш (Присесть, оттолкнуться палками. Едем! Сссссссс!

Ах ты, зимушка – зима, все дорожки замела! ( Сказать: радостно, грустно, сердито).

Речевая гимнастика «Конькобежцы»

Ударили морозы, ребята заторопились на каток. Ссс! Ссс!Ссс! – скрипит снег под коньками. ( Показ имитаций движения конькобежцев: руки за спиной, глубокое приседание вправо – влево).

Улыбнитесь! Покажите зубки! Кончик языка прижмите к нижним зубам. Поехали! Ссс! Ссс! Ссс! На поворотах зашуршал лед: ш!ш!ш! (Губы вперед) В движении произносится текст:

Я катаюсь на коньках, разгорелись ушки…

Рукавички на руках, шапка на макушке.

Раз – два! Вот и поскользнулся!

Раз – два! Чуть не кувыркнулся!

Команды по очереди выполняют задание.

4 раунд

Вопрос №4

Воспитатель. Пишет вам Незнайка.

Внимание на экран

Воспитатель читает письмо: «Ребята, мне очень хочется узнать, что такое малые формы народного фольклорного устного творчества. В моей голове все перепуталось, помогите мне, пожалуйста.

Вопрос к детям. Уважаемые знатоки, назовите малые формы народного фольклора, для чего они были нужны людям и кто их придумал?»

Детям зачитываются малые формы фольклора. Они называют их.

Ехала деревня мимо мужика,

Глядь, из – под собаки лают ворота…

(Небылица)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

(Загадка)

Труд человека кормит, а лень портит.

(Пословица)

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

(Потешка)

Поспешишь, людей насмешишь.

(Пословица)

Ежик, ежик – чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встал в кружок и ну считать

Нам водилу выбирать.

(Считалка)

Шел Егор через двор,

Нес топор чинить забор

(Скороговорка)

Спи, усни, дитя мое.

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Ванечке

Спать не велят.

(Колыбельная песенка)

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги!

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги!

(Небылица)

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

Крупный да спелый,

Сочный да зрелый.

Ешь Боград виноград.

(Скороговорка)

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, погудели.

Сели пчелы на цветы,

Мы играем, водишь, ты!

(Считалка)

Команды по очереди отгадывают.

5 раунд

Вопрос № 5

Воспитатель. Пишет вам, самая вежливая и воспитанная девочка Красная шапочка.

Внимание на экран

Воспитатель читает письмо: «Ребята, я приготовила вопросы для обеих команд сразу. Они очень трудные, только для смекалистых ребят.

Вопросы к детям.

1. Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

2. Мама Красной шапочки решила устроить для своей дочки праздник в честь дня рождения. И решила сделать печенье разной формы. Она обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла.

С помощью чего можно сделать разное печенье, не имея под рукой формочек?

Команды по очереди отвечают на вопросы Красной шапочки.

6 раунд

Вопрос №6

Музыкальная пауза

Под музыку, предложенную воспитателем, детям предлагается изобразить в движении или пантомимике какого – либо сказочного героя, которого ребенок чувствует, «видит», слушая данную музыку.

7 раунд

Вопрос №7

Внимание «Черный ящик»

Воспитатель. В этом ящике лежат предметы из сказок.

Вопросы к детям. «Из какой сказки предмет. Кому он принадлежал. Расскажите, была ли от него польза или нет?»

В «черном ящике «лежат:

Лапти – «Чудесные лапоточки»;

Игла – «Штопальная игла»;

Клубок ниток – «Царева лягушка»;

Красная шапочка – «Красная шапочка»;

Сума – «Скатерть, баранчик и сума»;

Зеркало – «Белоснежка и семь гномов»

Дети называют сказку, кому принадлежит предмет, и как герой его использует.

8 раунд

Вопрос №8

Воспитатель. Пишет вам самая трудолюбивая девушка Золушка.

Внимание на экран

Воспитатель читает письмо. «Ребята, я была на балу и встретилась там с самыми разными сказочными героями. Они мне рассказали много интересного о себе.

Вопрос к знатокам. Отгадайте, кто из героев о себе так рассказал?

1…Я знал, что так все и закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто – ни будь, поселился…

Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул…

(Теремок из известной сказки).

2…Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она всегда ухаживает за мной. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень - очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности.

(Красная шапочка из одноименной сказки).

3…Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. У него когти. Он исцарапал и порвал все мои стельки. Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно мне ведь очень…

(Кот в сапогах из одноименной сказки).

4… Для меня очень вредно столько находиться в воде… Спасибо этому любопытному и непослушному мальчишке. Если бы не он и не черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне?.

(Золотой ключик из сказки «Приключения Буратино»).

9 раунд

Вопрос №9

Юмор в коротких штанишках

Воспитатель. Пишет вам веселый Петрушка.

Внимание на экран

Воспитатель читает письмо. «Ребята, я много знаю шуток, небылиц. И народ всегда радуется от встречи со мной.

Вопросы к детям. А вы умеете веселить народ? Развеселите меня своими шутками – прибаутками».

(Стихи детям могут быть предложены по усмотрению воспитателя)

Капитаны команд читают по одному стихотворению – шутке.

Мне довелось увидеть то,

Чего не видывал никто;

По переулку шло пальто.

Народ вокруг понять не мог,

Кто это движется без ног.

А это был - ты знаешь кто?

Мальчишка в папином пальто!

Кулинаки - пулинаки,

Громко гавкают собаки,

Тихо тикают часы,

Чистят чижики носы.

Кулинаки - пулинаки,

Тихо тикают собаки,

Громко гавкают носы,

Чистят чижики часы.

Кулинаки - пулинаки

Чистят чижиков собаки.

Тихо гавкают часы,

Громко тикают носы.

Кулинаки - пулинаки,

Где часы, а где собаки?

Только тот и разберет,

Кто ходит задом наперед.

10 раунд

Вопрос№10

Воспитатель. Пишет вам Крошечка Хаврошечка не только добрая, но и умная.

Внимание на экран

Воспитатель читает письмо. «Дорогие знатоки, в моем письме для вас приготовлены кроссворды.

Вопросы к детям. Прошу вас, ответьте на вопросы и отгадайте кроссворды.

Детям предлагаются схемы с пустыми клетками по количеству звуков в заданных словах. Если ответ правильный, один из знатоков вписывает правильное слово в схему.

1Кто из героев сказки «Горшок каши» забыл волшебные слова? (мама, папа, дочка)

2. Кто сватался к Дюймовочке? (гусь, крот, осел)

3. Место, где солдат добыл огниво? (вагон, дупло, замок)

4. Какие Емелины вещи сами домой пошли? (ведра, санки, штаны)

5. Предмет, в котором хранилась смерть Кощея? (иголка, клубок, стакан)

6. Кто разбудил Спящую красавицу? (повар, слуга, принц)

7. Кто отнес Дюймовочку в дальние страны? (кузнечик, ласточка, стрекоза)

8. Кто обижал Золушку? (братик, король, мачеха)

Что за коробчонка была у Василисы Премудрой? (телега, фургон, карета)

9. Животное, в которое превратился людоед во второй раз? (лиса, слон, мышка)

10. Что подарил старичок Ивану Царевичу в сказке «Царевна лягушка»? (зонтик, клубок, кольцо)

11. Кто попросил принести солдата огниво? (ведьма, колдун, королева)

12. Что было превращено в карету? (арбуз, горох, тыква)

11 раунд

Вопрос № 11

Воспитатель. Пишет вам Чебурашка.

Внимание на экран

Воспитатель читает письмо. «Ребята, мой друг крокодил Гена, вечерами читает мне много сказок. Я их теперь тоже знаю.

Вопросы к знатокам. Предлагаю вам сыграть со мной в игру «Пойми меня» Я вам прислал загадки к сказкам Г. Х. Андерсена»

Игра «Пойми меня»

Дети отгадывают название сказки по опорным словам

1. Крот, жаба, эльфы, девочка, ласточка.

(«Дюймовочка»)

2. Море, волосы, корабль, ведьма, морская пена, красивый голос. («Русалочка»).

3. Печь, зола, кусочек олова, балерина, солдатики.

(«Стойкий оловянный солдатик»).

4. Роза, северный олень, маленькая разбойница, девочка, королева. («Снежная королева»).

5. Солдат, ведьма, дупло, собаки, принцесса.

(«Огниво»).

6. Братья, теплые страны, крапива, сестра, рубашки, крылья.

(Дикие лебеди).

12 раунд

Вопрос №12

Реклама любимой книгиВоспитатель. Уважаемые знатоки, вы ответили почти на все вопросы наших «телезрителей». Последнее задание и самое сложное вам приготовило, наше жури.

Внимание, внимание!

Воспитатель. В книжный магазин поступили новые книги, а покупатели их обходят стороной. Ребята, предлагаю вам книги, которые нужно прорекламировать. Выиграет та команда, чья реклама будет наиболее интересна.

Детям предложены книги: Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди», русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», Ш. Перро «Спящая красавица». (Книги могут быть другие).

В конце викторины жури, подводит итоги в пользу «знатоков» или в пользу «телезрителей». Команды награждаются памятными призами, в случае своей победы над телезрителями.

Публикации по теме:

Литературная викторина «Что за прелесть эти сказки!» для детей старшего дошкольного возрастаЛитературная викторина «Что за прелесть эти сказки!» для детей старшего дошкольного возраста Вот и закончилась книжкина неделя, которая проводится в нашей стране в дни весенних школьных каникул. В нашем детском саду уже стало традицией.

Литературная викторина — развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гости к сказкам»Литературная викторина — развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гости к сказкам» Литературная викторина – развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гости к сказкам» Ведущий: учитель-логопед Сумина И. Н. участники:.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знание-сила!» Викторина «Знание – сила!» [/b] Викторина – это игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей.

Викторина «Знатоки космоса» для детей старшего дошкольного возрастаВикторина «Знатоки космоса» для детей старшего дошкольного возраста Викторина для детей старшего дошкольного возраста: «Знатоки космоса» Цель. Закрепить имеющиеся знания о космосе. Задачи: вызвать интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 апреля 2024 в 00:42
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД