Папки-передвижки

Логические блоки Дьенеша

Фомичёва Любовь Петровна
Логические блоки Дьенеша

Содержание

Введение…3

Логические блоки Дьенеша – сущность и содержание методики…. …5

Использование технологии логических блоков Дьенеша как средства формирования математических представлений у дошкольников…. ….….7

Заключение…11

Список литературы…. 13

Введение

Публикация «Логические блоки Дьенеша» размещена в разделах

Обновление образовательной системы, переход на Федеральный государственный стандарт ставит перед педагогами задачу развития личностных качеств и регуляции психической активности детей.

Современное цивилизованное общество отличается неуловимой быстротой, постоянными модернизациями, нововведениями. Изменения в окружающем мире предъявляют и новые требования к системе образования.

Технологизация образования способствует быстрому распространению различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, использование которых позволит учителям повысить мотивацию учащихся, практическую направленность занятий и, как следствие, получить гарантированные запланированные результаты в своей профессиональной педагогической деятельности.

Одна из главных задач современной системы образования - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся дошкольных учреждений к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, активизировать свои творческие способности, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Дошкольный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности.

Данный период характеризуется активным усвоением ребенком первых математических представление, становлением и развитием всех его сторон: фонетической, лексической, грамматической, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. В дошкольном возрасте детям не только нужно дать объем знаний, но и сформировать предпосылки для успешного обучения в школе.

В связи с этим в дошкольной педагогике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих программах.

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем, автором игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.

Логические блоки Дьенеша – сущность и содержание методики

Для развития логических, комбинаторных, аналитических способностей детей Дьенеш разработал различные увлекательные логические игры. В своих занятиях он использовал специальные блоки, которые называл «логическими». При помощи их ребёнок мог научиться кодировке (классификации) определённой информации, ребёнок учится разделять блоки по свойствам (цвет, размер, форма, толщина, запоминать и обобщать. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет.

Золтан Дьенеш посвятил науке математике всю свою изнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной именно для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми.

Его идея заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, таким образом, что дети даже могут и не подозревать, что изучают сложные математические концепции. Система Дьенеша помогает родителям и педагогам активно развивать интеллектуальные и творческие задатки малышей.

Разработанные в 1960-х годах, блоки Дьенеша популярны во многих странах и применяются до сих пор в различных вариантах исполнения для развития детей и подготовки к школе.

Методика Дьенеша помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить различные математические понятия, а также развить важные для малышей психологические процессы.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

С 1993 года блоки Дьеныша выпускают отечественные производители "Корвет", Россия, Санкт-Петербург. Со временем опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста.

Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, удерживать их в памяти.

Игровое пособие «Логические Блоки Дьенеша» представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся.

Каждый блок обладает четырьмя свойствами, т. е. является носителем четырех свойств, которыми он полностью определяется:

- формой;

- цветом;

- величиной;

- толщиной.

Формы набора: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Имеются три цвета: красный, синий, желтый. Имеются две величины: большой и малый. Имеются две толщины: толстый и тонкий.

К набору с блоками прилагается инструкция, которая знакомит с методикой Дьенеша и играми достаточно подробно.

Оптимальный возраст для начала занятий – 2 -3 года.

Использование технологии логических блоков Дьенеша как средства формирования математических представлений у дошкольников

Занятия с дидактическим материалом «Блоки Дьенеша» проходят в несколько этапов. Ребенок плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией. Далее, двигаясь от простых заданий к более сложным, получим следующий нарастающий ряд дидактических задач:

• Учить детей видеть различные свойства предметов;

• По выявленным свойствам учить сравнивать различные предметы;

• После того как логическая операция сравнения освоена, переходить к обобщениям и классификациям разного рода;

• Знакомиться с языком символов, осваиваем принципы работы простейших логически операций.

Прежде чем пользоваться «фигурами» для проведения различных игр и решения разного рода задач, необходимо научится распознавать каждый элемент универсального множества, состоящего из блоков (или фигур) т. е. уметь называть его полное имя.

Все игры и упражнения, за некоторым исключением, даны в трех вариантах (I, II, III). Игры и упражнения первого варианта (I) развивают у малышей умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). С помощью игр и упражнений второго варианта (II) развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам). Игры и упражнения третьего варианта (III) формируют умения оперировать сразу тремя свойствами.

Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, воспитатель предлагает ему одно-два упражнения (игры). Если дошкольник не справляется с заданием, воспитатель предлагает более простое (предыдущее) по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед.

Методика Дьенеша разработана с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника.

• Первая стадия названа – «свободной игрой». Ее суть в том, чтобы в ходе игры ребенок старался решить незнакомую задачу с помощью проб и ошибок, самостоятельно придумывая различные варианты решений.

• На второй стадии происходит плавный перевод ребенка на изучение правил игры. При помощи правил дети осваивают необходимую математическую информацию.

• Третья стадия — процесс обсуждения, сравнения содержания математических игр. Автор методики побуждает искать разные варианты игр с похожими правилами при помощи различных материалов. Благодаря этому, у ребенка рождается понимание того, что суть игры не меняется от смены материала.

• Четвертая стадия знакомит ребенка с содержанием чисел. Для развития зрительного восприятия Золтан Дьенеш рекомендует использовать разнообразные карты игр, таблицы и диаграммы.

• Заключительная пятая стадия — самая длительная из всех предыдущих перечисленных этапов. Детям предлагается несколько вариантов описания карт с определением правил, позволяющим сделать логические выводы. Ребенок приходит к пониманию понятий аксиома и теорема.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.

В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств.

Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей.

В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а лишь его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.

Проверив, таким образом, каждого ребенка, педагог получает достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. А это даст возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка.

Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени — это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он «вырос» из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда.

Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Заключение

Современные основные образовательные программы дошкольного образования наряду с обучением детей элементарным математическим представлениям, ставят задачу развития логического мышления.

Являясь обязательным минимумом ФГОС ДО отражает совершенствование содержания и методов усвоения различных направлений развития и образования детей (образовательных областей, в том числе и математических знаний. Балансом между образовательными программами и ФГОС ДО в полной мере может служить логическая подготовка, которая выходит за рамки подготовки к изучению математики и является одним из средств умственного развития дошкольника.

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте.

В первую очередь у дошкольника развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира. Затем он познаёт пространственные отношения между предметами, устанавливает соответствующие связи, знакомится с формой предметов, их величиной. Всё это позволяет ребёнку развивать в дальнейшем логическое мышление, память, внимание, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребёнка в целом.

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий аспект. Усвоение математических знаний на различных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих такие затруднения, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний.

Взаимозависимость формирования и развития математических способностей детей дошкольного возраста и формирования логической сферы дошкольников является одной из популярных методических проблем последних десятилетий.

Существует два способа развития логических умений дошкольников : традиционное арифметическое содержание и менее традиционное - геометрическое. В методических работах упомянутых авторов в большей мере используется геометрическое содержание, нежели арифметическое.

Эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком З. П. Дьенешем.

Список литературы

1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А. В. Белошистая - М. : ВЛАДОС, 2004. - 400 с.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч. : В 6 т. – Т. 2. – 564 с.

3. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 261 с.

4. Носова Е. А. Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. – М., 1990. – № 6. – 101 с.

5. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М. : Академический проект, 2000. – 197 с.

6. Педагогические технологии : учебное пособие. / Автор-составитель Т. П. Сальникова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. – (Учебное пособие).

7. Плешакова А. Б. Игровые технологии в учебном процессе : [Пед. вузы]/ А. Б. Плешакова. // Современные проблемы философского знания. - Пенза, 2002. - Вып. 3. – 145 с.

8. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. – Кн. 2: Процесс воспитания. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 256 с.

9. Соловьева, Е. В. Формирование математических представлений детей 2-8 лет. Методическое пособие. ФГОС: Б-ка программы «Детство» / Е. В. Соловьёва. - М. : Просвещение, 2018. - 176 с.

10. Сухомлинский В. А. Об умственном воспитании. / Сост. М. И. Мухин – Киев: Рад. Школа, 1983. – 233 с.

11. Харламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие. М. : Юристь, 1997. – 512 с.

Публикации по теме:

Логические игры с «Блоками Дьенеша»Логические игры с «Блоками Дьенеша» «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаБлоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша»Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» Занятие по формированию элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления.

Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал»Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал» Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, направленный на познавательное развитие детей. Набор содержит в себе 48 объемных.

Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша»Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша» «Развивающие блоки Дьенеша»Одна из важнейших задач воспитания дошкольника — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных.

Логические игры — зарядка для умаЛогические игры — зарядка для ума Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию логические игры с карточками – кодами. Такие игры очень нравятся ребятам и замечательно вписываются.

Логические игры — зарядка для ума. Часть 2Логические игры — зарядка для ума. Часть 2 Сегодня предлагаю вашему вниманию продолжения материала «Логические игры – зарядка для ума - 2». Игровое упражнение «По щучьему веленью».

Открытое занятие «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша»Открытое занятие «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша» Открытое итоговое занятие по курсу «Введение в математику» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша». Пояснительная.

Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша»Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша» В этом году я работаю в первой младшей группе. В возрасте 2-3 года дети накапливают множество знаний о форме предметов, о размере, цветах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логические блоки Дьенеша
Опубликовано: 18 февраля 2022 в 08:57
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД