Зайнутдинова Разият Атагишиевна
Логодидактическая игрушка как средство успешной автоматизации звуков речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Логодидактическая игрушка как средство успешной автоматизации звуков речи у детей дошкольного возраста.
В последние годы наблюдается значительное снижение уровня развития речи дошкольников. Общеизвестный факт, что логопункты и группы компенсирующей направленности дошкольных образовательных организаций посещают дети с различными речевыми патологиями: от незначительных фонетических нарушений до системных нарушений речи. Зачастую у детей, имеющих недостатки речи, отмечаются и различные сопутствующие и вторичные отклонения в развитии нервно-психической сферы. Учителя-логопеды во время логопедических занятий отмечают у таких ребят повышенную утомляемость, снижение работоспособности и отсутствие интереса к трудоемкой, монотонной деятельности. Высокая распространенность дефектов звукопроизношения и других нарушений у детей дошкольного возраста требует от специалистов внимания и скрупулезной работы по поиску эффективных форм, инновационных коррекционно-развивающих технологий, приемов и методов работы по исправлению речевых нарушений.
Публикация «Логодидактическая игрушка как средство успешной автоматизации звуков речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Игровые технологии в логопедии включают огромное количество занимательных дидактических игр, необходимых для коррекции звукопроизношения, которые могут применяться вариативно, т. к. разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения, становления правильной речи дошкольников и направлены на оптимизацию процесса обучения.
Методологической основой разработки является:
- Деятельностный принцип в процессе развития речи (Л. С. Выготский, С. А. Зыков, Б. Д. Корсунская, Л. П. Носкова).
Известный факт, что работа с ребёнком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной, разнообразной, содержать сюрпризные моменты. И эту задачу помогает специалисту решить игра, как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. При коррекции неправильного звукопроизношения использование специальных игровых приёмов и упражнений способствует более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.
- Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (И. П. Павлов, В. И. Бельтюков, Т. В. Ахутина, М. М. Кольцова)
Важным в коррекции звукопроизношения и развитии фонематического восприятия является работа органов слуха и зрения, так же особое место уделяется работе двигательного анализатора. Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу.
- Поэтапное формирование произносительных умений и навыков (Л. С. Волкова, М. Е. Хватцев)
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
- Коррекционно-развивающая направленность воспитания и обучения (Л. С. Волкова, М. Е. Хватцев, Е. Н. Краузе, О. И. Крупенчук).
Ориентируясь на принцип коррекционно-развивающей направленности и обобщив опыт многолетней практики по коррекции фонетических нарушений, мы нашли эффективное средство коррекционно-развивающего воздействия на ребенка в процессе логопедических занятий и сформулировали рабочее понятие: логодидактическая игрушка.
Логодидактическая игрушка - это игрушка, используемая для коррекции у детей фонетико-фонематических нарушений, развития психических процессов, позволяющая ставить перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры.
Логоигрушки, которые мы представим вашему вниманию, многофункциональны. Они служат для постановки, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию лексико-грамматических категорий.
Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, нового, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» или «Сегодня нам предстоит встреча с забавным героем!».
Инновационная идея применения логоигрушки состоит в том, что для занятий с ребенком используется любая предметная игрушка или дидактический набор с правилами, конструкторы и строительные наборы, музыкальные игрушки, при применении которых логопед меняет правила в соответствии с этапом и задачами коррекционно-развивающего обучения, исходя из конструкции самой игрушки или содержания игры.
Технология использования логодидактической игрушки в коррекционно-воспитательном процессе интересна, необычна и оригинальна. При помощи дидактической игрушки всегда легче сформировать внутреннюю мотивацию и познавательный интерес ребенка к учебной деятельности, требующей усидчивости и внимания и превратить кропотливый труд в маленький праздник общения с необыкновенным гостем или занимательной игрой.
Занятия с логодидактическими играми и игрушками позволяют решать следующие задачи:
1. Обучать практическим действиям в зависимости от объективных свойств предметов.
2. Стимулировать развитие коммуникативной функции речи детей.
3. Научить простым поисковым действиям по методу проб и ошибок в решении практической задачи.
4. Корректировать правильное произношение звуков.
5. Активизировать и расширять словарный запас.
6. Формировать грамматический строй речи.
5. Развивать психические процессы.
6. Совершенствовать мелкую моторику, выполнять различные конструктивные действия.
7. Вызывать интерес к экспериментированию.
Мы систематизировали возможности использования инновационной логоигровой технологии с дошкольниками в методическую копилку. Организуя занятия с логодидактическими играми и игрушками, опирались на принципы активности, открытости и доступности, динамичности, наглядности, занимательности и эмоциональности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности каждого ребёнка. Продемонстрируем мобильность и вариативность игровой технологии с использованием логодидактических игр и игрушек.
1. Игрушки-образы к названиям артикуляционных упражнений. Такие логоигрушки можно подобрать к подготовительными комплексами артикуляционных упражнений для свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также к образу-символу вызываемого звука.
2. Предметные игрушки-ассоциации (ассоциации с автоматизируемым звуком). Такие логоигрушки используем на этапе вызывания звука, автоматизации звука изолированно, в слогах, словах, фразе. Игрушки могут предложить/привести задание, участвовать в диалоге и игровом упражнении, подвести итог, с ними можно действовать – играть – манипулировать.
3. Дидактические рамки-вкладыши. Основной принцип данной игры – вставлять фигурки (вкладыши) в соответствующие по форме углубления (рамки). Такие многофункциональные логоигрушки : развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, расширяют словарный запас и грамматический строй речи, автоматизируют определенный звук в словах. Логорамки-вкладыши можно подобрать на любой звук, ребенок вставляет вкладыш, проговаривает слова с автоматизируемым звуком и одновременно выполняет грамматическое упражнение на согласование существительного с числительными.
4. Сенсомоторные дидактические игрушки. Это могут быть дидактические деревянные/пластмассовые сортеры, втыкалочки, пирамидки, счеты. С помощью таких логоигрушек ребенок может научиться хорошей координации глаза и руки, повышению подвижности пальчиков обеих рук, сравнению предметов по величине, группировке предметов по различным признакам, порядковому и количественному счету, выстраивать сериационный ряд по величине и автоматизировать звук в слогах и словах. Например, собирать/разбирать пирамидку и проговаривать ряд слогов или повторять/подбирать слова с определенным звуком. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение
5. Дидактические лабиринты. Дидактические лабиринты могут быть проволочным, деревянным, магнитным). Лабиринты предназначены для развития руки и глаза к письму, координации движений и пространственного мышления - путем выполнения различных движений, связанных с передвижением деревянных ручек по прорезям/ бусин по пересекающимся спиральным проволокам/ магнитного карандаша по заданному рисунку, и одновременно автоматизируем звук изолированно или в слогах.
6. Игры-копилки. Данные логоигрушки используем на этапе автоматизации звука в слогах/словах (отраженное повторение ряда слогов, слов, подбор слов с заданным звуком). Можно решить дополнительные игровые задачи: «Собери фишки определенного цвета», «Кто больше фишек наберет?», «Выложи узор».
7. Конструкторы-модификаторы. Логоконструкторы предназначены для : конструирования игрушек для игр-звукоподражаний (Л - кораблик, Р - машинка, Ш- змейки, Г-гуси, К- пистолетик, Т- молоток); дифференциации звуков по твердости-мягкости (конструирование синего и зеленого роботов для раскладывания перед ними картинок). При помощи логоконструктора можно моделировать звуки, слоги и схемы слов при формировании звукового анализа и синтеза. Автоматизировать звуки в слогах/словах/фразе путем их отраженного проговаривания с одновременным отбором деталей для конструирования.
8. Игрушки-забавы. К ним относятся и заводные игрушки/ игрушки-сюрпризы. Как правило, эти логоигрушки с веселой тематикой и оригинальной конструкцией; для большей занимательности их изготовляют с механизмами движения. Используем их на этапе автоматизации в слогах/словах.
9. Музыкальные игрушки. Музыкальные логоигрушки можно использовать как сигнал контроля за звукопроизношением, играть на них и одновременно автоматизировать звуки в слогах, задавая и воспроизводя различный ритмический рисунок/словах, ориентируясь на ритмико-слоговую структуру слова.
10. Игрушки-стимулы. Игрушечные предметы можно подобрать к сюжетной линии игрового задания (например, «Накроем стол для чаепития», к постановке обучающей задачи (например, игрушка-телефон в задании «Запомни – повтори ряд слов», к ориентировке на заданный звук (например, игрушки-куклы Лада и Володя выполняют задания на звук (Л). К данным играм можно предложить дополнительные задачи, на формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи (например, в игре «Приготовь угощение» с разрезными фруктами и овощами можно предложить такие задания, как «Найди ошибку: помидор крупнее капусты», «Что ты сделаешь с фруктом? и т. д.).
11. Дидактические игры с правилами. Используем известные настольно-печатные игры, в которых адаптируем обучающие задачи в соответствии с этапом коррекционного воздействия.
Таким образом, применяя логоигрушки в логопедической практике мы повышаем эффективность коррекционно-педагогической работы, так как
- повышается умственная активность детей;
- увлекательный учебный материал создает радостное рабочее настроение и повышает работоспособность детей, побуждает в ребенке желание самому активно участвовать в логопедических упражнениях;
- использование логоигрушки, позволяет расширить диапазон игровых умений и навыков;
- поскольку многие игры предполагают постановку правил и игровых задач, то это способствует развитию произвольности поведения и гармонизирует поведенческие реакции ребенка.
Следовательно, применение игровой технологии с использованием логодидактических игр и игрушек создает благоприятные условия для закрепления правильного произношения всех звуков, для чистого и внятного произнесения слов, устранения речевых нарушений. В результате не только сокращаются сроки коррекции произносительных дефектов, но и заметно повышается уровень речевого развития детей.