МААМ-картинки

Логопедическая ритмика

Ирина Александровна
Логопедическая ритмика
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедическая ритмика – это одна из форм своеобразной активной терапии, как одно из средств воздействия в комплексе методик и как учебная дисциплина. Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными особенностями речевого развития, особенно в отношении детей с заиканием.

Публикация «Логопедическая ритмика» размещена в разделах

Групповые и индивидуальные занятия с логопедом при заикании помогают устранить имеющиеся у детей нарушения речи. Чем раньше выявить причины речевых нарушений и заняться их коррекцией, тем более быстрым будет достижение желаемого результата – полного избавления от заикания. В настоящее время логопедическая работа при заикании проводится в детских дошкольных учреждениях с применением различных методик, многие из которых уделяют большое внимание логоритмике.

Являясь активной формой терапии, современная логоритмика при заикании нацелена на решение целого спектра оздоровительных, коррекционных и образовательных задач. Выполнение специального игрового комплекса упражнений под ритмичную музыку дает детям возможность сформировать двигательные навыки, улучшить координацию движений, укрепить костно-мышечный аппарат. Благодаря музыкальному сопровождению и игровой форме занятий дети довольно легко осваивают и закрепляют не только двигательные, но и речевые навыки, учатся правильному дыханию.

На занятиях логоритмикой все упражнения выполняются по принципу «от простого к сложному». Педагог разучивает с детьми не только стихи, сказки и песни, но и специально разработанные комплексы движений головой, пальцами, руками, ногами, а также танцевальные связки. На следующем этапе дети учатся соединять текст и движения, согласовывать темп и амплитуду движений с ритмом музыки, а также осваивают технику правильного дыхания.

Профессиональный логопед строит занятия с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Так, при коррекции заикания особое внимание направляется на снятие моторных нарушений и налаживанию связи между общей и речевой моторикой, тогда как при ринолалии фокус переносится на дифференциацию дыхания носом и ртом, избавлению от назализации при произношении.

Логопедическая ритмика включает такие формы музыкального воспитания как:

прослушивание музыки (вокальная, инструментальная,

пение,

игры, сопровождаемые пением и музыкой,

танцы

подвижные игры под музыку.

Выбор материала должен соотноситься с этапом логопедической работы. Соответственно, на первом этапе рекомендуется слушание музыки, воспитывающие слуховое внимание. Образцы красивого, и артикуляционно правильного пения благотворно влияют на положительную настроенность заикающихся, на их желание подражать красивой речи, на их чувство темпа и ритма. Очень важно ребенку дифференцировать силу, высоту и длительности звука. Вообще важной задачей коррекционной работы с заикающимися детьми является развитие чувства ритма. Ритм организует двигательную деятельность человека – регулирует не только движение, но и слово, развивает фонетический слух, слуховую память, внимание и коррекции речи. Умение дифференцировать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения способствует их автоматизации, что в свою очередь исключает напряжение в двигательном аппарате, а это положительно сказывается на качестве речи.

Поскольку ритм есть сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, то акцентированная часть движений выполняется с наибольшим мышечным напряжением, а затем движение продолжается некоторое время по инерции, пассивно. Своевременное чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильности выполнения движения. Если упражнения построены ритмически правильно, то они выполняются легко и длительное время не вызывают утомления у детей старшего дошкольного возраста.

Определенная ритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает согласованную реакцию всего организма дыхательной, сердечной, мышечной деятельности, а также эмоционально – положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

Ритмический рисунок складывается из разных группировок длительностей, которые выполняются самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагами, бегом, прыжками и так далее. Развитие чувства темпа и ритма достигает своего совершенства именно в музыкально – ритмических композициях, которые уместно применять на логопедических занятиях.

При невротическом заикании у детей старшего дошкольного возраста можно усложнять ритмические задания, водить различные смены темпа и ритма. Но при неврозоподобном заикании необходимо начинать тренировку с простейших ритмов, не спешить усложнять ритмические задания.

Логоритмические занятия способствуют воспитанию:

личностных качеств ребенка с речевыми расстройствами, таких как подражательность, активность, инициатива, самостоятельность, коллективизм;

волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, выдержки.

Указанные качества формируются под влиянием как примера педагога, так и через целенаправленный подбор музыкальных и речевых упражнений, составляющих творческие композиции. Под специально подобранную музыку, на основе своих собственных представлений дети создают фантастические рассказы, песенки с танцевальными композициями. Подобные детские фантазии являются проявлением внутренней потребности психологического состояния детей старшего дошкольного возраста. Правильно развивающиеся дети в наибольшей степени проявляют творческие способности. Если в развитии ребенка имеются известные нарушения. То возникают ограничения или полное отсутствие творческих способностей. Поэтому следует обратить внимание на следующие моменты:

В отношении детей заторможенных, стеснительных, робких нужно применять наибольшее число элементов творчества, чтобы у них развилось именно это качество;

Творческие композиции надо вводить только после овладения элементарными техническими умениями;

Все двигательные замыслы и исполнение их детьми должны быть одобрены педагогом, не следует критиковать детей и придуманные ими возможно неудачные композиции.

Можно вводить индивидуальные импровизации под музыку (креативная гимнастика, в которых ребенок создает свой собственный двигательный образ, остальные будут использовать его замысел и подражать ему, там самым обогащая его опыт. Легче всего дети подражают движениям животных, деятельности из опыта семьи.

Что касается последовательности проведения музыкально – ритмической деятельности в общей структуре логопедического занятия в старшей дошкольной группе, то здесь нужно учесть некоторые моменты. Если, например, логопедическая ритмика предшествует собственно речевым занятиям, то материал не должен быть сложным или чересчур возбуждающим эмоциональную активность детей. При чередующимся характере музыкальных и речевых занятий следует ориентировать детей на активный отдых в форме музыкальных подвижных игр. Особый упор на подвижные игры рекомендуется делать в тех случаях, когда музыкально – ритмические занятия (логоритмика) следует после речевого логопедического.

Чтобы уравновесить чересчур возбужденное эмоциональное состояние детей можно использовать в конце занятия релаксацию.

Релаксация – это состояние расслабленности, покоя после переживаний или физического утомления, а также частичное или полное мышечное расслабление, сопровождающееся музыкой.

Заикающийся ребенок испытывает напряжение, судороги в мышцах губ, языка, шеи, лица, неловкости во всем теле. 10 – 15 минут приятной, расслабляющей музыки снимает напряжение, раздражение, тревожность. Для вялых детей полезно прослушивание экспрессивной музыки, активизирующей эмоции Вагнер, Стравинский, Равель. Для беспокойных детей – более ровная в эмоциональном отношении музыка Моцарта, Чайковского и так далее. Нормализующее и очень эффективное воздействие на психическое состояние оказывает прослушивание записи плеска волн, шум дождя, пение птиц.

Пение имеет важное значение в комплексной системе реабилитации заикания у детей, поскольку оно формирует правильное речевое дыхание. Вначале следует петь по одному гласному звуку, простому в артикуляционном отношении. Ребенок тянет один звук, меняя его высоту то вверх, то вниз. Затем следует переходить к пению цепочек гласных звуков (2–4 звука). Цепочка гласных пропевается на длительном выдохе как один звук: а – о – у. Первый звук произносится достаточно громко, следующий тянется голосом с уменьшенной громкостью, последний тихо, и наоборот. Все звуки при этом пропеваются одинаково ровно без напряжения.

Следующий этап – пение слогов с согласными, не вызывающие затруднения у детей в произношении. И лишь затем следует приступать к разучиванию песен, выбор которых тоже должен быть продиктован правилом от простого к сложному. Хорошим материалом к таким занятиям являются народные песни с короткой музыкальной фразой.

Таким образом, постепенно происходит переход к работе над интонационной выразительностью фразы силой звука, модуляциями голоса. Здесь рекомендуется уделить внимание драматизации песен. Песенный репертуар подбирается с учетом возраста и эмоциональных особенностей детей. Использование фонограмм детский песен из мультфильмов и кинофильмов также вызывает у ребенка искренний интерес и эмоциональную активность.

Не менее важный аспект логопедической ритмики – развитие моторики с участием музыки и речи. Здесь на стоит фиксировать внимание на речи, так как ребенок увлечен выполнением упражнений под музыку, что позволяет снять напряжение артикуляционного аппарата, устранить болезненную концентрацию ребенка на своем дефекте.

Разучивание танцев с детьми старшего дошкольного возраста необходимо сопровождать счетом.

На этапе самостоятельной речи следует усложнить упражнения и игры. Основное их содержание в этот период – это упражнения на координацию движений со стихотворной речью.

Таким образом, реабилитация и самостоятельность ребенка старшего дошкольного возраста по мере продвижения от этапа к этапу возрастает, роль взрослого постепенно утрачивает руководящую функцию, процесс игры контролируется детьми в свободном общении друг с другом, происходит взаимное разъяснение условий и содержания происходящего на логоритмическом занятии.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дидактическая игра «Логопедическая ромашка»Дидактическая игра «Логопедическая ромашка» Автор составитель дидактической игры: воспитатель Титова Светлана Николаевна, воспитатель дошкольных групп МОУ СОШ №2 р. п. Екатериновка.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Логопедическая игротека «Различай-ка» Методические аспекты деятельности учителя-логопеда по дифференциации звуков у дошкольников с ОНР Образовательные области: развитие речи,.

Консультация для родителей «Ритмика в ДОУ»Консультация для родителей «Ритмика в ДОУ» Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является.

Консультация для родителей «Сидим дома. Весёлая ритмика для всей семьи»Консультация для родителей «Сидим дома. Весёлая ритмика для всей семьи» Консультация для родителей «Сидим дома. Весёлая ритмика для всей семьи» Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это практические.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Логопедическая игра «Кто на чём летит?»Логопедическая игра «Кто на чём летит?» Логопедическая игра «Кто на чём летит?».Цель: Учить различать согласные звуки «С» и «Ш». Оборудование: картинки (2 большие и маленькие).

Логопедическая игра «Шкатулочка»Логопедическая игра «Шкатулочка» Цель игры: -автоматизация звука[Ш]в словах и предложениях. -развитие внимания, памяти; -развитие диалоговой связной речи. Дорогие друзья,.

Логопедическая игротека «Веселые ежики»Логопедическая игротека «Веселые ежики» Логопедическая игротека «Веселые ежики». Современные исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая ритмика
Опубликовано: 8 декабря 2021 в 10:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая ритмика» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Александровна (УИ 841023) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД