Получи документы

Логопедический проект «Весело играем — звуки в речи закрепляем»

Полина Деревягина
Логопедический проект «Весело играем — звуки в речи закрепляем»

Пояснительная записка

Специалисты знают, что детям неинтересны бесконечные повторения речевого материала во время автоматизации звуков на индивидуальных занятиях, дошкольнику сложно даже несколько минут просто повторять слова с автоматизируемым звуком. Умение свободно и правильно использовать поставленный звук в самостоятельной речи формируется медленно. Неудивительно, что правильно и достаточно хорошо повторив речевой материал, выйдя из кабинета, дети забывают все приобретенные произносительные навыки.

Публикация «Логопедический проект „Весело играем — звуки в речи закрепляем“» размещена в разделах

И передо мной встал вопрос, как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка?

Использование обучающего материала в форме увлекательной игры позволяет приобретать правильные произносительные навыки ненавязчиво и дает более высокие результаты.

Логопедический проект предназначен для создания условий развития звуковой культуры у детей с нарушениями в произношении звуков.

Цель разработки: активизация работы по автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах и словах.

Основными задачами являются:

- развивать артикуляционный аппарат;

- побуждать ребенка самостоятельно, активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

- повышать познавательную активность и работоспособность детей;

- развивать не только речевые, но и творческие способности у детей;

- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;

- повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям;

- объединять усилия педагога и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко используя родительский потенциал.

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Участники проекта :

• дети с нарушениями речи,

учитель-логопед,

• родители,

• воспитатели, специалисты ДОУ.

Эффективность данных результатов:

У детей появляется самоконтроль в правильном звукопроизношении, родители приобретают необходимые им знаний по вопросам речевого развития детей, педагоги повышают профессиональное мастерство по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы.

Вид проекта – коррекционный, долгосрочный

Срок реализации проекта – 1 год.

Этапы проекта :

I. Подготовительный этап

Задачи:

1. создать условия для подготовки ребенка к длительной коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;

б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;

в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) укреплять физическое здоровье воспитанников логопедического пункта ДОУ (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж).

2. Определить направление логопедического проекта, а также условия его реализации.

3. Подобрать игры и игровые упражнения по постановке и автоматизации нарушенных звуков и изготовить дидактические пособия к ним.

4. Провести консультацию для родителей “Роль дидактических игр в процессе автоматизации звуков в речи у детей дошкольного возраста”.

Основной этап.

Работа с детьми:

II. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

а) устранять дефектное звукопроизношение;

б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1. Постановка звуков в такой последовательности:

свистящие С, 3, Ц, С’, 3’

шипящий Ш

соноры Л, Ль

шипящий Ж

соноры Р, Р’

шипящие Ч, Щ

Способ постановки:

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики) :

для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

• для Р, Р’ : «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах :

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

а) 3, Ш, Ж, С, 3’, Л’ автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем

в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р’ можно начинать автоматизировать с проторного аналога

и параллельно вырабатывать вибрацию.

3. Автоматизация каждого исправленного звука в словах.

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихотворения с данным словом.

5. Дифференциация звуков :

С – З, СЬ – Ц, С – Ш;

Ж – З, Ж – Ш;

Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;

Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л

6. Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

Первый период обучения (сентябрь – октябрь-ноябрь)

Содержание работы

1. Постановка звука «С»

2. Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях.

3. Постановка и автоматизация звука «Сь».

4. Постановка звука «Ц»

5. Автоматизация звука «Ц» в слогах, словах, предложениях.

6. Постановка и автоматизация звука «З» в слогах, словах, предложениях.

Развитие артикуляции и речевого дыхания

1. Учить удерживать язык за нижними зубами; упражнять в выдувании тонкой холодной струи воздуха вниз; контролировать положение губ

(улыбка). 2. Комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция)

«Забор»-«Окно» -«Мостик»- «Забор» -

«Холодный ветер»

3. Учить удерживать кончик языка строго за нижними дёснами.

Дыхательное упр-е «Осень».

Удерживать губы в яркой улыбке, кончик языка упирается в нижние резцы.

Учить воспроизводить слияние «тс» очень кратко и быстро.

Следить за положением губ и языка.

Дыхательное упражнение «Вьюга».

Учить включать голос при произнесении звука «С». Дыхательное упр. «Комарик».

Второй период обучения (декабрь – январь – февраль)

Содержание работы

1. Постановка звука «Ш»

2. Автоматизация звука «Ш»

3. Дифференциация свистящих звуков.

4. Постановка и автоматизация звука «Ж»

5. Постановка звука «Л»

6. Автоматизация звука «Л»

7. Постановка и автоматизация звука «Ль». Дифференциация звуков Л-Ль.

8. Дифференциация свистящих и шипящих звуков (С-Ш, З-Ж)

Развитие артикуляции и речевого дыхания

1. Учить удерживать язык «чашечкой» за верхними зубами, сохраняя правильное положение губ

(вытянуты вперёд. округлены)

2. Комплекс упражнений для шипящих:

«Забор» - «Окно» -«Мостик»-«Лопата»-

-«Лопата копает»«Вкусное варенье» -

-«Фокус» -«Теплый ветер».

3. Учить включать голос при произнесении звука «Ш».

4. Комплекс упражнений для шипящих:

«Забор»- «Окно»- «Мостик» - «Лопата»-

«Лопата копает» -«Вкусное варенье»

- «Фокус» - «Теплый ветер».

5. Дыхат. упр-е «Вьюга».

6. Учить удерживать язычок на «бугорке» за верхними зубами.

7. Комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция)

«Забор» - Окно» - «Мостик» -«Лопата» -

«Пароход» -«Пароход гудит».

8. Дыхат. упр. : «Ветерок»

9. Кончик широкого языка упирается в верхние зубы.

10. Удерживать губы в улыбке, кончик поднятого язычка упирается в верхние альвеолы.

11. Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

Третий период обучения (март – апрель – май)

1. Подготовительные упражнения к постановке звука «Р»

2. Постановка звука «Р»

3. Автоматизация звука «Р»

4. Постановка и автоматизация звука «Рь»

5. Постановка и автоматизация звука Ч

6. Постановка и автоматизация звука Щ

7. Дифференциация звуков «Р-Рь», «Р-Л», «Рь-Ль», «Ть-Ч», «Щ-Сь» и др.

8. Закрепление правильного произношения всех поставленных звуков в свободной речи

Развитие артикуляции и речевого дыхания

1. Удерживать язык за верхними зубами «Грибок», «Лошадка». «Дятел».

2. Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса.

3. Комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция) :

«Забор»- «Окно»- «Мостик»- «Парус»-

«Цокает лошадка» - «Молоток»- «Дятел» -

«Пулемет».

4. Кончик языка поднят вверх и вибрирует у альвеол.

5. Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса.

6. Учить образовывать смычку кончика языка с верхними дёснами.

7. Учить образовывать щель между кончиком языка и верхними альвеолами.

8. Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

Работа с родителями:

1. Провести индивидуальные консультации родителей по автоматизации поставленных звуков.

2. Выполнение, совместно с ребенком, заданий от логопеда с изучаемыми звуками.

3. Повышение интереса родителей к логопедическому процессу.

Работа с педагогами:

1. Выполнение совместно с педагогами настольных речевых игр.

2. Использование настольных речевых игр в процессе закрепления правильного произношения поставленных звуков.

Заключительный этап.

Задачи:

1. Провести диагностику умения употреблять поставленные звуки в речи детьми старшего дошкольного возраста.

2. Подведение итогов по реализации проекта, обобщение опыта работы по проекту с воспитателями групп и специалистами ДОУ.

Конечный продукт проекта.

1. Сформированная устойчивая мотивация детей.

2. Повышение грамотности родителей в обучении детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в логопедическом процессе.

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

Практический результат проекта.

1. Демонстрация настольных речевых игр и их использование в процессе закрепления правильного произношения звуков.

2. Проведение индивидуальных занятий с использованием дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста, автоматизация звуков.

Результат проектной деятельности.

1. У детей сформировано правильное звукопроизношение, фонематическое восприятие, они правильно произносят гласные и согласные звуки в сочетание со звуками.

2. Дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, выделять из ряда слов те, в которых есть заданный звук, научились выделять на слух слова, в которых есть этот звук, не зависимо от его положения, определять место заданного звука в слове, у них выработалась хорошая дикция.

Публикации по теме:

«Летом весело играем, с музыкой мы отдыхаем!» Консультация для педагогов детского сада«Летом весело играем, с музыкой мы отдыхаем!» Консультация для педагогов детского сада .

Фотоотчёт о подготовке к празднику и развлечении «Весело играем — Пасху отмечаем»Фотоотчёт о подготовке к празднику и развлечении «Весело играем — Пасху отмечаем» Пасха - этот праздник, который мы все любим с детства. Пасха, или Светлое Христово Воскресение, – главный праздник православных христиан,.

Фотоотчёт о проведении игрового развлечения «Пасху встречаем — весело играем!»Фотоотчёт о проведении игрового развлечения «Пасху встречаем — весело играем!» «Встретим Пасху хорошо, Весело и светло. Хорошим угощеньем, Песней, пляской да весельем!» Приближается праздник Пасхи. Это большое.

Мастер-класс для родителей «Играем в настольно-печатные игры и закрепляем звуки в речи» Огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе имеет овладение правильной речью. Разнообразные.

Мастер-класс для воспитателей «Вместе весело играем, чувство ритма развиваем» Цель – Знакомство участников с опытом использования упражнений, речевых игр, и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства.

Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Весело играем — пальчики развиваем»Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Весело играем — пальчики развиваем» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению "лепбука" для развития мелкой моторики.

Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима» Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический проект «Весело играем — звуки в речи закрепляем»
Опубликовано: 25 декабря 2023 в 23:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД