Альбина Пирковская
Логопедическое занятие для старшей группы «Звук [И] и буква И»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия:
Коррекционно- образовательные:
•познакомить детей со звуком[ И], способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»;
•развивать слуховое внимание
Коррекционно- развивающие:
•развивать и корригировать фонематический слух;
•закрепить зрительный образ гласной буквы [И];
•проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – буква».
Коррекционно- воспитательные:
•воспитывать у детей навык обращения с раздаточным материалом.
Оборудование:
Публикация «Логопедическое занятие для старшей группы „Звук [И] и буква И“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
предметные картинки со звуком [И], цветные кружки для обозначения звуков и составления схем, карточки для нахождения звука [И] в разных позициях, конструктор ЛЕГО.
НОД
Организационный момент.
Логопед: Ишак поднимался в гору и кричал: «Иа…Иа…Иа!»
«Иа!»- Какой первый звук вы слышите?
Ответ: Звук [ И].
Логопед: Ребята, вы наверно догадались, что у нас сегодня в гостях звук [И].
Давайте его произнесем. (Дети пропевают звук [ И] выше – ниже, и дается объяснение, какой звук называется гласным.)
Артикуляция звука [И].
(Губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает преград. Горло дрожит, есть голос).
Характеристика звука[И].
(Звук [ И]- рот открыт, кончик языка прижат к нижним зубам, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом).
Логопед: Все молодцы. Послушайте сказку о звуке [И].
Сказка о звуке [И]
Жил-был звук[И]. Рот у интересного и привлекательного звука [И] всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «И, И, И».
Иногда звук[И] играл на свирели. И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко:
- Й_ И И И__, Й_ И И И.
И низко:
- ЙИЙИЙИ И_.
И протяжно:
- И_ И_ И.
И отрывисто:
- ИИ и и й, ИИ иии.
Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука [И] песню о Чижике-пыжике:
- ИИ ИИ ИИЙ_, ЙИ Иии ИИ Й_.
Когда звук [И] прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.
Логопед: Вам понравилась сказка?
Ответ: Да
Логопед: Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
•О каком звуке эта сказка?
•Как звучали песни звука [И?] (Игриво.)
•Почему песни звука [И] всегда были игривыми? (Рот широко-широко улыбался.)
•На каком музыкальном инструменте играл звук[ И? ](На свирели.)
•Как могут звучать мелодии звука [И?] (Высоко, низко, протяжно, отрывисто.)
•Исполни все мелодии звука И. (И И, И, и и и.)
•Какую песню в исполнении звука [И] любили слушать окружающие? (Чижик-пыжик.)
•Спой песню о Чижике-пыжике так, как ее пел звук [И], мелодию прохлопай. (ЙИ ЙИ ИИЙ_, ЙИ ИииЙИЙ.)
Логопед: Встаем идем на коврик.
Физкультминутка.
(Логопед предлагает детям изобразить деревья и листочки, которые качает ветерок).
«Дует легкий ветер - листочки шевелятся»,- говорит он.
(Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.)
«сильный ветер- качаются деревья»,-говорит логопед, а дети выполняют наклоны туловища.
Осенние листочки на веточках сидят.
Осенние листочки ребятам говорят:
Осиновый: а-а-а! Рябиновый: и-и-и.
Дубовый: о-о-о! Березовый: у-у-у.
Логопед: Садитесь, пожалуйста, на свои стульчики. Молодцы
Упражнение «Внимательные ушки»
(Дети хлопают в ладоши, когда слышать звук [И] в цепочке гласных звуков, в слогах- используют синий квадрат, в словах -зеленый треугольник.)
-И, А. О, У. И, Э, Ы, А, И, О, У, Э, И, А и т. д.
-си. па. бу. ко, си, во, ту, мА, си, ку, га, си и т. д.
-индюк, кукла, изба, стол игрушка,шкаф, артист, шапка, лиса, шишка, конфета,игла, ива, бак, полка, пила певец, липа. и. т. д.
(Логопед раздает наглядные пособия: карточки и кружочки красные, синие и зеленые).
Упражнение«Определите место звука [И] в словах».(Изба, лиса, ноги).
Упражнение «Раздели слова на слоги». Используйте конструктор ЛЕГО.
(Артист, избушка, липа, полки).
Логопед: Звук[ И ]- гласный, обозначать мы его будем кружочком красного цвета.
Этот звук очень любит произносить маленький ослик (картинка). Давайте с вами произнесем звук [И]. (Дети произносят звук [И]) То, что произносим и слышим это звуки. То, что видим, читаем и пишем, это буквы
Упражнение «Связь звука и буквы».
(Выкладывание буквы [И] с помощью конструктора ЛЕГО и пластмассовых палочек.)
Для [И] три палочки возьми,
Две прямо. Третью наклони.
Итог занятия.
Логопед: С каким звуком познакомились? (Со звуком [И]). Какой это звук? (Это гласный звук.
Назовите слова со звуком [И](Игрушки, грибы, избушка, изюм и другие)