Алла Батулина
Логопедическое занятие в 1 классе «Дифференциация [Ч]-[Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять знания о звуках Ч – Щ и дифференцировать их.
Задачи:
1. Закреплять навыки различения звуков урока в слогах, словах, предложениях.
2. Продолжать развивать навыки фонематического и слогового анализа и синтеза.
3. Развивать зрительное внимание.
4. Закреплять знания норм орфографии.
5. Закрепить написание буквы Ч.
6. Обогащать словарь детей.
7. Формировать интерес к изучаемому материалу.
Публикация «Логопедическое занятие в 1 классе „Дифференциация [Ч]-[Щ]“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Оборудование: Картинки Василисы Прекрасной и Кащея, игрушечная собака, письмо, сюжетная картинка со словами на звук [ч], фишки, картинки с изображением леса, реки, замка. индивидуальные карточки с заданиями, цветочная поляна с крупными цветами и пчела, смайлики на каждого ребенка без улыбочек. (Картинки могут быть заменены слайдами.)
Литература:
1. Бекшиева З. И. Коррекция письменной речи у школьников.
2. Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.
Структура и ход урока.
Организационный момент.
Приветствие учителя
Внесение картинки, изображающей Василису Прекрасную и игрушечной собаки с письмом. Знакомство с героями занятия:
-Собака Чапа, верный друг Василисы Прекрасной, принесла нам письмо. Давайте его прочтем.
«Дорогие друзья! Меня украл и держит в темнице злой Кащей. Я нуждаюсь в помощи. Чапа поможет вам найти дорогу. Василиса».
Ребята, пора отправляться в путь.
Основная часть.
1. Характеристика звуков Ч - Щ.
Кто запомнил как зовут собаку? (Чапа)
С какого звука начинается ее имя? (со звука Ч).
-Правильно. Давайте вспомним, что мы знаем про этот звук.
Дети дают характеристику звука.
Ч-согласный, глухой, всегда мягкий. Он образуется от двух звуков[Т`+ Ш]
-Чтобы Чапа не убежала далеко, наденем ей поводок. Он будет состоять из букв Ч. (Дети прописывают строчку букв Ч. _)
-Нам надо найти замок Кащея. В его имени есть интересный звук [Щ]. Что мы скажем об этом звуке?
Дети дают характеристику звука.
Щ – согласный, глухой и всегда мягкий.
2. Развитие фонематического восприятия
- А теперь проверим, как хорошо вы различаете эти звуки. Я буду произносить звуки, слоги и слова, а вы показываете нужную букву.
-Ч, Ш, Щ,ТЬ,Ч, Т, К, Щ, Ш,Ч.
-ЧА, ЩО, АЧ, ЧУ, ЩИ, ЩА, ЧИ.
-Шить, чай, щука, плач, чеснок, палец, шутка, хвощ.
Дети показывают буквы, дифференцируя звуки на слух.
3. Развитие слогового анализа и синтеза. Дифференциация звуков в слогах и словах.
- Мы вошли в дремучий лес и должны прорубить тропинку. Я буду говорить слова, а вы мне скажете слог, в котором встретятся звуки Ч или Щ. Девочки будут записывать слоги со звуком Ч, а мальчики со звуком Щ.
- Задача (ча, морщины (щи, очки (оч, речной (реч, кузнечик (чик, мешок, пещера (ще).
- Вот мы подошли к речке, но мостик сломан. Нам необходимо заделать дыры, чтоб не провалиться.
Дети выполняют задания на карточках, вставляя пропущенные буквы.
Товари,труба, кала, пи…ит, …ебет, …еснок.
4. Физминутка
- А теперь приляжем на травку и отдохнем, наблюдая за пчелами. (гимнастика для глаз). Я буду перемещать пчелку с цветка на цветок, а вы следите за ней глазами.
(пальчиковая гимнастика). Теперь покажем, как пчелка летает.
-Села пчелка на цветок, пьет она душистый сок.
Дети встают и вращают указательными пальцами, остальные пальцы прижаты к ладони,
5. Развитие зрительного внимания
- Отдохнули, но идти еще далеко. Полетим-ка на ковре-самолете. Он необычный. Найдите на нем предметы, в названии которых есть звук Ч.
Дети рассматривают сюжетную картинку и называют предметы со звуком Ч.
6. Дифференциация Ч – Щ в предложениях
-Вот впереди виден замок Кащея. Чапа приведет нас к дверям темницы. Но в дверях нас встречает…. (Кащей)
Кащей любит умных детей. Сейчас он даст нам задания и, если мы справимся, он согласен отпустить Василису.
-Вствьте пропущенные слова в предложения. Вам нужно выбрать слово из тех слов, что помещены в скобках.
Дети выполняют задания на карточках.
Письма опускают в почтовый…. .
Для дождливой погоды мама купила…. .
Солнце закрыла большая…. .
Мы собирали на огороде сочные… .
На стене громко тикали… .
(ящик, туча, плащ, часы, овощи.)
-Ура, Кащей отпускает Василису домой. Чапа радостно встречает хозяйку. Василиса благодарит нас, а мы дарим ей наши улыбки.
Дети рисуют улыбки на смайликах.