Юля Шиянова
Логоритмика как средство развития речи у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Логопедическая ритмика-
как средство развития просодических компонентов
речи у детей с ТНР на музыкальных занятиях»
Составила: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Шиянова Ю. В.
г. Реутов 2020
Цель: преодоление речевого нарушения у детей дошкольного возраста через развитие просодических компонентов речи.
Задачи:
образовательно-воспитательные:
-воспитывать способности ощущать в пении речи ритмическую выразительность;
оздоровительные:
Публикация «Логоритмика как средство развития речи у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
-развивать силу голоса;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
В последнее время, к сожалению, увеличилось количество детей с различными патологиями, в том числе и с нарушением речи. Все мы знаем, что пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных нарушениях речи : невнятном произношении, проглатывании окончаний слов, при заикании. Многие дети говорят недостаточно ясно, активно, зажимают нижнюю челюсть.
Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи.
Поэтому в целях коррекции данной категории дошкольников мною применяются как традиционные, так и альтернативные приемы музыкального воздействия для нормализации речевых расстройств.
К традиционным музыкальным приемам можно отнести логоритмику (здесь наблюдается тесная связь слова, музыки и движения) в процессе которой
активизируется словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал, и метроритмическое чувство следующими средствами :
• Речевые игры со словом
• Пение (активизация речи, развитие речевого и певческого дыхания, голоса, звукообразования, артикуляции, интонации)
• Игра на музыкальных инструментах с пением (развивает речь и чувство ритма)
• Пальчиковая гимнастика с пением
В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. (Уж, как шла Лиса по травке и т. д.) Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни. Формируя чёткую дикцию, можно предложить спеть скороговорку на одной – двух ступенях:
“Не по шоссе, а около катилось О и охало”
или
«Мама мыла Милу с мылом,
Мила мыло не любила».
В процессе обучения пению необходимо следить за правильностью положения корпуса и головы (голову нужно держать прямо, плечи не поднимать, мышцы шеи не напрягать) : от этого зависит и хорошее качество звучания, и лечебный эффект. Необходимо следить за тем, чтобы во время пения дети широко раскрывали рот. Хотелось бы отметить: для детей очень полезно периодически пользоваться таким приемом, как пропевание знакомой песни без слов- на слоги ДУ и ЛЯ (например, спеть песню «Жили у бабуси, два веселых гуся»).
Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на длительном выдохе слогов : «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» («Петушок», «Андрей-воробей», «Сорока-белобока», «Гуси, гуси, га-га-га») – лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Эффективными для речевого развития дошкольников являются музыкально-логопедические рифмовки - короткие стихи, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые необходимо пропевать. Такие распевки на определенные звуки применяются согласно плану прохождения данных звуков на фронтальных занятиях учителя-логопеда.
Пример таких распевок:
Звук «С»
Ся-ся-ся – жили-были два гуся.
Ся-ся-ся – спи спокойно, сказка вся.
«Коза»
За-за-за – на верёвочке коза,
Зы-зы-зы – нету травки у козы,
Зу-зу-зу – отвязали мы козу.
Звук «Г»
Га-га-га-у коровы есть рога
Ге-ге-ге- и копыта на ноге
Ги-ги-ги- кто имеет две ноги?
Гу-гу-гу- гусь пасется на лугу.
В некоторых распевках для развития силы голоса необходимо отстукивать ритм и делать ударение на заданный слог: сначала на первый слог, затем на второй и т. д. Сначала надо проговорить текст, прохлопать ритм, сделать ударение на слоги, а потом уже пропеть эту распевку разными вариантами.
«Осень»
Ла-ла-ла, ла-ла-ла- это осень к нам пришла
Ул-ул-ул, ул-ул-ул- ветерок, вдруг подул
Ила-ила-ила, ила-ила-ила- листва в воздухе кружила
Али-али-али, али-али-али- все мы осень очень ждали.
Нетрадиционные музыкотерапевтические приемы включают в себя пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании.
Распевка нот звукоряда на диафрагмальном дыхании:
«Звуки музыки»
До- воробышка гнездо
Ре- деревья во дворе
Ми- котёнка накорми
Фа - в лесу кричит сова
Соль - играет детвора
Ля - запела вся земля
Си- поём мы для того,
Чтобы вновь вернуться к до.
Так же можно спеть слитно и протяжно несколько гласных звуков на одном выдохе, не забывая «брать дыхание» :
Аааааэээээ (до-ре-ми-фа-соль и обратно)
Аааааиииии (до-ми-соль-ми-до и обратно по звукоряду вниз)
ииииааааа
аааааииииииооооо
ииииизэзээзааааа
аааааиииииээзээоооооо и т. д.
Можно спеть гласные звуки и побаюкать куклу на руках, приговаривая а-а-а-а-а
Прежде чем приступить к упражнениям на дыхание-можно представить, что каждый звук можно «понюхать» как цветок. Для этого соберем все пальцы вместе и втянем воздух носом, а затем:
— Понюхал, затем медленно и долго подуй на свои ладошки;
— понюхал и коротко выдохни воздух на каждый пальчик;
— понюхал, подул, но не до конца, а задержав дыхание, затем выдул до конца весь воздух.
Упражнения на дыхание выполняется сначала без музыки, затем с музыкой. Ребенок распределяет дыхание в соответствии с музыкальной фразой. («Едет, едет, паровоз…Чух-чух-чух-чух»-на каждую фразу делается вдох и потом уже пропеваем фразу)
То же самое можно проделать с использованием духовых музыкальных инструментов: свистулек, дудок и пр. Таким образом, все это способствует правильному распределению дыхания. Можно отметить, что дети с большим удовольствием играют на музыкальных инструментах, поют попевки и одновременно передают ритмический рисунок мелодии. Здесь одновременно развивается мелкая моторика кистей рук и развивается ритмизированная речь.
Также предлагаются детям песенки-игры, музыкальный руководитель поет запев, а дети отвечают за персонажа каким-то определенным звуком, например игра на пропевание гласных звуков.
Сидит ворон на дубу
Он играет во трубу
Дети: У-У-У, У-У-У,У-У-У
Такие песенки-игры можно применить как упражнение на силу голоса. Сначала детям дается задача пропеть громко (ворон сидит на дубу близко) и потом уже спеть тихо (ворон сидит на дубу далеко).
Я на горке стою
Громко (тихо) песенку пою
Ю-Ю-Ю, Ю-Ю-Ю (девочка стоит на горке сначала далеко-дети поют тихо, следующий раз пропеть громко-девочка стоит на горке близко).
Полезно предложить детям петь “как медвежата”, “как зайчики”, “как мышки” или голосом папы, голосом мамы и голосом ребенка. Это поможет им лучше овладеть тремя основными регистрами голоса.
При пении нужно следить за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным (чтобы была задействована правильная звуковая артикуляция). Пение гласных звуков оказывает положительное воздействие на организм. Пропевание одних звуков - подзаряжает энергией, других – успокаивает, снимает напряжение, являясь профилактикой против стресса. Кроме того, каждый звук положительным образом воздействует на определенный орган человека. Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, является массажем внутренних органов, повышая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям.
Хочется отметить про влияние театрализованной игры на развитие ребенка с нарушениями просодических компонентов речи.
-Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; --Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);
-Совершенствует артикуляционный аппарат;
-Формируется диалогическая, эмоционально- насыщенная, выразительная речь.
Очень полезны песенки-приветствия (создают доброжелательный настрой, «прощальные» песенки (подводят итог прошедшей деятельности и создают настрой на предстоящую деятельность, музыкальные формулы самовнушения на преодоление стрессовых ситуаций эффективны для поддержания душевного здоровья и эмоционального
фона. Являются важным фактором психологической устойчивости, что необходимо в достижении физического здоровья. Пример: «Я — хороший, ты – хороший. Я самый умный. Я самый добрый. Я люблю всех вас! Ты самый умный. Ты самый добрый. Я люблю вас всех!»
Следует отметить, что в работе по развитию голоса необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Упражнения нужно подбирать, ориентируясь на голосовые и звукопроизносительные возможности ребенка. Важно избегать перегрузки неокрепшего голосового аппарата дошкольников, чтобы не допустить возникновения дополнительных нарушений голоса.
Таким образом, эффективность применения традиционных и альтернативных форм музыкотерапии в организованной и самостоятельной деятельности, режимных моментах состоит в коррекции психоэмоциональных состояний и речевых нарушений детей.