Ирина Секисова
Лэпбук «Животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Название материала: Лэпбук «Животные»
Наименование образовательной организации:
Филиал №3 «Лесная сказка» МБДОУ детского сада №31 г. Пензы
«Волшебная страна»
Секисова Ирина Александровна, МБДОУ №31,ф. 3 г. Пензы, учитель-логопед, высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Публикация «Лэпбук „Животные“» размещена в разделах
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.
Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка дошкольника, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в образовательной деятельности по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу?
В связи с введением ФГОС в дошкольное образование появилась необходимость применения инновационных методов, способов, приёмов обучения, направленных на достижение позитивного результата. Одной из новых форм организации образовательной деятельности, способствующей достижению поставленных целей путём объединения совместных усилий педагога и детей, является ЛЭПБУК.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию и раздаточный материал, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Обоснование актуальности и перспективности
Вот уже несколько лет образовательный процесс в нашем детском саду выстраивается на основе комплексно – тематического планирования. И здесь столкнулись с такой проблемой как итоговое мероприятие, т. е. в конце каждой тематической недели должен представляться какой-либо продукт (это может быть мероприятие в виде развлечения, выставка работ, мастер-класс с родителями, досуг и другие формы работы).
Использование инновационных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из эффективных, на мой взгляд, является - тематическая папка-лэпбук. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Можно выбрать задания под силу каждому и сделать такую коллективную книжку. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
Для закрепления с детьми полученных знаний о животных я сделала лэпбук «Животные». Это мой первый опыт. Для изготовления лэпбука пошли в ход детские книжки о животных, открытки с изображением животных, я распечатала на цветном принтере дидактические игры «Собери картинку», «Чей хвост?», «Кто чем питается», «Найди пять отличий», «Чьи следы?», «Найди мою тень», пальчиковые игры. Игр о животных оказалось великое множество: тут и дикие животные, и домашние, и животные жарких стран и Севера. Благодаря этой папке можно узнать кто где живёт, кто чем питается, потренировать пальчики, играя с прищепками и выполняя разные
упражнения на развитие мелкой моторики, узнать какой след оставляют разные животные. Помимо этого, рассматривая картинки, можно рассказать как зовут его детёныша, в какой сказке встречается, составить описательный рассказ о животном.
По сравнению с аналогами, мой лэпбук компактный и удобный в применении. В нём есть два отделения, в которых вертикально размещаются конверты с множеством игр и есть пластиковые конверты с объёмными дидактическими играми, которые легко умещаются внутри лэпбука. Лэпбук эстетично оформлен : прочные, удобные пластиковые конверты, красивая познавательная книга о животных на обложке лэпбука, яркие завязки (для развития мелкой моторики, что привлекает внимание детей и заинтересовывает их в выполнении заданий. Я довольна проделанной работой.
Сфера применения: занятия с логопедом в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Данный опыт может быть использован в полном объеме воспитателями ДОУ.
Форма организации: индивидуальная или подгруппами (это способствует развитию коллективизма в группе).
Функциональное назначение: мой лэпбук многофункционален. Он направлен на развитие внимания, памяти, мышления, познавательное развитие, речевое развитие и развитие мелкой моторики детей. Дети закрепляют ранее изученные лексические темы «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные жарких стран» и «Животные Севера». В играх они совершенствуют грамматический строй речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кошка-кошечка, образование множественного числа существительных (заяц-зайцы, образование родительного падежа существительных (тень волка, следы зайца, образование существительных в дательном падеже (косточка нужна собаке, образование существительных в предложном падеже (живёт в дупле, согласование числительных с существительным (три щенка, образование притяжательных прилагательных (лисий хвост).
Проблема: у детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы, значительное снижение познавательной активности детей, недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности.
Целевая группа, на работу с которой направлен опыт: дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Концептуальные основы методических идей: оптимизация образовательного процесса речевого развития дошкольника через использование современной образовательной технологии «лэпбук».
Содержательная часть
1. Необходимые условия реализации
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Так, им важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно –образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:
-совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми;
-образовательная деятельность в режимных моментах;
- организованная образовательная деятельность;
- самостоятельная деятельность детей.
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального
опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды.
В нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками, с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности. В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог нашего детского сада. Для меня результатом такого поиска стала тематическая папка или лэпбук.
2. Раскрытие основного содержания
«Лэпбук» - накопленная книга, книга - копилка, книга - сокровищница. Это-тематическая папка для детей на какую-либо заданную тему. Это - обучающая папка, удивительное и очень полезное пособие. В настоящее время в интернете возможно найти очень много информации на тему лэпбуков : образцы, элементы, советы по изготовлению и мастер-классы - от идеи до воплощения. Я в свою очередь хочу предложить свой вариант оформления моего первого лэпбука. Думаю, что этот материал будет полезен в практической деятельности учителей-логопедов, учителей-дефектологов.
В практической части я хочу представить свой авторский лэпбук на тему «Животные». В лэпбук входит :
• Познавательная книга с картинками «Млекопитающие животные»
• Картинки животных (открытки)
• Загадки
• Книжка - раскладушка
• Дидактическая игра «Накорми животных»
• Дидактическая игра с прищепками «Кто что ест»
• Дидактическая игра «Чей хвост?»
• Игра «Какую пользу приносят животные»
• Игра «Животные Севера»
• Игра «Найди 5 отличий»
• Дидактическая игра «Собери картинку»
• Пальчиковые игры «Животные»
• Дидактическая игра «Большие и маленькие»
• Дидактическая игра «Кто где живёт и что ест»
• Дидактическая игра «Развиваем воображение»
• Дидактическая игра «Аналогии»
• Дидактическая игра «Чьи следы?»
• Дидактическая игра «Посчитай-ка»
• Развитие речи
• Дидактическая игра «Найди мою тень»
Подробнее о дидактических играх лэпбука «Животные»
• Картинки животных
•
•
•
•
•
•
•
•
• Загадки
• Книжка - раскладушка
• Дидактическая игра «Накорми животных» и дидактическая игра с прищепками «Кто что ест»
Цель: Закрепить знания детей о животных, чем они питаются.
Задачи: Развитие речи, развитие мелкой моторики, образование существительных в дательном и творительном падежах.
• Дидактическая игра «Чей хвост?»
Цель: Образование притяжательных прилагательных; развитие мелкой моторики.
• Игра «Какую пользу приносят животные»
Цель: Закрепление знаний детей о том, какую пользу приносят домашние животные.
• Игра «Животные Севера»
Цель: Закрепление знаний детей о животных Севера.
• Игра «Найди 5 отличий»
Игра направлена на реализацию содержания образовательной области «Познание», а именно сенсорного развития.
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).
• Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: Формировать целостное восприятие предмета.
Задачи: Развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать желание самостоятельно собирать картинку.
• Пальчиковые игры «Животные»
Цель: Развитие мелкой моторики; развитие речи.
А теперь о тех дидактических играх, которые размещены в лэпбуке вертикально. Все они находятся в пластиковых конвертах.
• Дидактическая игра «Большие и маленькие»
Цель: Закреплять знания детей о животных и их детёнышах.
Задачи: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование множественно числа существительных.
• Дидактическая игра «Кто где живёт и что ест»
Цель: Закрепить знания детей о домах животных и кто чем питается.
Задачи: Образование существительных в предложном падеже; развитие речи.
• Дидактическая игра «Развиваем воображение»
Цель: Развитие воображения детей.
Задачи: Развитие речи; образование притяжательных прилагательных.
• Дидактическая игра «Аналогии»
Цель: Развитие логического мышления.
Задачи: Развитие речи (составление сложноподчинённых предложений с союзом «а»).
• Дидактическая игра «Чьи следы?»
Цель: Закрепить умение отличать следы животных.
Задачи: Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь детей.
• Дидактическая игра «Посчитай-ка»
Цель: Согласование числительных с существительными.
• Развитие речи (мнемотаблицы для составления описательных рассказов, сюжетные картинки, предметные картинки животных)
• Дидактическая игра «Найди мою тень»
Цель: Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
3. Предполагаемые результаты
Повышение активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, проявления интереса к участию в совместной деятельности. Увеличение познавательного интереса, любознательности, самостоятельности и инициативности в решении поставленных задач. Закрепление и расширение знаний детей о животных, развитие грамматически правильной речи.
В заключение хотелось бы сказать о том, что лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которе однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверж-ден приказом Министерства науки и образования РФ от 17 октября 2013г. №1155)
2. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29–30.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
4 Кашицева О. А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto.
5. Пестова Э. Г. Лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/06/lepbuk