Приложение МААМ

Люби и знай мордовский край! Итоговое интегрированное занятие по социально-коммуникативному развитию в старшей группе

Ираида Иванова
Люби и знай мордовский край! Итоговое интегрированное занятие по социально-коммуникативному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: уточнение и закрепление представлений детей о Республике Мордовия; развитие ценностного отношения к мордовской культуре.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию представлений о культуре мордовского народа, флаге, гербе Мордовии, орнаментике женского национального костюма.

Развивающие: развивать у детей интерес к культуре мордовского народа, творческие, композиционные способности детей, познавательную активность детей, мышление, внимание, речь, память.

Публикация «Люби и знай мордовский край! Итоговое интегрированное занятие по социально-коммуникативному развитию в старшей группе» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, уважение к обычаям и традициям мордовского народа.

Методы и приемы: беседа, рассматривание карты Мордовии, плакатов с изображением символики Мордовии, дидактические игры «Наш город Саранск какой?», «Собери картинку», мордовская народная подвижная игра «Варма-варминеть», аппликационная работа «Украшение мордовским орнаментом женской рубахи-панар».

Материалы и оборудование: карта Мордовии, разрезные картинки с видами Саранска, с изображением герба города (20 шт., Кукла Алдуня в национальном мордовском костюме, листы ватмана, мордовские узоры, вырезанные из цветной бумаги, клей, салфетки, бубен.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

(Дети сидят полукругом на стульчиках около доски, на которой висит карта Мордовии, флаг Республики Мордовии и герб г. Саранска).

Воспитатель:

- Ребята, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь, а теперь улыбнитесь и подарите нашим гостям и себе хорошее настроение.

2. Основная часть.

Воспитатель:

Мой милый край! Мордовия родная!

Разливы рек, бескрайние поля.

И я не знаю лучше края,

Чем наша славная Мордовская земля!

- Дорогие ребята, я не случайно начала занятие с этих стихов, потому что сегодня мы с вами поговорим о нашей республике, в которой мы с вами живём.

- Как она называется? (Ответы детей)

(Воспитатель показывает Мордовию на карте).

- Ребята, как называется столица Мордовии? (ответы детей)

- Наша республика Мордовия входит в состав большой огромной страны – России.

- Давайте вспомним, какие народы живут в Мордовии? (ответы детей).

- Верно, в нашей Республике дружно живут русские, мордва, татары, чуваши и представители многих других народов. Они не похожи друг на друга, но их многое объединяет, они рядом живут и трудятся, создают семьи, их дети вместе ходят в детский сад, в школу.

- Посмотрите – это флаг Республики Мордовия. Из каких цветов состоит флаг Мордовии? (ответы детей)

- Каждый город имеет свой герб. Что изображено на гербе нашего города? (ответы детей)

- На старинном гербе Саранска изображены красная лисица и три стрелы, символизировавшие охотничьи промыслы, которыми занималось местное население.

2. Игра «Наш город Саранск какой?»

Воспитатель:

- Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город? Я вам задаю вопрос: наш город какой?

- Наш город… (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный)

- Вы любите наш город? (ответы детей)

- За что вы любите его? (Я люблю Саранск за то, что в нем есть… (школы, скверы, парки, сады).

3. Мордовский женский национальный костюм.

Воспитатель:

- Мы живем в Мордовии и гордимся тем, что у нас есть свои обычаи, традиции и, конечно, свой национальный костюм. Народный костюм мордвы бывает эрзянский и мокшанский.

- Сегодня у нас в гостях кукла Алдуня – хозяйка мордовской земли! (вносят

куклу в национальном костюме).

- Здравствуй, дорогая хозяйка мордовской земли!

- Посмотрите дети, как она не обычна одета! Это национальный мокшанкий костюм. Давайте его рассмотрим.

- Какие цвета используются в костюме? (Ответы детей)

- Женский мокшанский костюм состоит из рубахи без воротника туникообразного покроя из белого домотканого холста.

- Как называется эта рубаха (Панар).

- Чем украшен панар? (Вышивкой)

- Правильно, главным украшением рубахи является очень плотная вышивка, которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол.

- Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6–7 лет.

- Женскую рубаху-панар носили с украшением. Как оно называется (Пулай).

- Чем украшали пулай? (Ответы детей)

- Правильно, украшали пулай медными монетами, пуговицами, разноцветным бисером, бусинами, блестками. На шею одевали много бус. При ходьбе эти украшения издавали звон. Поэтому говорили, что мордовочку, сначала слышно потом видно.

- На голову надевали головной убор. Как он называется? (Панго).

- Что одевали на ноги?

- В старину мордва обували лапти, а в праздники сапоги.

4. Физкультминутка: Мордовская подвижная игра «Варма- варминеть»

Воспитатель:

- Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в мордовскую народную игру

«Ветер-ветерки» («Варма-варминеть») (с бубном)

Содержание и правила игры.

Считалкой выбирают ведущего игры «ветра», остальные играющие - «ветерки». Ведущий начинает звенеть бубном. Если бубен звенит сильно, то «ветерки» быстро бегают по участку, сильно махая руками. Если бубен звенит тихо, то «ветерки» медленно кружатся на месте и красиво, изящно машут руками. Тот, кто неверно выполняет правила игры - исключается. Повторять игру можно 3-4 раза.

5. Игра «Собери картинку».

Воспитатель:

- Ребята, немного отдохнули. А теперь пройдем за столы. У вас на столах находятся разрезные картинки, которые нужно собрать.

- Что у вас получилось?

- Молодцы.

Проверка осанки.

- Ребята, сядьте ровненько, спинки выпрямите, а я посмотрю, кто из вас лучше всех сидит.

- Молодцы!

6. Аппликация «Украшение мордовским орнаментом женской рубахи-панар».

Воспитатель:

- Ребята, Алдуня обращается к вам с просьбой. У ее подруги Маруни куда- то пропала вся вышивка с рубахи-панар. Помогите, пожалуйста, вернуть красоту ее наряду.

- Поможем Маруне? Посмотрите, у каждого из вас на столе есть рубаха. Давайте украсим их вышивкой. Какие элементы вы будете использовать в своей вышивке? (Крестики, ромбики)

-А теперь приступаем к работе.

(Дети украшают рубахи аппликацией).

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, какие красивые панары у вас получились.

Итог.

Воспитатель:

- Ребята о чем мы с вами говорили на занятии? (Ответы детей).

- Что мы с вами делали? (Ответы детей)

- Понравилось вам занятие?

- Богат и щедр край земли мордовской, талантлив ее народ. Так пусть во все времена приумножаются богатства духовные нашей малой Родины-Мордовии. Я надеюсь, ребята, что вы, когда вырастите, внесете достойный вклад в развитие мордовской земли.

Список литературы:

1. Баргова Т. С. Близкий сердцу край. – Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2002.

2. Валдоня (Светлячок) : Программа и метод. рекомендации: для доу РМ / М-во образования РМ. – Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2001.

3. Всё о Мордовии: энциклопедический справочник / сост. : Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005.

4. «Мордовские народные игры» // Метод. рекомендации для воспитателей детск. дошк. учреждений. – Саранск, 1993.

5. Мордовия в истории России : дорогами тысячелетия / Н. М. Арсентьев, В. М. Арсентьев, Э. Д. Богатырев [и др. ] – Саранск : Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2012.

6. Мы в Мордовии живем : пример. регион. модуль программы дошк. образования О. В. Бурляева [и др. ] – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2011.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие «Фея огня» по социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию в старшей группе Тема: «Фея Огня» Цель: Познакомить детей с природным явлением – огонь. Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие».

Конспект занятия по развитию речи детей с ОНР в старшей группе «Знай и люби свой город?» Цель: Воспитывать гражданскую позицию у дошкольников на примере родного города. Продолжать формировать элементарные представления воспитанников.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Моя Родина Кубань — тополиный край» Задачи: Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям Кубани, её культуре и людям труда. Воспитывать уважительное.

Конспект занятия «Родной край люби и знай!» Конспект занятия Родной край люби и знай. Цель: Расширить представление детей о родном крае, формировать интерес к культуре мордовского.

Кружок «Люби и знай свой край родной» Перспективный план кружковой деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в 1-й подготовительной группе «Люби и знай свой край.

Открытое занятие в старшей группе по социально-коммуникативному развитию «Расскажем Шапокляк о дружбе» В. : Ребята, посмотрите, нам прислали письмо. Как вы думаете от кого оно? (показывает на конверте рисунок с изображением старухи Шапокляк).

План реализации проекта в старшей группе «Воронежский край-люби и знай» План мероприятий к проекту Октябрь 1.«История возникновения родного города» (образовательная деятельность) Цель: познакомить детей с историей.

КВН «Знай и люби свой край» Цель: закрепить и уточнить знания детей о станице. Программные задачи Развивающие: 1) стимулировать познавательный интерес детей к изучению.

Занятие по социально — коммуникативному и эстетическому развитию в старшей группе. «Быть жадным — это плохо!» Конспект интегрированного занятия по социально - коммуникативному и эстетическому развитию в старшей группе. «Быть жадным - это плохо!».

Занятие по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Вежливая просьба» Занятие по социально- коммуникативному развитию в старшей группе на тему: «Вежливая просьба». Цель: Познакомить детей с различными формами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Люби и знай мордовский край! Итоговое интегрированное занятие по социально-коммуникативному развитию в старшей группе
Опубликовано: 12 мая 2017 в 21:17
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Люби и знай мордовский край! Итоговое интегрированное занятие по социально-коммуникативному развитию в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ираида Иванова (УИ 568144) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД