Получи документы

Доклад к педсовету «Малые формы фольклора в воспитании детей младшего возраста»

Елена Киреева
Доклад к педсовету «Малые формы фольклора в воспитании детей младшего возраста»

Доклад к педсовету на тему :

«Использование фольклорных произведений для развития

детей младшего дошкольного возраста».

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушиваться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

Публикация «Доклад к педсовету „Малые формы фольклора в воспитании детей младшего возраста“» размещена в разделах

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач :

- воспитание звуковой культуры речи.

Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребё нка : умение слушать, различать звуки,близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

- обогащение словаря

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевыхобрасцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Ещё ценность потешек в том, что слова можно соединить с действием ребёнка. Содержание многих потешек богато глаголами. с их использованием демонстрируются действия, обозначенными словами,тем самым, связывая само слово с действием.

- формирование грамматического строя речи.

- развитие монологической и диалогической речи.

- развитие мелкой моторики рук.

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют снятию напряжения, учат соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует её темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребё нку передаются их настроения и чувства : радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлением с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

На подготовительном этапе работы мною было сделано следующее :

* подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;

* составлена картотека потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов;

* подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.

На основном этапе в первой младшей группе организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.

Например, перед завтраком, умывание :

Вот журчит водица,

Мыльце пузырится.

Ты, журчи- водица,

Деткам дай умыться.

Завтрак

Кашей подкрепились,

Чаю сладкого напились.

Наблюдение за дождём

Дождик капнет на ладошку,

Все увидят каплю - крошку.

Если он польёт сильней,

Побегут ручьи быстрей.

Подготовка ко сну. Сон.

Солнышку и детям отдыхать пора.

Вот они все вместе уходят со двора.

Пообедать надо, надо им поспать,

А проснувшись, снова можно всем играть.

При подъё ме : " Мы проснулись "

Мы проснулись, мы проснулись

И друг другу улыбнулись.

Ножки поднимаем,

Ручками вращаем.

Повращаем раз - другой

Сон уходит вон - долой.

Водой будем умываться,

Потом дружно одеваться.

Перед обедом :

Перед тем, как сесть обедать,

Что должны мы с вами сделать? (мыть руки)

Прогулка :

Солнышко устало на облачке сидеть.

Выходите, дети, спинки свои греть.

Поиграем вместе в "Каравай" и "Чехарду",

А, потом вы спрячетесь, а я вас - найду.

Потешки использую не только в режимных моментах, но и в организованной образовательной и совместно - партнёрской деятельности.

Методы и приёмы, используемые при работе с потешками :

- обыгрывание сюжета потешки.

В ходе ООД с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации т. д.) с помощью которых создаётся полная картина действий. Одним из главных приёмов наглядности является приём инсценировки произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Приём инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.

Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадётся лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке и т. д.)

- словесные игры или игры "Доскажи словечко"

- подвижные игры и хороводные игры (У медведя во бору)

- пальчиковая гимнастика (Пальчик - мальчик, где ты был.)

- чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций, например: "Деревья большие"

Дерево большое,

Смотрите, вот какое.

До макушки не достать,

Даже, если на носочки встать.

- логоритмика (методика Железновой)

Итоги работы показали, что многие дети без помощи взрослого самостоятельно рассказывают стихи, потешки.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:

* родным языком;

* разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие);

* первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.

Результатом моей работы являются положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребёнка.

Наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.

Современный ребё нок к 7 годам должен овладеть всей системой родного языка : говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки, - так "говорит теория"

Однако, на практике, мы часто сталкиваемся с тем, что дети не могут соединять слова в фразы. Высказывания детей отличаются отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью. Труднее всего даются детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.

Именно поэтому, развитие речи у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой.

На мой взгляд, одним из эффективных приёмов развития речи ребёнка - дошкольника является использование фольклора, ведь ни для кого не секрет, что ребёнок уже с самого раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни ребё нка : прислушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет и радует его, организует его поведение.

Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они разнообразны по содержанию : колыбельные - успокаивают, весёлые - радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывают влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приёма олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счёт многообразности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Трудно найти более ценный материал, для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно - прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия,

отражаются в самостоятельном, словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Знакомство с фольклором расширяет кругозор детей, формирует отношение к окружающему миру, обогащает их чувства и речь.

А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписываться в любой коллектив.

Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашёл своё место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребёнка с фольклорными произведениями как можно раньше.

Публикации по теме:

Фольклор в экологическом воспитании детей младшего возраста «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но приеимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные.

Консультация для воспитателей «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать.

Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Тема проекта: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Актуальность: Один из принципов.

Малые формы фольклора как одно из направлений речевого развития детей дошкольного возраста в условиях перехода к ФГОС В условиях перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования, содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей.

Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых форм фольклора Доклад «Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм». Актуальность. Основная цель.

Проект в первой младшей группе: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Проект: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Автор: Кормилицына О. В. Срок реализации.

Рабочая программа по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с малыми формами фольклора «Ладушки» Пояснительная записка Все начинается с детства – истина, не требующая доказательств, поэтому педагоги и родители современных дошкольников.

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством малых жанров фольклора Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Технологии фольклора в организации изодеятельности в группах раннего младшего дошкольного возраста На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности.

Консультация «Малые формы фольклора как средство речевого развития дошкольников» МБДОУ №1 «Огонёк» п. г. т. Актюбинский Азнакаевского района Р. Т. Тема: «Малые формы фольклёра, как средство речевого развития дошкольников».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад к педсовету «Малые формы фольклора в воспитании детей младшего возраста»
Опубликовано: 10 октября 2015 в 17:44
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД