Наталья
Программа развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Из части, формируемой участниками образовательных отношений ООП ДО
Паспорт программы
Полное наименование программы
Программа развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста МКДОУ «Детского сада № 499 комбинированного вида «Гнездышко» города Новосибирска.
Основания для разработки Программы
- Конвенция о правах ребёнка
- Конституция РФ
Публикация «Программа развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 №2148-р, от 15.05.2013 №792-р);
- СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 «Об утверждении федерального государственного обра-зовательного стандарта дошкольного образования»
Основные разработчики Программы
Педагог-психолог первой квалификационной категории Романова Н. Ф.
Цель Программы
Создание благоприятных условий для развития эмоцио-нального интеллекта у всех участников образовательного процесса.
Задачи Программы
1. Формировать эмоциональный интеллект у детей как важный составляющий успешной личности;
2. Совершенствовать педагогическую компетенции в области эмоционального интеллекта и эффективности его формирования и развития у детей дошкольного возраста;
3. Обучить техникам управления эмоциями.
Сроки и этапы реализации Программы
Реализация программы рассчитана на 3 года: с 2020 по 2023 годы.
Исполнители Программы (подпрограмм, проектов и основных мероприятий) Администрация ДОУ, педагогический коллектив, родительская общественность, дети.
Объем и источники финансирования
Бюджетные и привлеченные средства
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
1. Создание банка данных игр, приемов и игровых упражнений по развитию эмоционального интеллекта.
2. Повышается профессиональная компетентность педагогов по развитию своего эмоционального интеллекта.
3. Разработана система для педагогов по целенаправленной работе с детьми по развитию эмоционального интеллекта.
4. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
5. Активизация участия родителей в работе с детьми по развитию эмоций и самоконтролю.
6. У детей старшего дошкольного возраста сформированы умения практически применять свои знания.
Система организации кон-троля реализации Про-граммы
• Отчеты о реализации программы за текущий год.
Научно-методические и нормативно-правовые основания разра-ботки и реализации программы
Теоретико-методологическими основами структуры и содержания данной программы являются:
1. Модель эмоционального интеллекта Д. В. Люсина. Эмоциональный интеллект трактуется не только как способность понимать и управлять своими и чужими эмоциями, но и интерес к внутреннему миру других людей, общая направленность личности на другого человека. Эмоциональный интеллект имеет две составляющие: внутриличностный компонент (способность понимать собственные эмоции, управлять ими, выражать эмоции в общении; осознавать взаимосвязь собственных эмоций с эмоциями других); межличностный компонент (способность понимать эмоции и состояния других людей, управлять ими).
2. Системный подход, предполагает включение всех субъектов воспи-тательного и образовательного процесса в процесс развития эмоционального интеллекта детей и подростков. Программа предполагает три обучающих модуля: для детей и подростков, для родителей, совместные занятия «дети-родители», направленные развитие умений и навыков семейного взаимодействия. Необходимость создания модуля для родителей вызвана тем, что эмоциональная сфера ребенка и развитие эмоционального интеллекта во многом связана с детско-родительскими отношениями, стилем
родительского воспитания, поведения, эмоциональной сферы самого родителя.
Перечень и описание основных мероприятий программы, функциональные модули/ дидактические разделы/ учебно-тематические планы
Структура программы включает четыре модуля:
1. Модуль 1 «Мой эмоциональный интеллект» - образовательная деятельность, игры для детей.
2. Модуль 2 «Как развивать эмоциональный интеллект детей» - для педагогов.
3. Модуль 3 «Учимся понимать друг друга» - с родителями.
К чему ведут занятия?
Тренировка для развития эмоционального интеллекта имеет перед собой ряд целей. Все они – основа межличностных отношений, успешного продвижения в социуме.
• Знание собственных эмоций. Обучение пониманию работы своего тела, понятие его как инструмента выражения чувств. Осознание того, что наличие эмоций – это правильно, естественно.
• Контроль собственных эмоций. Это способность действовать и реагировать соответствующим образом, посредством влияния ума и воли ослаблять моментальные эмоциональные импульсы (речь идет именно о подавлении импульсивности, а не самих эмоций).
• Сочувствие, сопереживание. Это очень важный компонент эмо-ционального интеллекта, представляющий собой осознание и понимание эмоций других людей, способность представить себя на месте другого человека.
• Мотивация. Люди, которые в состоянии мотивировать себя, ожидают успеха, не боятся ставить высокие цели. Немотивированные люди ждут ограниченного успеха, ставя цели на нижней границе.
• Разрешение конфликтов. Конфликты – это естественная часть отношений. Их необходимо решать, создавать варианты для их устранения.