Получи документы

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольника» (4 фото)

Ахсарова Кристина
Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольника»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад»

№ 37 комбинированного вида

Утверждаю

Заведующая МБДОУ №37

___ Еналдиева М. А.

ОТКРЫТОЕ ГОРОДСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

МАСТЕР – КЛАСС

«Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольника».

Подготовила: учитель – логопед Ахсарова К. Э.

1 квалификационная категория

Публикация «Мастер-класс „Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольника“» размещена в разделах

Дата проведения: 28.01.2020г.

Владикавказ

«Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольника».

Организационный момент.

1. Теоретическая часть. "Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольника". Цель и задачи артикуляционной гимнастики.

2. Правила выполнения артикуляционной гимнастики.

3. Нетрадиционные формы работы. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.

4. Видео – сюжет подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе.

5. Практическая часть. Мастер – класс. Обучение воспитателей основному комплексу речевой гимнастики.

6. Ознакомление воспитателей с картотеками игр для проведения артикуляционной гимнастики (игровые пособия "Рыбки", «Ёжик», карточки, «Кубики для артикуляционной гимнастики»).

7. Список используемой литературы.

Теоретическая часть.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Разрешите представиться, Ахсарова Кристина Энверовна, учитель – логопед подготовительной к школе логопедической группы МБДОУ № 37. Я рада приветствовать Вас на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольника». Для чего необходима артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста?

Все мы знаем, что для чистого звукопроизношения нужны сильные и хорошо подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины, значит, можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует речевая гимнастика, которая называется артикуляционной. Именно она и является самым эффективным средством подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков речи.

Проводить речевую гимнастику с детьми нужно ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки. Таким образом, можно сказать, что артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики : выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти, необходимых для правильного произношения звуков.

Основные задачи артикуляционной гимнастики : - развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад, вглубь рта и т. д.);

- развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);

- развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков;

Теперь поговорим об актуальности данной проблемы. Актуальность проблемы.

Ребенок с плохой артикуляцией не умеет определять число звуков в слове; отстает во владении словарем и грамматическим строем речи; не умеет различать и выделять звуки на слух; затрудняется во владении навыками чтения и письма, и как следствие, не успевает в школе.

Слайд.

Для чего необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой?

1. Благодаря веселым и увлекательным занятиям артикуляционной гимнастикой мышцы детей быстрее подготавливаются к произнесению звуков русского языка. Это помогает избежать задержки в формировании звукового ряда и дети гораздо легче осваивают правильное звукопроизношение без помощи логопеда.

2. Если у ребенка развитие речи идёт с большой задержкой или имеются тяжёлые нарушения в строении и подвижности речевого аппарата (ДЦП, расщелины нёба, тугоухость и др., то артикуляционная гимнастика поможет лучшему развитию речевых мышц и более быстрой реабилитации речи.

3. Если во время выполнения упражнений дома Вы заметили, что ребенку трудно даются точные движения языком, что он не удерживает нужный артикуляционный уклад в течение 3 - 5 секунд, язычок не распластывается блинчиком, а держится комочком, кончик языка отклоняется в сторону или дрожит, улыбка ассиметрична, а губы плотно не смыкаются, то это повод срочно обратиться к специалистам: логопеду и врачу невропатологу.

4. При заикании артикуляционная гимнастика помогает расслабить мимические и артикуляционные мышцы.

5. Артикуляционная гимнастика полезна не только детям, но и взрослым, так как позволяет поддерживать мышцы лица в тонусе и говорить чётко, выразительно и красиво.

В своей работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы – это артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.

Биоэнергопластика – это соединение движений органов речевого аппарата с движениями кисти руки, имитирующими движения челюсти, губ и языка. В результате такой работы с детьми я вижу, как не только улучшается речевая способность детей, но и развиваются основные психические процессы (память, внимание, мышление).

Таким образом, я уверена в том, что гимнастика важна для детей, начиная с младшего возраста! Чем раньше мы с вами начнём развивать речевой аппарат наших детей и привлекать к работе родителей, тем больше у нас в дальнейшем шансов избежать проблем в звукопроизношении, ребёнок быстрее и успешнее подготовится к школе.

Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации в соответствии с ФГОС и СанПин:

1. Комната должна быть чистой, хорошо проветренной.

2. У педагога должны быть чистые руки.

3. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Выполнять по 5-7 минут.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, перед зеркалом, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения.

6. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому упражнению даётся название, к нему подбирается картинка - образ.

Давайте с Вами попробуем, как же это выглядит на практике.

Практическая часть. Слайд.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ОРГАНОВ.

Начинать гимнастику лучше с дыхательной гимнастики. Правильное дыхание очень важно для развития речи. Обратите внимание на экран. Вы видите, как дети выполняют дыхательную разминку на занятии.

Упражнение. «Футбол».

Из кусочка ваты скатать шарик. Это и будет наш мячик, а ворота – два кубика или карандаша. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков.

Упражнение «Ветряная мельница».

Для этой игры нам понадобится вертушка. Ребёнок дует на лопасти игрушки, а взрослый сопровождает действия стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч! А. С. Пушкин

А после дыхательной разминки переходим к артикуляционным упражнениям, но сначала посмотрим фрагмент логопедического подгруппового занятия с детьми.

Видео – сюжет.

Начинаем со статических упражнений. Выполняем движения вместе со мной.

Артикуляционные упражнения.

Упражнение «Забор».

Цель упражнения. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Выполнение упражнения. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук «И». Удерживать в таком положении губы под счет от одного до 5-10.

Методические указания.

1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.

2. Если ребенок не показывает нижние зубы, то нужно при сомкнутых губах научить опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

Упражнение «Трубочка».

Цель упражнения. Выработать движение губ вперед.

Выполнение упражнения. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до 5-10.

Методические указания. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см от губ) и взять ее губами.

Упражнение «Лопаточка».

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Упражнение «Чашечка».

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Упражнение «Горка».

Кончик языка упирается в нижние передние зубки. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Упражнение «Грибок».

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Упражнение «Гармошка».

Выполнение. Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу (как в упражнении «Грибок»). Не отрывая языка, закрывать и открывать рот. Выполнять под счёт до 3 – 10 (время выполнения увеличивать постепенно). Методические указания. Губы должны быть в положении улыбки. 2. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были неподвижны.

Упражнение «Парус». Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 сек.

Комплекс динамических упражнений.

Упражнение «Часики».

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Упражнение «Качели».

Цель упражнения. Способствовать выработке быстрого перехода кончика языка из нижнего положения, характерного для произнесения свистящих звуков в верхнее, характерное для произнесения шипящих звуков.

Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1-5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны, удерживать под счет от 1-5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Методические указания. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Упражнение «Лошадка».

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Упражнение «Маляр».

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок», делая движения языком вперёд-назад.

Упражнение «Чистим зубки».

Цель упражнения. Выработать подъем языка вверх и умение владеть им.

Выполнение упражнения. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Упражнение «Вкусное варенье».

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

Упражнение «Комарик».

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.

Слайд 2 Этап.

Следующий этап - отработка звуков в слогах, словах, скороговорках и чистоговорках, связной речи.

Скороговорки и чистоговорки – это своеобразный речевой материал, который специально предназначен для отработки четкой дикции человека.

При разучивании скороговорок необходимо соблюдать следующие правила:

1. Проговаривать скороговорку нужно медленно. Нельзя скороговорки говорить быстро.

2. Произнесение текста шепотом, вслух, медленно и четко.

3. Проговаривание скороговорки плавно, с постепенным переходом к быстрому проговариванию.

Кроме этого в своей работе я применяю адаптированные сказки, в качестве наглядного материала использую карточки или видео – материал в виде презентации.

Сказки адаптируются в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей разных возрастных групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но герои подобраны в соответствии с упражнениями артикуляционной гимнастики.

Слайд.

3 Этап.

Работа с родителями.

Постоянно работаю в тесном контакте с родителями воспитанников группы. Регулярно для них провожу открытые мероприятия, индивидуальные консультации, рекомендации по закреплению заданий, автоматизации и дифференциации звуков речи. Родители охотно посещают занятия, и закрепляют отработанные звуки дома. Тесная совместная работа с родителя даёт свой положительный результат.

Слайд.

Работа с воспитателями.

Ежегодные курсы повышения квалификации.

Самообразование.

Каждый педагог должен постоянно заниматься самообразованием, повышать уровень квалификации. В этом году прошла курсы повышения квалификации у Томилиной Светланы Михайловны по теме: «Коррекция звукопроизношения у детей с дизартрией». Полученные знания охотно буду применять в практической работе.

Позвольте несколько рекомендаций для вас по проведению гимнастики.

Хочу посоветовать Вам небольшой комплекс упражнений, который можно с лёгкостью выполнять, собираясь на работу.

1. упражнение для нижней челюсти.

Плавно открываем и закрываем рот, не напрягая при этом шею. Работаем исключительно челюстью (помните, что в широко открытый рот влазеют свои четыре пальца, делаем 5 раз.

2. упражнение для губ.

Смыкаем зубы, губы вытягиваем в трубочку, затем растягиваем в улыбку, обнажая зубы (шея неподвижна) – 10 – 15 раз. Улыбку стараемся вести по горизонтали, чтобы не задирались кончики губ.

3. упражнение для языка.

Приоткрываем рот, закрываем губы (рот приоткрыт, губы сомкнуты, круговые вращения языком под губами, 15 раз в одну сторону, 15 раз в другую. Вы можете почувствовать небольшой дискомфорт в области шеи, сзади, языка.

4. упражнение – расслабляющее.

Упражнение «Лошадка». Носогубная складка, губы должны быть максимально расслаблены.

5. упражнение «Поза льва».

Осанка ровная. Одновременно выбрасываем голову и язык вперёд. Это упражнение хорошо снимает зажимы в шее, горле, гортани, натяжение языка. Главное это делать не в низ, а вперёд по 15 раз [5].

Делайте такую артикуляционную гимнастику каждый день, и Вы увидите результат!

И в заключении хочу пожелать всем!

Говорите правильно и уверенно, учите говорить правильно и уверенно детей. Правильная и чёткая речь – уверенность в себе!

Спасибо Вам за внимание!

Список использованной литературы:

1. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках : Т. А. Куликовская — Москва, ГНОМ и Д, 2007 г. - 64 с.

2. Артикуляционная гимнастика : Е. А. Пожиленко — Санкт-Петербург, КАРО, 2007 г. - 92 с.

3. Веселая артикуляционная гимнастика : Н. В. Нищева — Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2009 г. - 30 с.

4. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика : Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук — Москва, Литера, 2007 г. - 64 с.

5. Уроки логопеда для всей семьи: Е. С. Анищенкова, В. И. Мирясова — Москва, АСТ, Астрель, 2008 г. - 176 с. 6. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. Корона - Принт, 2014 г. 7. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Гном, 2015 г.

Приложение

Фото с мастер-класса.

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольника»
Фото «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольника»
Мастер-класс - фото
Фото №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида Утверждаю Заведующая МБДОУ Еналдиева М
Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками»Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками» В ноябре 2016 года родителям воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи был показан.

Мастер-класс для воспитателей «Чудо-пальчики. Нетрадиционное средство развития речи — Су Джок терапия» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Вступление -Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Скажите громко и хором, друзья, Помочь.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольника»
Опубликовано: 11 февраля 2020 в 15:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД