Эльвира Ширшенкова
Мастер-класс «Благодарное слово» по программе «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс «Благодарное слово»
Если единственной молитвой вашей жизни
станет слово «спасибо»,
то этого будет достаточно
Тема «Благодарное слово»
Этапы работы.
1. Подготовительный этап. Вступительное слово педагога.
Воспитатель: - Добрый день, уважаемые воспитатели! Я благодарю Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли на встречу
Публикация «Мастер-класс „Благодарное слово“ по программе „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
Сегодня мы продолжим работу по программе "Социокультурные истоки". Я хочу провести мастер класс по теме «Благодарное слово»1 слайд
Цель мастер-класса : подвести родителей к более глубокому осмыслению категории благодарное слово, к необходимости воспитания у детей умения быть благодарными 2 слайд
Задачи мастер- класса :3 слайд
1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной».
22. Развитие взаимодействия детей и взрослых.
3. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким.
Вы когда – нибудь обращали внимание на то, как часто мы благодарим друг друга? Как ни печально, но мы склонны говорить больше негативные вещи, чем произносить простое позитивное благодарение. Задумайтесь на минутку о том, как часто вы в своей собственной жизни говорите в течение дня «спасибо», «благодарю»?
С раннего детства необходимо учить говорить волшебные слова, такие как «спасибо» и «пожалуйста». Ведь очень приятно, когда поведение ребенка развивается в положительном направлении: будь молодцом, выполняй просьбы родителей, здоровайся, уважай и помогай старшим, и ты получишь за это благодарность- «спасибо». Как приятно, когда твой ребенок, подойдя к родителям просто обнимется и услышит : «Какой ты хороший, ты молодец»
6 слайд
В средней группе нам предлагаются книги для развития детей: «Дружная семья»,
«В добрый путь», «Добрая забота», «Любимая сказка».
В этих книгах осваиваются категории: Родной
очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души.
Сегодня я подробно хочу остановиться на книге «Благодарное слово» к изучению которой мы с детьми приступили. Книга «Благодарное слово» является четвертой, завершающей из комплекта книг для развития детей 4-5 лет. Работа по данной книге помогает родителям и детям освоить и осмыслить социокультурную категорию «Труд души». Книга «Благородное слово» раскрывает детям ценности семьи, доброго слова и доброго дела в жизни человека, а также значении благодарного слова в общении между людьми. 7 слайд
8 слайд Уважаемые родители сначала мы все сядем в круг
Слово к родителям
Воспитатель: Из поколения в поколение люди учились быть благодарными Творцу
слайд 9, маме, папе, слайд 10 близким людям, слайд 11 родной земле слайд 12 матушке-природе. слайд 13 Благодарность - это то, что более всего связывает семейный род. слайд 14 В семье ребенок учиться благодарить родных людей, и прежде всего родителям за оказанное добро и внимание, заботу. Благодарность родителям - основа жизни человека. слайд 15
Любовь отца одаривает ребенка благородством, мужеством. Способностью защищать семью. Любовь матери- мягкостью, краткостью, состраданием, милосердием. слайд 16
Родительскую любовь ребенок получает как бесценный дар на всю жизнь.
Ребенок изучает мир через семью и в свете семьи. Здесь он делает важное открытиеценности благодарного слова и в жизни человека. Для детей бывает настоящим открытием то, что вместо материального подарка близкому человеку можно подарить слова благодарности и отблагодарить добрым словом. Как ценно это слово, если оно идет от души. «Не опаздывай благодарностью!»- эта мысль живет в любящем сердце. Послание слов благодарности оказывает своевременную помощь и спасает человека. слайд 17
Воспитатель: "Слова благодарности- целительные слова. Давайте немного поразмышляем над их значением. Что обозначает слово "благо?» Кто как думает?
слайд 18
Родители:(высказывания воспитателей).
Воспитатель:)
Сказать БЛАГОДАРЮ – означает выразить одобрение человеку, значит - сделать добро. А одобрение – это мощный стимул к личностному росту. «Благо – добро; все доброе, полезное, служащее нашему счастию» (В. И. Даль)
БЛАГОДАРИТЬ - подарить БЛАГО! Благодарность привлекает внимание людей. Вас будут долго и тепло вспоминать. Людей удивляет, когда им дарят БЛАГОДАРНОСТЬ. Они ловят себя на мысли, что им приятно, им здорово, им радостно!
Постараемся как можно чаще говорить эти слова всем, кто их достоин.
Выражение благодарности, наполненное глубокими чувствами, переживаниями. Образностью слова, ярко проявляется в празднике. слайд 19
В дни праздников, когда вся семья собирается вместе, у нас есть замечательная возможность благодарить и старого, и малого.
2. Основной этап.
Воспитатель:
- Сейчас я предлагаю Вам отгадать загадку: слайд 20
Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет. (книга)
Воспитатель: Может ли книга помочь Вам в формировании умения у детей быть благодарными?
Мы с детьми прочитали много сказок. Я предложу вам иллюстрации из различных сказок. А вас попрошу выбрать те сказки, которые учат доброте, благодарности.
слайд 21
Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» Все мы читали сказку «Крошечка-Хаврошечка»
Чтение этой сказки помогает нам глубоко осмыслить значение добрых отношений и добрых слов для человека.
Давайте все вместе поразмыляем:
-Какие добрые дела делала Крошечка-Хаврошечка в доме хозяйки?
-Как относилась Ховрошечка к коровушке?
- Как и почему коровушка помогла девочке?
-Как была вознаграждена Крошечка-Хаврошечка?
-Как вы понимаете фразу «на добро добром отвечают?»
Сказка воспитывает в людях доброе и заботливое отношению ко всему живому, а также показывает, как важно жить со всеми в мире и согласии, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей!Сказка также раскрывает ценность семейных отношений, роль доброго и благодарного слова в жизни человека. Девочка обращается к коровушке как к матушке и называет ее ласково Коровушка- матушка
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность заих, быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. В сказке раскрывается тема отзывчивости и благодарности. Когда на просьбы волшебных персонажей отведать угощения девочка отвечала отказом, она не получила никакой помощи. Но когда на обратном пути сестрица отведала предложенные ей угощения, помощь ей была немедленно оказана. Умей быть отзывчивым и благодарным и добро вернется к тебе сторицей.
Сказка Палочка-выручалочка В. Сутеева – история о том, что даже простая неприметная палка может помочь в беде, если проявить находчивость. В сказке благодаря ежику, заяц спасается из разных трудных ситуаций.
– Кто главные герои в сказке? (Ёжик и Заяц.)
– Какой Ёжик? (Воспитанный, вежливый, смелый, добрый, умный, находчивый, сообразительный, скромный.)
– Какой сначала Заяц? (Невоспитанный, грубый, трусливый; благодарный.)
– Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его?
– Кто вам понравился больше и почему?
В-ль: Кому палочка-выручалочка оказала пользу?
В-ль: А какие друзья в этой сказке?
Русская народная сказка «Петушок и бобовоезернушко»
Главная мысль этой сказки прежде всего в том, что как бы ты не торопился, лучше все делать не спеша, иначе получится только смех и слезы. Также можно сказать, что даже для маленького дела требуется участие очень многих людей, и ничего на свете не появляется просто так, по одному лишь желанию, а благодаря помощи друзей
Курочка сталкивается с многочисленными проблемами, чтобы добыть масло, которое поможет петушку проглотить зернышко. Она не оставляет его в беде, хотя ей тоже трудно. Тут важно акцентировать внимание ребенка на том, что порой в нашей жизни все получается непросто и приходится преодолевать препятствия, но никогда не стоит отчаиваться, если цель действий - помощь близкому.
«Через сказку, фантазию, игру- через неповторимое детское творчество- верная дорога к сердцу ребенка. (Сухомлинский В. А.) слайд 22
Воспитатель: Игра ««Благодарное сердце» слайд 23
Дорогие воспитатели, давайте мы немножко отвлечемся и поиграем игру. Я хочу предложить вот такое сердечко. Мы должны передавать сердечко по кругу и говорить друг другу слова благодарности.
(Сердечко передается по кругу и воспитатели говорят друг другу слова благодарности.)
Воспитатель: Я сейчас прочитаю Вам пословицу. «Благодарностью сердце украшается». Мне очень понравились эти слова, и я приготовила всем Вам сердечки, для того, чтобы написать на них слова благодарности тем, кого ваши сердца вспоминают с благодарностью. (воспитатели пишут)
Воспитатель: Что Вы почувствовали, когда произносили и писали слова благодарности?
Родители:(ответы воспитателей).
Воспитатель: Как нам всем приятно, когда нам говорят приятные слова. Давайте постараемся как можно чаще их говорить своим детям, родителям, близким, друзьям и даже незнакомым людям.
Воспитатель:Продолжая беседу о благодарности, хочу спросить об одном высказывании
слайд 24
Благодарность – это не слова и даже не поступки. Это состояние сердца. Вы все согласны с этим высказыванием?
Родители: (Ответы)
Воспитатель: Я вот не совсем согласна с этим высказыванием. Мне кажется, что благодарность можно выразить и словами и поступками. Даже самое приятное слово сказанное дорогому человеку, или ласковое прикосновение к рукам, нежное объятие, ласковая улыбка, нежный взгляд, жест я считаю, тоже благодарностью.
3. Заключительный этап.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, за что вы бываете благодарными?
Родители: (Ответы)
слайд 24 -30
Благодаря благодарному слову раскрываются ценности семьи, доброго слова и доброго дела в жизни человека.
И в окончании нашей встречи мне хочется прочитать вам отрывок из прозы «Мама» Артемия Владимирова
«Мама»слайд 32
Какими бы взрослыми, сильными, умными, красивыми мы ни стали, как бы далеко жизнь ни увела нас от родительского крова, мама всегда останется для нас мамой, а мы - ее детьми, слабости и недостатки которых никто не знает лучше, чем она. И никто, конечно, не сумеет пожалеть, а вместе и пожурить нас так, как это делает мама. Выговаривая нам, она желает не обидеть нас, но исправить. Вот почему даже мамины шлепки мы вспоминаем с благодарностью, ибо и гневается она на нас всегда с любовью. Чем же мы можем отплатить, воздать маме за ее любовь, пронесенную словно горящая свеча чрез все годы ее жизни? Эта любовь оберегала и сохраняла нас, когда мы были беззащитны и беспомощны; эта любовь подымала нас, когда мы падали, обольщаемые злыми помыслами; эта любовь обнадеживала и укрепляла нас, когда жизнь заходила в тупик и, казалось, уже не было выхода из запутанных обстоятельств. Чем воздадим матери за бессонные ночи, проведенные около нашей кроватки, в борьбе с недугами и хворями, которые столь часто выпадают на долю детей? Кто из нас по достоинству может оценить ежедневный, кропотливый, продолжающийся из года в год, а вместе и столь незаметный труд матери по дому, по хозяйству? И все ради нашей пользы и нашего блага - лишь бы дети были сыты, чисты и опрятны, лишь бы их детство осталось самой счастливой порой жизни. А ведь многие матери при этом были поставлены в необходимость работать в течение почти всей недели - значит, и вставали намного раньше нас, и ложились позже, и при этом все успевали - и завтрак собрать, и постирать, и приготовить нам чистую одежку, дабы никто не назвал сына или дочку неряхой и замарашкой. Чем же, повторю, воздадим этому бесконечно родному и близкому существу, которое мог нам даровать только Бог и которое мы именуем мамой? Как бы мне хотелось, друзья, чтобы ответ на этот вопрос был написан золотыми буквами в вашем сердце! Как бы я желал, чтобы эти буквы всегда ярко светились в вашем сознании, независимо от того, сколько вы будете идти по дороге земной жизни! Воздать маме мы не сможем достойно ничем, только благодарностью - никогда не оскудевающей, но возрастающей. Благодарностью, явленной и в словах, и делах, и молитвах. Именно об этом и говорит Господь в Своей библейской заповеди: "Чти отца и матерь твою, да благо тебе будет и да долголетен будешь на земле".
Воспитатель: Какие замечательные слова. Вы согласны?
Родители: (Ответы)
Воспитатель:
Обобщение. Рефлексия. "Какие чувства Вы испытали сегодня?"
Красный – было поучительно
Зеленый – было интересно,
Желтый – было скучно.
Воспитатель: В заключение хочется добавить, что чувству благодарности наряду с другими чувствами легче всего научить, показав собственный пример. Если родители будут говорить «Спасибо» и «Благодарю за все», то и дети сами не заметит, как благодарение станет важным словом и действием в его жизни. слайд 33
Памятка для родителей
• Позвольте им вырастить что-то свое
Пусть ваши дети копаются в земле. Покажите им, что у них тоже есть власть выращивать пищу и цветы. Даже в холодные месяцы вы можете растить овощи и зелень на подоконнике. Все что вам нужно – окно на южной стороне. Вовлекайте ребенка во все процессы, начиная с полива и заканчивая сбором урожая. Это сделает их признательными за пищу, которую вы для них готовите.
• Воспитывайте хорошие манеры
Вы не только должны учить детей хорошим манерам, но и следить за тем, чтобы они пользовались ими каждый день и в любой ситуации. При помощи фраз «пожалуйста» и «спасибо» дети начинают замечать все маленькие щедрые поступки, которые люди делают для них регулярно. В скором времени они станут благодарными за все – от налитого стакана молока до завязанных шнурков.
• Научите детей отдавать
Дети учатся на примере своих родителей. Если вы занимаетесь благотворительностью и делаете это с энтузиазмом, вскоре ваши дети охотно к вам присоединятся. Возьмите пустую коробку, и пусть они заполнят ее вещами, которые вы сможете пожертвовать в детский приют. Сложите вместе с ними одежду, книги и игрушки. Воспользуйтесь возможностью поговорить с детьми о том, что есть семьи, которым повезло меньше, чем вашей. Объясните важность отдавания.
• Просвещайте
Мир, в котором мы живем, непредсказуем и полон ужасных вещей. Наш главный родительский инстинкт подталкивает нас защищать детей от бедности, несчастий и любых потерь. Вместо того чтобы подвергать цензуре все происходящее в их жизни, просвещайте их в этих вопросах. Используйте книги и фильмы, как способ показать менее удачливые жизненные ситуации.
• Пишите письма благодарности
Заведите правило составлять письма благодарности каждый раз, когда ребенок получает подарок или акт доброты от кого-то. Если ваши дети слишком маленькие, чтобы писать – попросите их нарисовать картинку и прикрепите ее к благодарственному письму, написанному вами.
• Сфокусируйтесь на хороших вещах
Научите детей ценить простые вещи: прогуляться по парку, любоваться пением птиц, понежиться на солнце, ощутить запах цветов.
• Создавайте семейные традиции
Создание и соблюдение традиций закладывает прочную основу для семейных взаимоотношений. Традиции учат воспринимать родных и близких как источник вдохновения и чувств, а не как ресурс для поддержания жизни. Они делают жизнь человека более значимой, дают ощущение принадлежности к чему-то большому и помогают пережить трудности.
• Поощряйте правило «Заплати другому»
Расскажите ребенку, что на него возлагается ответственность совершить для кого-нибудь ответное добро, когда он получает подарок или кто-то совершает для него хороший поступок. Например, когда у него день рождения, он может пожертвовать игрушки, которые ему уже неинтересны.
• Научите заботиться о других
Покажите детям на практике простые акты доброты, такие как открыть для кого-то дверь или поделиться конфетой с другом.
• Заводите разговоры о благодарности
В течение дня провоцируйте ребенка на разговоры о благодарности. Скажите ему, как вы благодарны за помощь по дому. Выражайте благодарность своему супругу за чашку кофе. Собрать для него обед тоже хороший способ показать свою благодарность.
Помните о том, что не нужно заставлять ребенка становиться в один миг благодарным. Применяйте все советы постепенно, будьте терпеливы, и однажды признательность станет чудесным подарком, который украсит жизнь ваших детей.
"Кто благодарен за малое тот получает многое"