МААМ-картинки

Мастер-класс «Цветик-семицветик» (игры и пособия ТРИЗ в совместной работе с детьми)

Любовь Савкина
Мастер-класс «Цветик-семицветик» (игры и пособия ТРИЗ в совместной работе с детьми)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 города Карталы»

Тема: " Цветик-семицветик"

(игры и пособия ТРИЗ в совместной работе с детьми)

Учитель-логопед: Савкиной Л. М

2019 год

Цель: знакомить педагогов с играми и пособиями ТРИЗ

Ход

Добрый день уважаемые коллеги! А сейчас я попрошу вас подойти всех ко мне, взяться за руки и подарить улыбки друг другу.

Публикация «Мастер-класс „Цветик-семицветик“ (игры и пособия ТРИЗ в совместной работе с детьми)» размещена в разделах

У меня в руках две коробочки. На первой коробочке задание: «Я откроюсь только тогда, когда вы по очереди назовете свое имя и отчество и подберите прилагательное на первую букву имени или отчества, которое вас характеризует» (Я Любовь Михайловна, я ласковая. А вы)

Педагоги по кругу выполняют задание, и коробочка раскрывается, в ней лежат семицветики-эмблемы

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию Цветик- Семицветик, этот семицветик символизирует девиз нашего мастер-класса :

Развиваться! Развивать. Вдохновляться! Вдохновлять. Творить! Любить! Хотеть все знать!

А в серединке семицветика указаны 4 волшебных буквы – ТРИЗ. Их для сегодняшнего мастер-класса я расшифровала следующим образом:

т- Творить

р- Разиваться

из- Изобретать

Ну а как же на самом деле расшифровывается ТРИЗ?

Ответы участников

Это Теория Решения Изобретательских Задач.

Итак, первую коробочку мы с вами открыли, но давайте вспомним о второй: на ней следующее послание:

«Эта ваза символизирует мудрость, но она пуста. Соберите букет из знаний, чтобы стать мудрыми и наполнить вазу. Для того, чтобы я открылась, произнесите хором девиз МК»

Развиваться! Развивать. Вдохновляться! Вдохновлять. Творить! Любить! Хотеть все знать!

Вторая коробка открылась.

Посмотрите, коллеги – во второй коробке лепестки. Для чего они нам понадобятся? (чтобы наполнить вазу цветами-знаниями)

Теперь я предлагаю вам поделиться на две творческих группы и присесть за столы.

У каждой творческой группы на столах находятся лепесточки от цветика-семицветика и серединка цветка для каждого участника. Перед каждым блоком мастер-класса мы будем приклеивать лепесток к серединке цветка.

1. Итак, перейдем к первому блоку.

Возьмите красный лепесток, на этом лепесточке написано слово ТРИЗ – еще раз давайте повторим, что это такое – это Это Теория Решения Изобретательских Задач.

ТРИЗ помогает нам развивать у ребенка гибкость и подвижность мышления, то есть это система игр и занятий, которая призвана максимально увеличить эффективность развития и воспитания дошкольников. Мы все знаем, что ТРИЗ технология ставит нас -педагогов и детей в позицию партнеров, поддерживая их веру в свои силы и возможности самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализируя, а не повторять сказанное взрослым. "Ведь каждый ребенок, изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат, достичь максимального эффекта. Я предлагаю на этом МК рассмотреть игры и пособия в совместной работе с детьми.

2. Следующий блок: возьмите синего цвета лепесток, и приклейте его к серединке цветка. Сегодня я вас познакомлю со своей игрой, которая называется "Системный оператор". Это игра одна из первых упражнений- развития системного логического мышления, ее еще можно назвать: «много экранной схемой талантливого мышления".

Обратите внимание на схему, давайте ее с вами разберем на примере данной картинки (рассматриваем по порядку на примере кошки)

Как же работает системный оператор?

По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:

• Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать.

• Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.

• Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект.

• Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?

• Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?

• Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?

Алгоритм системного мышления

Автор и разработчик данного алгоритма – Г. С. Альтшуллер.

1. Выбор объекта и определение его функции или свойства.

2. Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства.

3. Выявление составляющих объекта.

4. Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект выяснение основного места обитания или функционирования.

5. Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам

Системный подход при изучении и обследовании объекта ориентирует исследователя на раскрытие:

- целостности объекта;

- выявление разнообразных связей (внутренних и внешних);

- сведение в единую картину всех знаний об исследуемом объекте.

Сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется «системным оператором». Состоит, как минимум, из 9 экранов.

Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку «Что-то» :

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Если привести примеры работы системного оператора в детском саду, то получится примерно следующее:

• Система. Кошка.

• Подсистема. Лапки, ушки, усики, кожаный нос, пушистый хвост, смешная мордочка и т.

• Надсистема. Домашние животные.

• Прошлое. Раньше она была котенком. Ее воспитывала мама-кошка, которая учила дочку кушать, ходить, охотиться и убегать от врагов.

• Настоящее. Сейчас кошке уже 3 года. Она большая, толстая, смешная, любимая.

• Будущее. Кошка будет расти, учиться новому. Она постепенно состариться. Так же как и люди.

• Антисистема. Кошки боятся собак и с ними не дружат. А еще кошки бояться воды, хотя плавать и умеют.

Или другой пример:

• Система. Спелый помидор.

• Подсистема. Кожица, мягкая серединка, семечки.

• Надсистема. Растения. Овощи.

• Прошлое. Был крошечной зеленой помидоркой, которая появилась на помидорном кусте.

• Настоящее. Сейчас это спелый овощ ярко-красного цвета. Сладкий и сочный. Помидор очень полезен для здоровья.

• Будущее. Мы его порежем на кусочки, смешаем с другими порезанными овощами и приготовим салат, который потом скушаем.

• Антисистема. Помидоры боятся всяких жучков и червячков, которые пытаются их скушать еще на грядке.

Игра «Лягушата».

П: летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка. Кто это? (лягушка)

С. О. – в центре «лягушка» П: в гости к нам пришел лягушонок. Он такой весь гладкий и в воде живет. Покажите, как он квакает.

Рассматривается подсистема П: что может этот лягушонок?

Д: прыгать, плавать, квакать…

П: смотрите, сколько всего умеет лягушонок, а что есть у лягушонка для того, чтобы он прыгал, плавал? (лапки)

П: а чтобы квакал и ловил комаров? (рот, а во рту - язык)

П: еще какие части есть?

Д: тело, глаза, голова.

На С. О. – прошлое.

С показом картинок. П: а раньше каким был лягушонок? (маленьким)

П: откуда же появился лягушонок?

Д: из яйца.

П: это называется икра. Из маленьких икринок сначала появляются головастики. А потом эти головастики превращаются в лягушек.

П: сначала лягушки по размеру какие? (маленькие)

П: какие части появляются? (лапки)

П: а с хвостом что происходит? (хвост исчез)

П: головастики по действию что умеют делать? (умеют плавать)

П: а прыгать умеют как лягушки? (нет)

П: почему? (потому что у них только две лапки)

На С. О. - будущее П: это было в прошлом. Давайте теперь посмотрим, что будет с нашим лягушонком, когда он вырастет? (это будет большая лягушка)

П: да, по размеру станет побольше. Что он будет делать по действию? (быстро прыгать, сможет спрятаться от врагов, будет ловить комаров, мух, будет громко квакать и т. д.

П: вот сколько всего будет уметь наш лягушонок, когда вырастет. Покажите сейчас.

Рассматривается надсистема.

Игра – составление сравнений. П: где можно увидеть лягушек?

(в болоте, в траве)

П: лягушка по цвету такая же зеленая, как…

Д: как зеленая трава, как зеленый мяч…

П: лягушка по размеру такая же маленькая, как…

Д: как маленький мячик, как маленькое яблоко…

П: лягушка по действию так же прыгает, как…

П: лягушка по влажности такая же мокрая, как…

Итог. Рефлексия. По действию что умеет делать лягушка?

Откуда появилась лягушка?

Где можно увидеть лягушек?

По цвету лягушка какая?

Какая по влажности?

А теперь я предлагаю каждой творческой группе рассмотреть свою картинку (машина и лиса) и составить свой рассказ, опираясь на схему.

Каждая группа выполняет задание

Молодцы справились с этим заданием.

3. Ждет нас третий блок - возьмите желтого цвета лепесток и приклейте его к серединке цветка. Мы продолжаем, и я хочу вас вдохновить на следующее - найдите "Необычное в обычном"

Мы с ребятами из обычного сделали необычное – это крокодилы из втулок от туалетной бумаги, и их мы используем для речевого дыхания, также мы любим создавать из газетной бумаги разных персонажей и придумываем четверостишия, например,

Лягушка попрыгушка, глазки на макушке. Прячьтесь от лягушки комары да мушки!

А сейчас посмотрите – у вас на столах лежат газеты – попробуйте придумать, что из нее можно сделать и придумайте четверостишие.

При затруднении на слайде выводятся поделки из газетной бумаги (веер, кораблик, лягушка, самолет, шляпа)

А как дети могут запомнить это четверостишие? Верно, по мнемотаблицам, зарисуйте свои четверостишия.

4, 5. Возьмите зеленый и фиолетовый лепесток и приклейте его к серединке цветка. Теперь мы поиграем в игру "Да, нет". Почему два лепестка? Потому что эта игра имеет два уровня. Эта игра – разновидность головоломок-загадок для развития логики, воображения, мышления.

(Играют в игру)

6. Возьмите оранжевый лепесток и приклейте его к серединке цветка. В этом блоке я хочу показать вам игры, основанные на кругах Луллия.

7. Возьмите голубой лепесток и приклейте его к серединке цветка. Теперь мы поиграем в игру "Объяснялки". Эту игру можно взять для среднего возраста. Целью этой игры является умение строить цепочку из слов и связывая их по смыслу с помощью вопросов составлять развернутый рассказ

Например, «Яблоко- ложка» (составить и объяснить цепочку, как от яблони перейти к ложке)

-В саду росла яблонька, на которой. (висели вкусные и спелые яблоки) -Яблоки были спелые и поэтому сами. (падали на землю) -Так как яблоки падали, бабушка. (их собирала) -Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка. (варила вкусное варенье)

-Варенье было вкусное, поэтому. (я ела варенье ложкой)

А вам, я предлагаю составить следующие цепочки – «Мальчик – звезды» и «Дом – смородина»

Уважаемые коллеги вот мы и подошли к концу моего мастер-класса. Взгляните все на собранные вами семицветики – мы с вами собрали знания о ТРИЗ по крупицам – так давайте же наполним этими знаниями нашу вазу как символ мудрости. Но перед этим я попрошу вас оценить мой МК, нарисовав в серединке семицветика смайл – если понравилось, то улыбающийся смайл, если не понравилось – то грустный.

А теперь пройдите к вазе, и заполните ее знаниями – нашими семицветиками.

Все представленные и проигранные игры позволяют нам максимально эффективно решать изобретательские задачи, развивать у детей мышление, речь и другие психические процессы.

И сейчас, я хочу спросить, мы с вами выполнили все то, что написано у нас на эмблемах? Да!

Развивали! Вдохновлялись! Творили! Любили! Играли! И многое узнали!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Цветик-семицветик» для детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению дидактической игры «Цветик-семицветик» для детей старшего дошкольного возраста 13 июля. День цветика – семицветика на МААМ. Вашему вниманию представляю мастер – класс по изготовлению дидактической игры из бросового материала.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Мастер-класс по оригами к Дню дошкольного работника «Цветик-семицветик» с детьми 5–6 летМастер-класс по оригами к Дню дошкольного работника «Цветик-семицветик» с детьми 5–6 лет 27 сентября отмечается профессиональный праздник – День дошкольного работника. В нашем учреждении сложилась традиция в этот день поздравлять.

Мастер-класс «Цветик-семицветик для мамочки»Мастер-класс «Цветик-семицветик для мамочки» Вот такие стихи читают наши ребята на праздничном утреннике. А какие же цветы исполняют все мамины мечты! Предлагаю мастер-класс по.

Мастер-класс «Цветок из модулей «Цветик-Семицветик»Мастер-класс «Цветок из модулей «Цветик-Семицветик» Мастер – класс цветок из модулей «Цветик- Семицветик» Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав.

Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?»Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?» «Кто что ест?» Мастер – класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ - Круги Луллия. Методы теории решения изобретательских.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры из фетра «Цветик-семицветик»Мастер-класс по изготовлению дидактической игры из фетра «Цветик-семицветик» Дидактическая игра "Цветик-семицветик" предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Цель игры: развитие сенсорных способностей,.

Мастер-класс по модульному конструированию «Цветик — семицветик»Мастер-класс по модульному конструированию «Цветик — семицветик» Материал для выполнения мастер – класса по модульному конструированию «Цветик – семицветик»: набор цветной двусторонней бумаги для детского.

Мастер-класс по объёмной аппликации «Цветик — семицветик»Мастер-класс по объёмной аппликации «Цветик — семицветик» Материал для выполнения мастер – класса по объёмной аппликации «Цветик – семицветик»: набор цветной двусторонней бумаги для детского.

Отчёт о проделанной работе кружка «Цветик — Семицветик» Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельностиОтчёт о проделанной работе кружка «Цветик — Семицветик» Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности Цель: развитие творческих способностей, воображения и фантазии у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Цветик-семицветик» (игры и пособия ТРИЗ в совместной работе с детьми)
Опубликовано: 5 января 2021 в 15:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД