Папки-передвижки

Мастер-класс «Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой»

Старовая Ольга Викторовна
Мастер-класс «Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой»
▼ Скачать + Заказать документы

Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 24 г. Благовещенска»

Мастер-класс

для педагогов ДОУ

по теме

«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса детей при ознакомлении с неживой природой»

Старовая Ольга Викторовна

Квалификация первая категория

г. Благовещенск

Прежде чем давать знания, надо

Публикация «Мастер-класс „Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой“» размещена в разделах

научить думать, воспринимать,

наблюдать.

В. Сухомлинсий

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка.

Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.)

В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Так что же такое экспериментирование?

Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимосвязей, закономерностей, а также развивает речь.

Цель:

Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Познавательные :

Расширение и систематизация элементарных и экологических представлений детей

Формирование навыков постановки элементарных опытов и умений делать выводы на основе полученных результатов

Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать.

Формировать коммуникативные навыки.

Рекомендации педагогам по работе над опытом и экспериментом

1. Изучить тематику экспериментальной деятельности.

2. При составлении совместного плана работы по экспериментальной деятельности с детьми надо поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой экспериментальной деятельности поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над опытом.

8. В ходе работы над экспериментальной деятельностью создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Творческий подход к реализации экспериментальной деятельностью; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над экспериментальной деятельностью, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

12. Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность : она порождает потребность в исследовании.

13. Учить детей действовать самостоятельно. Избегать прямых инструкций. Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

14. Не сдерживать инициативу детей. Не делать за них то, что они могут сделать сами (или могут научиться делать) самостоятельно.

15. Не спешить с вынесением оценочных суждений.

16. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительна оценка для него важнее всего.

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

Конфуций

Практикум с воспитателями

1. Дидактическая игра «Покажи жестом одно из природных явлений»

Предложить придумать четыре разных жеста, которые будут напоминать землю, воздух, воду и огонь.

Это можно сделать, комментируя такие фразы:

- мы ходим по … (земле)

- мы пьём… (воду)

- бросить дрова в … (огонь)

- в лесу чистый … (воздух) и т. д.

Надо отвечать жестами.

2. Показ опытов:

- с водой:

- «Цветы лотоса» Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются (бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются)

- «Куда делись чернила? Превращение» В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах (уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя)

- со свечой:

- горит свеча, очень быстро и кратковременно внесем в её пламя плотный картон. Что образовалось на картоне. (копоть, свеча коптит)

- возьмем аккуратно свечу и немного наклоним, подержим её над тазом с водой. (жидкий парафин капает в воду, в ней он застывает, и получаются разные фигурки). Предложить составить небольшую историю о волшебном превращении парафиновой капельки и нарисовать об этом сказочный рисунок.

- с камнями:

- возьмем кусочек гранита и окатыш керамзита, сравним их по массе. Затем опустим одновременно в таз с водой. Что произошло с каждым из них? Почему? (в керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет).

- каким камешком лучше всего рисовать на фанерке? Пробуем мелом, углем, графитом кремнем.

Разминка «Вспомни сказку»

Вспомнить известные сказки, в которых говорится о камнях.

(«Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник изумрудного города», Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», «Гарри Потер» и др.)

3. Тренинг

4. «Творческая мастерская»

Жеребьёвка по цвету

Воспитатели делятся на две команды.

Первая команда «творит» с окрашенным в разные цвета песком – составление пейзажа

Вторая с камнями – волшебные превращение камней

Продолжительность подготовки проекта - 15 мин

Затем защита своего проекта – 5 мин

Публикации по теме:

Формы организации детей при ознакомлении их с природой Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа.

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» Мастер – класс «Детское экспериментирование как средство развития.

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс «Экспериментирование как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста». Цель: Повысить уровень знаний.

Презентация «Мастер-класс по экспериментированию при ознакомлении детей с природой» " То, что я услышал, я забыл, То, что я увидел, я помню, То, что я сделал, я знаю" (китайское изречение) Только через действие ребёнок.

Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Основной целью экологического.

Познавательное развитие дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой Познавательное развитие дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой Выполнила: Ю. П. Давыдова, воспитатель МБДОУ «Детский.

Виртуальная экскурсия как средство формирования познавательного интереса дошкольников Детей дошкольного возраста можно назвать «почемучками», поскольку их свойства характера отличает повышенная любознательность, заинтересованность.

Внеклассная работа по математике как средство формирования познавательного интереса учащихся Хорошая математическая подготовка нужна всем выпускникам школы для дальнейшего обучения. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный.

Консультация для педагогов «Экологическая проектная деятельность как один из способов формирования познавательного интереса» Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Экологическая тропа как средство формирования познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста На сегодняшний день экологическая проблема взаимодействия человека и природы, и воздействия человеческого сообщества на окружающую среду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой»
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 08:49
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой»» (включая файлы) размещена пользователем Старовая Ольга Викторовна (УИ 1843564) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД