Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников»

Худякова Татьяна Петровна
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников»

Цель: ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить профессиональную компетенцию педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста; содействовать педагогам в поиске новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников; создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников“» размещена в разделах

-раскрыть понятие мнемотехники, выявить актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

-предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование:

Листы бумаги, фломастеры, мнемотаблицы; слайдовая презентация.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представлений о мнемотехнике;

-внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи дошкольников.

Ход мастер-класса:

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе.

Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

К. Д. Ушинский говорил «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.

Большинство детей сталкиваются с различными речевыми проблемами:

• Неумение составлять длинные, сложноподчиненные предложения – речь ребенка состоит исключительно из простых, лаконичных предложений.

• Ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение.

• Систематическое применение нелитературной лексики.

• Минимальный, бедный словарный запас, который не соответствует возрастной категории ребенка.

• Дошкольник не может самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на поставленные вопросы.

• Плохой уровень дикции.

• Дошкольник не может строить правильные логические выводы и утверждения.

Для исправления таких речевых дефектов часто применяется мнемотехника, которая получила широкое распространение среди многих специалистов.

Что представляет собой мнемотехника?

Мнемотехника – в дословном переводе с греческого языка означает «искусство запоминания». Это определенная система приемов и методов, действие которых направленно на максимально эффективное сохранение, воспроизведение и запоминание получаемого материала.

Название данной методики абсолютно не случайно – оно происходит от имени древнегреческой богини памяти, логики и рассудительности по имени Мнемозина. Мнемотехника – это популярная методика, суть которой заключается в максимально ускоренном развитии связной речи, основанная на визуальном восприятии информации с дальнейшим ее воспроизведением при помощи изображений.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Начинать работу с мнемотаблицами рекомендуется со средней группы, но в младших группах можно использовать в виде алгоритмов умывания, одевания и т. д.

Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

В среднем дошкольном возрасте в мнемотаблицах применяют яркие разноцветные картинки. Это объясняется тем, что ребенок в таком возрасте запоминает отдельно: море – синее, солнце – желтое. В работе с детьми старшей группы схемы в мнемотаблицах используются в одном цвете. Это позволяет не отвлекаться на яркие цвета и запоминать основной смысл

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)

Работа по мнемотаблицам строится в 3 этапа.

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:

• Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д

• Заучивания стихов, потешек, пословиц, поговорок;

• При отгадывании и загадывании загадок;

• При пересказе текстов;

• При составлении описательных рассказов;

• Заучивание и проговаривание чистоговорок, скороговорок;

• При проведении артикуляционной гимнастики

Составление описательного рассказа

Это наиболее трудный вид в монологической речи.

Практическое задание:

1. Составить мнемотаблицу к загадке (Зима не лето, в шубу одета.)

2. Составить мнемотаблицу к сказкам «Заюшкина избушка» и «Руковичка».

Педагоги представляют результаты своей работы.

Вывод:

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Рефлексия:

В завершении нашей работы, я хотела бы попросить вас, выразить свое отношение к сегодняшнему мастер классу в мнемоквадратах.

- Сегодня я узнала.

- Было интересно.

- Было трудно, но.

- Я поняла, что.

- Теперь я могу.

Желаю вам творческих успехов в работе с детьми!

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников»
Опубликовано: 5 апреля 2021 в 14:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД