Мастер-класс для педагогов «Логико-математические игры и упражнения»

Наталия Барковская
Мастер-класс для педагогов «Логико-математические игры и упражнения»

Актуальность.

Социокультурные, экономические и иные преобразования, происходящие в современном обществе, предполагают обновление содержания образования детей разного возраста, включая и систему образования дошкольников. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.

Зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба, решение задач. В результате может пострадать здоровье ребенка, угаснет интерес к учению.

Работая с детьми не первый год, мы заметили, что многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм, но очень мало детей проявляли настойчивость в доведении дела до конца. При первой неудаче они теряли интерес к игре.

Изучая методическую литературу современных авторов, мы пришли к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения, задачи в своей работе, мы сможем исправить пробелы знаний у детей.

Что такое логико – математическое развитие ребёнка? (слайд 2)

Детская деятельность, насыщенная проблемными, творческими заданиями, играми и игровыми упражнениями, ситуациями с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией, при условии использования математического содержания, является по сути логико – математической

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский. (слайд 3)

Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.

Начиная со старшего возраста, развитие логического мышления можно выделить в самостоятельную задачу.Она включает в себя:

• Формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях о классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний;

• Развитие абстрактного воображения, образной и логической памяти, ассоциативного мышления по аналогии. (слайд 4)

Логические игры не только развивают интеллектуальные способности ребенка, но и совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление.

Несмотря на то, что используемый занимательный математический материал тесно взаимосвязан друг с другом,мы разделили его условно на 3 группы: (слайд 5)

Развлечения: загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки; «Танграм», «Волшебный узор»,

Логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-2-3 признакам, логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие); игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

• Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игрына нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Невероятные пересечения», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи»

Формирование логических приёмов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления ребёнка. Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребёнок. Это умственный труд - труд сложный и интересный.

Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения этой задачи выступают такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование, сериация, систематизация и аналогия. (Слайд 6)

Хотим предложить игры, которые мы используем в нашей группе

Весёлая логика (развитие анализа и синтеза) (слайд 7)

Геометрические паравозики (упражнять детей в классификации) (Слайд 8)

Логические цепочки (умение находить взаимосвязи между предметами и явлениями) (слайд 9)

Время (временные представления) (слайд 10)

Парные картинки (развитие анализа и синтеза) (слайд 11)

Блоки Дьенеша (сформировать умение выполнять простейшие логические операции) (слайд 12)

Цветные счётные палочки Кюизенера (развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д., внимание, память) (слайд 13)

Игры со счётными палочками (развивают конструктивные умения, умственную и творческую активность.) (слайд 14)

Танграмм (развитие анализа и синтеза) (слайд 15)

Сложи узор (развивать у детей творческое мышление, восприятие, внимание, память, развитие мыслительных операций анализа и синтеза) и др. (слайд 16 -17)

Игры с цифрами (слайд 18)

А так же используем игры,которые делали своими руками: дидактические игры с цветными крышками. уникальный по своим дидактическим возможностям материал. «Почему именно крышки?»

• Крышки легко брать руками, они не ломаются, поэтому их можно использовать долгое время.

• Крышки от пищевых продуктов, значит, допущены санитарными нормами.

• Играть крышками можно как за столом, так и на ковре.

Мы используем дидактические игры с цветными крышками на занятиях по развитию элементарных математических представлений, в конструировании, в совместной, индивидуальной деятельности. Игры с цветными крышками помогают детям развить память и логическое мышление, учат их рассуждать и анализировать. Игры:«Продолжи цвета», (слайд 19) «Повтори рисунок»,- «Какого цвета не хватает» (слайд 20) «Состав числа» др (слайд 21)

Счётные палочки (слайд 22)Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, решают различные головоломки, любят игры на смекалку. Одним из наиболее доступных видов задач на смекалку являются игры со счетными палочками. Их еще называют задачами на смекалку геометрического характера, т. к. в ходе решения идет создание различных форм и преобразование одних фигур в другие. В ходе таких игр дошкольники охотно преодолевают значительные трудности, могут отказаться от сиюминутных желаний, возникающих по ходу выполнения той или иной игровой задачи. Кроме гордости от сознания своей сообразительности, уверенности в своих возможностях, игры – головоломки со счетными палочками формируют такие качества, как усидчивость, упорство в достижении цели, находчивость, развивают конструктивные умения, умственную и творческую активность.

Разрезные тарелочки формируют умение собирать целое из частей; развивают зрительное восприятие, внимание; моторики пальцев рук.

Игры на состав числа. (слайд 23) Состав числа мы начали изучать в старшей группе. Материал для детей сложный, но игровые приёмы помогли успешно справиться с этой задачей.

Игры с прищепками учат детей манипуляциям с предметами, тренируют мышцы рук, развивают воображение и фантазию, развивают интеллект. При помощи простых и доступных материалов можно составлять и решать задачки, закреплять знание цифр и знаков, порядковый и обратный счет. Игру можно использовать как в совместной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми.

А так же мы используем разную методическую литературу на развитие логическогомышления в том числе: Светлова И. Е.: (слайд 24) Большая книга заданий и упражнений по развитию логики малыша; Развитие способностей к самостоятельному мышлению, сопоставлению, рассуждению и анализу для достижения успехов в учёбе; Используются тестовые задания «Готов ли ты к школе?»

Математика на прогулке. (слайд 25)

Так сложилось, что летом дети большую часть проводят на улице, где у нас находятся цветники, огород, где мы выращиваем овощи. Вся наша летняя жизнь становится великолепным увлекательным и разнообразным занятием по математике для дошкольника, потому что в огороде все время можно что-нибудь пересчитывать, делить и т. п.Можно спросить ребенка:

- Какая грядка получилась шире (уже): с капустой или редиской?

– Что ближе к беседке?

Что раньше взошло: редиска или салат?

– Сколько красных помидоров на кустике? - Какая морковь (огурец, дыня) длиннее или короче? - Найти самый высокий стебелек среди травинок, определить,какой кустик выше: укропа или томата? Сравнить стволы деревьев. Сравнить по высоте здание садика и беседки, забора.

Развитие пространственного мышления дошкольника:

«Стоп, скажи, где стоишь»- учим ребенка определять свое местонахождение среди окружающих предметов: «Я нахожусь справа от беседки, слева от тополя, впереди меня песочница, позади – огород».

«Встань, куда скажу» - учим двигаться в соответствии со словесными указаниями взрослого.

- Встань справа от забора за беседку.

- Встань слева от здания напротив кустарника.

Миллион интереснейших вопросов можно найти и обсудить с ребенком. Если полностью исключить взрослую занудливость, поучения, принуждения, а настроиться на юмор, приятное общение, то за летний сезон можно очень заметно развить у дошкольника математические представления.

Практическая деятельность

Я буду загадывать загадки о цифрах, а вы отгадываете.

То ли цифра, то ли вилка,

То ли двух дорог развилка.

В ученической тетради

Знаю точно — все ей рады.

(Четверка) (слайд 26)

Сколько на море ветров, И копыт у двух ослов, Щупалец у осьминога. И клыков у пары догов. Сколько ног у паука Паука – крестовика? Если мы про это спросим, Нам ответит цифра (восемь) (слайд 27)

Эта цифра просто чудо, У неё родня повсюду, Даже в алфавите есть, У неё сестра – близнец (три) (слайд 28)

От нуля и до нуля не дойти без костыля (единица) (слайд 29) Есть, друзья,такая птица: Если сядет на страницу, Очень рад бываю я, А со мною вся семья (пять) (слайд 30)

Я цифра меньше десяти. Меня легко найти. Но если букве «я» прикажешь рядом встать, Я всё: отец и ты и дедушка и мать. (семь) (слайд 31)

В школе есть такая птица: Если сядет на страницу, То с поникшей головой возвращается домой (двойка) (слайд 32)

Сколько в дюжине пиратов, Если три ушли куда то, Месяцев в году без лета. Исполнителей нонета, Жизней у бродячей кошки, И в десятки мух без мошки? Не ищи ответ нигде, Ведь есть ответ у цифры (девять) (слайд 33)

Глядела цифра в зеркало и о сестре мечтала, Но только свойства одного она ведать не знала. И получила двойника, Как капелька водицы. Сестра похожа на ней, А только вниз косица. (шесть и девять) (слайд 34)

Задачки-шутки на сообразительность

Загадки служат увлекательным материалом для размышления. Загадки – это полезные и интересные логико – математические упражнения на выявление предмета по некоторым существенным признакам. В основе разгадывания загадок лежит практический опыт детей, их знания предметов и явлений окружающего мира, способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.

Практическая деятельность. (Слайд 35)

• 1. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2,4, 4)

• 2. На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её? (переложить третью)

• 3. Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (на угол приложить)

• 4. За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (четыре)

• 5. 3, 3, 3, 3. Что будет? (дырка)

• 6. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (Я сам)

• 7. Какой год продолжается один год? (Новый год)

• 8. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (круг, овал)

• 9. Что идет не двигаясь с места? (время)

• 10. Как разделить 4 сваренные картофелины на 5 человек? (сделать пюре)

Задачи смекалки (слайд 36)

Такие задачи нравятся детям. Сказочный образ, жизненная ситуация позволяют самим детям проверить и развить пространственное представление, сообразительность. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать; тренируют произвольное внимание, память, логическое мышление. Каждая из предложенных задач решается наглядно (с помощью предметов или чертежа).

1. На столе стояло 3 бочонка с медом. Винни – Пух съел 1 бочонок и поставил его на стол. Сколько бочонков на столе? (три)

2. Две девочки, Маша и Даша, договорились сесть в пятый вагон электрички. Даша села в пятый вагон от начала, а Маша в пятый вагон от конца. Встретились ли девочки, если в электричке 10 вагонов? (нет)

3. У 7 братьев - гномов по одной сестре. Сколько всего сестер? (одна)

Сколько детей в семье? (8)

4. Шел человек в город. Навстречу ему 3 знакомых. Сколько человек шло в город? (один)

5. Три девочки, Варя, Галя, Оля, пришли на праздник в платьях белого, красного, желтого цвета. Оля была не в красном и не в желтом платье, Варя – не в красном. Какого цвета было платье на каждой девочке? (Оля в белом, Варя в жёлтом, Галя в красном)

А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки» эта игра может служить динамической паузой.Задания:

1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (6) (слайд 37)

2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (8) (слайд 38)

3. Сколько покажу кругов, столько выполни хлопков. (8) (слайд 39)

8. Моргнём мы столько раз, сколько бабочек у нас. (14) (слайд 40)

9. Сколько очков, столько язычком щелчков. (15) (слайд 41)

11. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. (10) (слайд 42)

Игры со счетными палочками.

Хочу предложить вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждой группе, и которые по карману каждому родителю.Краткий экскурс в историю: Игра со счетными палочками имеет древние корни. Наши предки играли в бирюльки. Бирюльками называли мелкие предметы, которые высыпались горкой на стол. Задача игроков по очереди вытаскивать по одной бирюльке, стараясь не потревожить соседние. Выигрывал тот, кто к концу игры вытащит больше предметов. В этом соревновании ребенок приобретал необходимую ловкость пальцев, а также развивал терпение и выдержку.

Практическая деятельность. А пока вы только учитесь, предлагаем вам отгадать авторскую задачу –головоломку: (слайд 43)

Мы 6 палочек возьмем

И построим новый дом!

Если 2 переложить, В доме том не смогут жить, Он уже не дом, а флаг. Кто сумеет сделать так?

Захотелось покопать- Надо палочку убрать, И переложить другую. Так лопатку получу я!

А у вас она готова? Передвинем палку снова, А внизу одну возьмем, И в коробку уберем. Вышел стульчик! Отдыхайте! Сколько палочек? Считайте.

Сосчитали? Их четыре! Ножки вы раздвиньте шире, Спинку надо положить – Будет стул столом служить!

Если вам не надоело,Продолжаем наше дело: Сделаем дорожный знак, Или треугольный флаг.

Снова 2 переложили, И стрелу мы получили!

Только вот стрела сломалась- Палочка одна осталась. Мы ее на стол положим – Треугольник сделать сможем

Логическиезадачи на конструктирование и трансформацию: 1. Переложить одну палочку так, чтобы домик повернулся в другую сторону. (слад 44)

2. В фигуре, похожей на ключ, переложить четыре палочки так, чтобы получилось три квадрата. (слайд 45)

3. Переложить две палочки так, чтобы корова смотрела в другую сторону. (слайд 46)

4. Перестроить корабль в танк, переложив шесть палочек. (слайд 47)

5. Перестроить вазу в телевизор, переложив 5 палочек. (слайд 48)

6. В фигуре из шести квадратов убрать три палочки так, чтобы осталось четыре квадрата. (слайд 49)

Дидактические игры с крышками: (слайд 50)

• Расставь кружки так, чтобы белый был между желтым и красным, а желтый был рядом с зеленым.

• Расставь кружки так, чтобы красный был между синим и зеленым, а зеленый был рядом с желтым.

• Расставь кружки так, чтобы большой кружок стоял между красным и коричневым, жёлтый слева т красного, но справа от зелёного

• Игра «Зеркало» «Представь, что перед тобой зеркало, кружки необходимо расставить так, чтобы они отражались в зеркале»

Одна из сложных тем для детей это Часть и целое. (слайд 51)

Для того, чтобы ребенок понял, что такое часть и что такое целое, нужно наглядно показать ему деление яблока, арбуза, огурца, листа бумаги, грядки, веревочки и др. Благодаря практическому опыту, дошкольники способны понять не только то, что часть меньше целого, а целое больше части, не только научиться получать целое, складывая две половинки, а четверть – из двух восьмушек,но и осознать такую непростую закономерность: чем на большее количество частей разделить предмет, тем меньшей по количеству получится каждая часть.

Практическая деятельность.

- Арбуз весит 6 кг, сколько весит его половина? Сколько весит его треть?

- Длина веревки 8 м, от нее отрезали 4 м. Какую часть отрезали?

- На столе 4 огурца. Один из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько огурцов на столе?

- Повар насыпал горох поровну в 2 стакана. Затем из одного стакана он пересыпал горох в кастрюлю.Где гороха больше: во втором стакане или в кастрюле?

- Помидор и огурец весят больше, чем этот же помидор и перец.Что тяжелее: огурец или перец?

Слайд (52)Таким образом, мы пришли к выводу, что применение развивающих и дидактических игр математического содержания повышает эффективность педагогического процесса и способствует развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Публикации по теме:

Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП в свободное время Логико-математические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место этим.

Конспект мастер-класса для педагогов «Математические игры с детьми 6–7 лет» Конспект мастер-класса «Математическое ассорти» или Логико-математические игры во время образовательной деятельности и режимных моментов.

Консультация для педагогов «Логико-математические игры в работе с дошкольниками» Консультация для педагогов «Логико-математические игры в работе с дошкольниками как средство формирования логического мышления» Одной.

Мастер-класс для педагогов «Игры с прищепками»Мастер-класс для педагогов «Игры с прищепками» Мастер-класс для педагогов «Игры с прищепками» Новикова Олеся Александровна Тема: «У игры свои секреты». Цель: Повышение профессионального.

Мастер–класс для педагогов Упражнения «Пальчиковые шаги» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Светлячок» Мастер–класс для.

Мастер-класс для родителей «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей дошкольного возраста» Детско-родительский проект «Школа заинтересованных родителей». Мастер-класс «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей.

Мастер-класс для родителей «Занимательные игры и упражнения по развития дыхания у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей «Занимательные игры и упражнения по развития дыхания у детей дошкольного возраста». Дыхание – основа жизни. Правильное.

Мастер-класс «Логико-математические игры как средство приобщения к начальной ступени инженерно-технического мышления»Мастер-класс «Логико-математические игры как средство приобщения к начальной ступени инженерно-технического мышления» Добрый день, уважаемые коллеги! Для участия в мастер-классе я приглашаю 4-х участников. Спасибо. Сегодня вашему вниманию я представляю мастер-класс:.

Мастер-класс «Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников» [Мастер-класс для педагогов «Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников» Актуальность: социокультурные,.

Мастер-класс «Речевые игры и упражнения со звучащими жестами в процессе развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» .

Библиотека изображений:
  • Грибы
  • Дикие животные
  • Пазлы
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Логико-математические игры и упражнения»
Опубликовано: 9 октября 2019 в 22:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки