Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Структура детского экспериментирования»

Галина Иконникова
Мастер-класс для педагогов «Структура детского экспериментирования»

Цель: знакомство со структурой организации детского экспериментирования и его видами : бескорыстное и утилитарное. Развивать интерес к организации детского экспериментирования.

Материал для экспериментов.

1. Свойства воды и магнита.

2 подноса с мелкими гвоздиками, мелкими кусочками пенопласта, камушками; 2 прозрачные ёмкости с водой, 1 прозрачная ёмкость пустая; магниты; б шт. одноразовых тарелочек; 2 тканевые салфетки.

2. Свойства магнита - передвигать предметы.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Структура детского экспериментирования“» размещена в разделах

Карточки с изображением дороги, цветные картонные машинки с приклеенной скрепкой с обратной стороны. Поднос с магнитами, цветные карандаши.

3. Знакомство с природным явлением — извержение вулкана.

Картина с изображением извергающегося вулкана; плоская тарелка, а на ней бутылочка, облепленная пластилином в виде конуса; указка.

Внутренность вулкана: 2 ст. л. сода, вода насыщенного красного цвета, немного средства для мытья посуды, лимонная кислота.

Выступление педагога. Современное дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребёнка, способствовать формированию познавательной активности и инициативы дошкольника. Одним из эффективных средств развития познавательной активности детей является экспериментирование.

Так что же такое детское экспериментирование? это практическая деятельность поискового характера, направленная на познание дошкольниками свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

Рассмотрим примерную структуру занятия - экспериментирования :

1. Постановка исследовательской задачи в форме проблемной ситуации.

2. Уточнение правил безопасности в ходе осуществления эксперимента.

З. Выбор способа решения проблемной ситуации.

4. Организация самостоятельной экспериментальной деятельности детей (выбор оборудования и самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования).

5. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Н. Н. Подъяков выделяет два вида детского экспериментирования :

1 БЕСКОРЫСТНОЕ - направлено на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность в получении новых знаний, сведений об объекте (познание осуществляется ради самого процесса познания). Например, при знакомстве с водой выделяется её свойство - текучесть.

II УТИЛИТАРНОЕ направлено на решение конкретной практической задачи (процесс познания осуществляется с целью получения новых знаний, необходимых для достижения практического результата). Например, силу текучести воды превращают в электричество и пускают его по проводам.

В дошкольных учреждениях в большинстве случаев педагоги используют бескорыстный вид экспериментирования.

Сейчас приглашаю двух желающих принять участие в экспериментировании.

Свойства магнита и свойства воды.

у Самоделкина в мастерской беспорядок, перемещались все материалы. А ему нужно срочно ехать к Незнайке на строительство дома. Что Самоделкину нужно сделать, чтобы все быстро разложить по своим местам (по тарелочкам?

- Посмотрите, может быть какие либо предметы, находящиеся на столике Вам помогут в этом. (рассуждения, предположения).

- А как узнать, верны ли Ваши предположения? (нужно проверить) Проверяем.

Спасибо за участие.

Обращение к педагогам : «Какой вид экспериментирования Вы посмотрели? Бескорыстный или утилитарный?» (Утилитарный)

Почему Вы так думаете? (Использовалось свойство магнита притягивать предметы и свойства воды (пенопласт плавает, камешки опустились на дно).

Приступаем к следующему эксперименту : Использование свойства магнита - передвигать предметы.

Приглашаю двух желающих принять участие в экспериментировании.

Сегодня Вы принимаете участие в гонках на машинках. Но для

того, чтобы завелся мотор, Вы должны двигать машинку вперед, не дотрагиваясь до нее руками.

Подумайте, как это можно сделать? Может быть, какие-нибудь предметы, лежащие на столе Вам помогут? (Предположение).

-А как узнать, верны ли ваши предположения? (Нужно проверить) Итак, гонка начинается.

Спасибо за участие.

Обращение к педагогам : «Какой вид экспериментирования Вы посмотрели? Бескорыстный или утилитарный?» (Утилитарный)

Почему Вы так думаете (использовалось свойства магнита передвигать предметы)

Следующий эксперимент : Знакомство с природным явлением - извержение вулкана.

-Что изображено на картине? (Вулкан)

-А что Вы знаете о вулканах? (ответы)

Вулканы это конусообразные возвышения. У них есть отверстие, которое называется трубкой. Оно ведет с поверхности земли в подземные кладовые, где очень-очень горячо. И там находятся обломки крупных и мелких камней и много газов. И поэтому камни расплавляются и становятся жидкими и их называют вулканическими бомбочками. Когда происходит извержение вулкана, то из трубки выбрасывается горячая лава (это углекислый газ, который принимает участие в нашем дыхании) и поэтому мы видим пузырьки. Извержение вулкана может продолжаться от нескольких дней до нескольких недель.

Сейчас мы будем наблюдать извержение игрушечного вулкана. (Просмотр видеоролика)

Обращение к педагогам : «Какой вид экспериментирования Вы посмотрели? Бескорыстный или утилитарный?» (Бескорыстный). Почему Вы так думаете?

Уважаемые коллеги, хочу Вам напомнить, что прежде чем проводить с детьми эксперименты, нужно обязательно оговоривать правила безопасности.

В заключении хотелось бы сказать, что экспериментирование, развиваясь как деятельность, направлена на познание и преобразование объектов окружающей действительности, способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка, тем самым обеспечивает готовность к школе.

Публикации по теме:

Мастер класс для педагогов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Цель: передача педагогом-мастером концептуальной и практической сторон собственной системы работы по профилактике детского дорожно-транспортного.

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Трудолюбивые помощники» 1сл. Чтение (пересказ) педагогом рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны?» «Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг.

Мастер-класс для педагогов и родителей. Ландшафтные скульптуры «Игрушки» для детского садаМастер-класс для педагогов и родителей. Ландшафтные скульптуры «Игрушки» для детского сада Уже несколько лет в нашем детском саду силами воспитателей и родителей оформляется участок. Скульптуры разные, из разного материала, и.

Мастер-класс для педагогов на тему «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей» Введение Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться,.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Мастер-класс для педагогов. Рисование на свободную тему и фантазию в технике «Граттаж»Мастер-класс для педагогов. Рисование на свободную тему и фантазию в технике «Граттаж» .

Мастер-класс для родителей «Звуковая структура речи» Мастер – класс «Формирование речевой компетентности у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» Тема вступления: «Звуковая структура речи».

Мастер-класс «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования» Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса дошкольников».

Мастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возрастаМастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возраста Тема: Кто такие насекомые? Цель: Расширять представления детей о насекомых, основных признаках, отличающих их от животных, развивать знания.

Мастер-класс по лэпбуку для педагогов на тему «Зимние виды спорта» Лэпбук – это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Структура детского экспериментирования»
Опубликовано: 16 мая 2016 в 13:32
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД