Надежда Ковалёва
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы работы изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 2 городского округа Ленинского района
город Уфа Республики Башкортостан
В дошкольном возрасте характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И воспитатели, поощряя любознательность, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, творческое мышление дошкольников более свободно, чем творческое мышление школьников.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Нетрадиционные формы работы изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал ребёнка.
Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей
Цель педагога : развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется через художественное творчество, музыку, познание, чтение художественной литературы.
Реализация цели осуществляется через решение задач:
• организация предметно-развивающей среды в группе в художественно-творческой деятельности;
• развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
• использование нетрадиционных техник;
• привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.
Основными условиями реализации творческого развития являются:
• создание обстановки эмоционального благополучия;
• создание и обновление предметно-развивающей среды;
• творческий подход к содержанию образования;
• вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
• синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;
• осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов.)
• взаимодействие с семьями воспитанников;
Организация взаимодействия с детьми реализуется через:
• образовательную деятельность по ИЗО и конструированию,
• кружковую работу,
• индивидуальную работу,
• выставки детских работ,
• праздники, развлечения, инсценировки.
Эмоциональный фон для творческой деятельности создаёт музыка, которая всегда присутствует в нашей жизни. Активно используем:
• телевизор;
• музыкальный центр;
• аудио и видео-коллекция;
• имеются методические разработки к занятиям по декоративно – прикладному искусству;
• творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения.
Стимулирование творческой активности
Развивающая среда мотивирует детей к творчеству. Некоторые дети по природе очень изобретательны, в то время как другие чувствуют себя менее комфортно в творческом самовыражении. Воспитатели предоставляют детям множество предметов, идей и стимулов, чтобы поддержать и развить их интерес к искусству.
Мы работаем по программе «От рождения до школы». Реализация этой программы позволяет нам обеспечить ребенку опыт творчества на основе разнообразия, доступности и постоянного обновления материалов. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску.
В центре «Искусства» дети пробуют разные средства, рисуют на мольбертах, занимаются пальцевой живописью, пользуются глиной, мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов. Используя новые и довольно интересные программы и пед. технологии, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даем им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.
В своей работе я попробовала многие нетрадиционные техники развития творчества:
• рисование пальцем или ватной палочкой, ладошкой; ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
• методом тычка жёсткой полусухой кисти; ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
• монотипия; Два слова об этом, к сожалению, редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане дети рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
• набрызг; опустить зубную щётку в один цвет краски, держать щётку над бумагой. Стекой распылять краску – разбрызгивайте по листу. Можно использовать несколько цветов. Таким же способом можно делать рисунки с помощью трафарета.
• рисование свечой; ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
• мыльные фантазии; Берём краски, шампунь, воду, стакан и трубочку для коктейлей. И на булькайте себе в стакане много цветных пузырей.
А потом вместе с детьми прикладывайте бумагу к разноцветной пене.
• кляксография; Делаем с детьми кляксы (черные и разноцветные). Затем ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Нетрадиционные техники лепки :
• «Тестопластика» - лепка из соленого теста.
• «Пластилиновая графика» - раскрашивание пластилином.
• «Пластилиновая мозаика» - заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками.
Нетрадиционные техники аппликации :
• «Бумажная мозаика» - создание изображения из цветных бумажных шариков,
• «Обрывная мозаика» - заполнение изображения мелкими обрывками цветной бумаги.
• «Оригами», как традиционное, так и модульное.
• «Квилинг» - создание изображения из бумажных спиралей разного размера и формы, и др.
Для размещения своих работ дети эффективно используют раздевалки, групповые комнаты и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков,
выполненные в детском саду или дома.
Все работы детей имеют практическую применимость в детской игре. Например, салфетки (рисование по ткани) используются для игры в центре «Семья», подносы, украшенные пластилинографией – для игры в кукольном уголке, поделки, слепленные из соленого теста – в игре «Магазин», открытки в стиле квилинг были подарены мамам на 8 Марта и т. д. Многие работы мы так же дарим сотрудникам детского сада. Дети видят практическое применение своим работам, это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности.
Семья и детский сад связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей.
• Непрерывность и тесное взаимодействие на уровне сотрудничества
• Родители – активные участники образовательного процесса
• Родители оказывают помощь в обогащении развивающей среды
Вывод: Побуждайте ребёнка думать по- новому. Пробуйте новое. Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивайте ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или
незнакомую ему идею, которая кажется глупой или необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу!