Федулова Светлана Владимировна
Мастер-класс для педагогов «Организация и работа исследовательской лаборатории в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация и работа исследовательской лаборатории в группе
Мастер – класс
«Организация и работа исследовательской лаборатории
в группе»
Цель:
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Организация и работа исследовательской лаборатории в группе“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
• Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.
• Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
• Повысить уровень мастерства педагогов.
• Создание положительного эмоционального климата у педагогов.
Слайд №1
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Организация и работа исследовательской лаборатории в группе»
Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. Наш мастер - класса мы проведём в два этапа: прослушаем небольшую теорию и потом на практике проведём опыты и эксперименты с некоторыми материалами.
1 часть: Теоретическая
Слайд №2
Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Именно это и отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.
Перед нами, педагогами, стоит вопрос: «Как привлечь детей к познавательно-исследовательской деятельности?»
Слайд №3
В настоящее время мы становимся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – это метод эксперимента, который занимает прочное место в работе с дошкольниками.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Слайд №4
Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение?
Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Самое главное необходимо учитывать при организации мини – лабораторий, что бы они были безопасными для жизни и здоровья детей, укомплектованными в соответствии возраста, и доступно расположены.
Слайд №5
Уголок Исследовательской лаборатории разделяется на четыре компонента, это:
- дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,
- о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
В процессе эксперимента, помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Слайд №6
Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам, ведь дошкольники – прирожденные исследователи.
Слайд №7
Наличие в мини-лабораториях познавательных книг, атласов, тематических альбомов, картин с изображением природных сообществ, схем, таблиц, моделей с алгоритмами выполнения опытов, а также приборов-помощников влияет:
• на эмоциональную сферу ребенка,
• на развитие творческих способностей,
• формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.
Слайд №8
Компонент оборудования мини-лабораторий групп отличается и дополняется.
Слайд № 9 - 10
На слайде в презентации представлено оборудование для опытов-экспериментов во второй младшей и средней группах,
Слайд №11 -12
А также для экспериментальной деятельности в старших и подготовительных группах.
Слайд №13
Принципы подбора оборудования и материалов:
• Принцип статичности – подвижности.
С одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой – он может изменять, вносить в среду новое в соответствии со своими интересами, вкусами, настроением.
• Принцип эмоционального благополучия и комфорта.
Содержание материалов и оборудования, их размещение, должны вызывать положительные эмоции
• Принцип закрытости.
Развивающая среда помогает понять разграничение внешнего и внутреннего мира («я и другие», «один ребенок – группа детей», «группа детей – детский сад», «детский сад – весь мир», предполагает открытость природе, обществу и т. д.
• Принцип универсальности.
Предусматривает возможность самостоятельно или с помощью взрослого изменять предметно-пространственную среду, трансформируя как само оборудование, так и его размещение.
• Многофункциональность.
Предполагает возможность использования для решения различных задач организацию деятельности детей.
• Рациональность.
Предполагает удобство подхода и свободный доступ к материалу и его использование как в самостоятельной, так и в совместной деятельности, многократное использование материала.
• Обновляемость материала.
Вариативность материала для поддержки интереса детей и учета их возможностей через создание разного уровня сложности для одного типа занятий и интересами детей.
Слайд №14
Основная задача ДОУ - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Слайд №15- 18
В нашем детском саду воспитателями ДОУ тоже созданы мини-лаборатории.
Дети в них обучаются всему новому, они вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Слайд №19
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Слайд №20
Желаю творческих успехов
2 часть: Практическая
Цель:
Узнать способы получения искусственного снега и самим получить его.
Опыты напоминают детям фокусы. Поэтому они так интересны и вызывают много эмоций. Я вам продемонстрирую несколько опытов, которые можно успешно использовать в работе с воспитанниками.
Всем детям нравится Зима. Они любят любые зимние забавы, любят лепить снежки, снеговиков. Но что делать, если пока снега нет, но очень хочется его потрогать и ощутить, который не будет таять в тепле, на ощупь будет теплый и при этом выглядеть как настоящий снег.
Узнав, что существует искусственный снег и его можно получить разными способами, мне стало ещё интереснее, и я захотела его получить сама.
Искусственный снег - это белая рыхлая масса, которая выглядит как настоящий снег. Он теплый и не тает. Из такого снега легко лепить снежные комки и разные фигуры. Его долгое время можно хранить в мешочке, и он не потеряет свои свойства. Его используют как в играх, так и при украшении помещений. Такой снег не опасен для здоровья.
Из разных источников, я узнала, что есть много способов получения искусственного снега. Выбрала четыре самых простых способа. Продукты в них обычные и не дорогие.
- Итак, я вам покажу сегодня несколько способов.
Опыт 1: «Мокрый снег из памперсов»
Потребуется:
2 памперса и 5 – 6 стаканов воды
Приготовление:
Разрежьте памперсы и высыпьте всю начинку в большую миску. Постепенно добавляйте в миску воду, перемешивая, чтобы не осталось сухих комочков.
Результат:
Снег из памперса красиво выглядит, долго не засыхает, а если засохнет, его можно снова размочить водой. Он очень рыхлый и влажный. Но лепить из него ничего не получится - можно только копать и делать горки.
Соблюдайте осторожность!
В редких случаях вещество способно вызвать аллергические реакции при контакте с кожей. И ни в коем случае такой снег нельзя есть! Ведь абсорбент из подгузника способен впитать в себя жидкости в 30 раз больше собственного веса - может произойти закупорка внутренних органов. То есть малышам, которые все тащат в рот, лучше такой рецепт не показывать.
Опыт 2: Снег из соды и крахмала
Потребуется: 2 стакана соды, 1,5 стакана картофельного крахмала, 1 стакан воды
Приготовление:
Смешайте в миску соду и крахмал. Долейте к ним воду и тщательно перемешайте смесь.
Результат:
Мы получаем классическую неньютоновскую жидкость. То есть такую жидкость, которая при резких воздействиях ведет себя как твердое тело, а в состоянии покоя - как обычная жидкость.
Попробуйте набрать пригоршню этого текучего снега и быстро слепить из него снежок, а потом остановитесь - снежок тут же растает у вас на ладони.
Экспериментируйте! Порисуйте на этом снегу, втыкайте в него палочки, попробуйте копать лопаткой, положите на поверхность снега какую-нибудь игрушку, попытайтесь перелить из одной емкости в другую.
Море новых впечатлений гарантировано!
Убирать после игр с таким снегом тоже очень просто. Все пролитые "капли" тут же становятся твердыми и легко снимаются с поверхностей.
Только не выливайте смесь после игры в унитаз или раковину - она не растворяется в воде и может забить канализацию. Просто завяжите ее в пакетик и выбросьте с твердым мусором.
Опыт 3: Ароматный снег из соды и пены для бритья.
Потребуется: 2 стакана соды, пена для бритья
Приготовление:
Выдавить из баллончика полную миску пены для бритья. Постепенно досыпать в нее соду и перемешивать. Пена опадёт и равномерно смешается с содой.
Результат:
Снег получается немного влажный и очень пахучий (запах зависит от того, чем пахла пена - ориентируйтесь на свой вкус). Снег безупречно белоснежный и отлично лепится!
От этого снега руки становятся немного липкими, но очень легко отмываются обычной теплой водой.
Опыт 4: «Синтетический снег»
Потребуется: Полиакрилат натрия и вода (сколько понадобится)
Приготовление:
Насыпать в таз полиакрилат натрия и добавить воды пока не получится нужная консистенция снега.
Результат:
Полиакрилат натрия мгновенно впитывает воду и сильно набухает, образуя хлопья, похожие на снег.
Искусственный снег можно трогать руками, но нельзя есть. Обязательно помойте руки после этого опыта.
А сейчас я предлагаю сделать искусственный снег цветным.
Опыт 5: «Цветной снег»
Потребуется: Пищевой краситель и тёплая вода.
Приготовление:
У нас 5 мисок с тёплой водой. Пищевой краситель всыпать в миски и перемешать. Используя разные красители, можно получить различные цвета. Синтетический белый снег разложить в 5 тарелок. Затем цветную жидкость вылить в наш белый снег и перемешать.
Результат:
Наш белый искусственный снег стал цветным.
Уважаемые коллеги! Вот видите, Вы убедились сами, что познавательная деятельность ребенка понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, это творческое приобретение знаний через интересные опыты и эксперименты, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с Вами убедились.
Я думаю, что Ваше участие в мастер-классе способствовало повышению Вашего профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт, надеюсь, будет использоваться Вами в практической работе с детьми.
Спасибо за внимание и участие!
Литература:
А. И. Шапиро, Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками. - М. :ТЦ Сфера; СПб. : Образовательные проекты, 2016-128с.
Н. А. Модель, Химия на кухне. Исследовательская деятельность детей. - М. : ТЦ Сфера, 2017.- 128с.