Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Организация и работа исследовательской лаборатории в группе» (15 фото)

Федулова Светлана Владимировна
Мастер-класс для педагогов «Организация и работа исследовательской лаборатории в группе»
▼ Скачать + Заказать документы

Организация и работа исследовательской лаборатории в группе

Мастер – класс

«Организация и работа исследовательской лаборатории

в группе»

Цель:

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Организация и работа исследовательской лаборатории в группе“» размещена в разделах

• Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.

• Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.

• Повысить уровень мастерства педагогов.

• Создание положительного эмоционального климата у педагогов.

Слайд №1

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Организация и работа исследовательской лаборатории в группе»

Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. Наш мастер - класса мы проведём в два этапа: прослушаем небольшую теорию и потом на практике проведём опыты и эксперименты с некоторыми материалами.

1 часть: Теоретическая

Мастер-класс для педагогов «Организация и работа исследовательской лаборатории в группе»

Слайд №2

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Именно это и отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.

Перед нами, педагогами, стоит вопрос: «Как привлечь детей к познавательно-исследовательской деятельности?»

Слайд №3

В настоящее время мы становимся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – это метод эксперимента, который занимает прочное место в работе с дошкольниками.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Слайд №4

Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение?

Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Самое главное необходимо учитывать при организации мини – лабораторий, что бы они были безопасными для жизни и здоровья детей, укомплектованными в соответствии возраста, и доступно расположены.

Слайд №5

Уголок Исследовательской лаборатории разделяется на четыре компонента, это:

- дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,

- о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

В процессе эксперимента, помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Слайд №6

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам, ведь дошкольники – прирожденные исследователи.

Слайд №7

Наличие в мини-лабораториях познавательных книг, атласов, тематических альбомов, картин с изображением природных сообществ, схем, таблиц, моделей с алгоритмами выполнения опытов, а также приборов-помощников влияет:

• на эмоциональную сферу ребенка,

• на развитие творческих способностей,

• формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

Слайд №8

Компонент оборудования мини-лабораторий групп отличается и дополняется.

Слайд № 9 - 10

На слайде в презентации представлено оборудование для опытов-экспериментов во второй младшей и средней группах,

Слайд №11 -12

А также для экспериментальной деятельности в старших и подготовительных группах.

Слайд №13

Принципы подбора оборудования и материалов:

• Принцип статичности – подвижности.

С одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой – он может изменять, вносить в среду новое в соответствии со своими интересами, вкусами, настроением.

• Принцип эмоционального благополучия и комфорта.

Содержание материалов и оборудования, их размещение, должны вызывать положительные эмоции

• Принцип закрытости.

Развивающая среда помогает понять разграничение внешнего и внутреннего мира («я и другие», «один ребенок – группа детей», «группа детей – детский сад», «детский сад – весь мир», предполагает открытость природе, обществу и т. д.

• Принцип универсальности.

Предусматривает возможность самостоятельно или с помощью взрослого изменять предметно-пространственную среду, трансформируя как само оборудование, так и его размещение.

• Многофункциональность.

Предполагает возможность использования для решения различных задач организацию деятельности детей.

• Рациональность.

Предполагает удобство подхода и свободный доступ к материалу и его использование как в самостоятельной, так и в совместной деятельности, многократное использование материала.

• Обновляемость материала.

Вариативность материала для поддержки интереса детей и учета их возможностей через создание разного уровня сложности для одного типа занятий и интересами детей.

Слайд №14

Основная задача ДОУ - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Слайд №15- 18

В нашем детском саду воспитателями ДОУ тоже созданы мини-лаборатории.

Дети в них обучаются всему новому, они вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Слайд №19

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Слайд №20

Желаю творческих успехов

2 часть: Практическая

Цель:

Узнать способы получения искусственного снега и самим получить его.

Фото «Организация и работа исследовательской лаборатории в группе»

Опыты напоминают детям фокусы. Поэтому они так интересны и вызывают много эмоций. Я вам продемонстрирую несколько опытов, которые можно успешно использовать в работе с воспитанниками.

Всем детям нравится Зима. Они любят любые зимние забавы, любят лепить снежки, снеговиков. Но что делать, если пока снега нет, но очень хочется его потрогать и ощутить, который не будет таять в тепле, на ощупь будет теплый и при этом выглядеть как настоящий снег.

Узнав, что существует искусственный снег и его можно получить разными способами, мне стало ещё интереснее, и я захотела его получить сама.

Искусственный снег - это белая рыхлая масса, которая выглядит как настоящий снег. Он теплый и не тает. Из такого снега легко лепить снежные комки и разные фигуры. Его долгое время можно хранить в мешочке, и он не потеряет свои свойства. Его используют как в играх, так и при украшении помещений. Такой снег не опасен для здоровья.

Из разных источников, я узнала, что есть много способов получения искусственного снега. Выбрала четыре самых простых способа. Продукты в них обычные и не дорогие.

- Итак, я вам покажу сегодня несколько способов.

Опыт 1: «Мокрый снег из памперсов»

Мастер-класс для педагогов - фото
Фото №1 Организация и работа исследовательской лаборатории в группе Мастер класс Организация и работа

Потребуется:

2 памперса и 5 – 6 стаканов воды

Приготовление:

Разрежьте памперсы и высыпьте всю начинку в большую миску. Постепенно добавляйте в миску воду, перемешивая, чтобы не осталось сухих комочков.

Результат:

Снег из памперса красиво выглядит, долго не засыхает, а если засохнет, его можно снова размочить водой. Он очень рыхлый и влажный. Но лепить из него ничего не получится - можно только копать и делать горки.

Соблюдайте осторожность!

В редких случаях вещество способно вызвать аллергические реакции при контакте с кожей. И ни в коем случае такой снег нельзя есть! Ведь абсорбент из подгузника способен впитать в себя жидкости в 30 раз больше собственного веса - может произойти закупорка внутренних органов. То есть малышам, которые все тащат в рот, лучше такой рецепт не показывать.

Опыт 2: Снег из соды и крахмала

Фото №2 Исследовательская деятельность исследовательской лаборатории в группе Цель Повысить уровень профессионального Фото №3 Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме

Потребуется: 2 стакана соды, 1,5 стакана картофельного крахмала, 1 стакан воды

Приготовление:

Смешайте в миску соду и крахмал. Долейте к ним воду и тщательно перемешайте смесь.

Результат:

Мы получаем классическую неньютоновскую жидкость. То есть такую жидкость, которая при резких воздействиях ведет себя как твердое тело, а в состоянии покоя - как обычная жидкость.

Попробуйте набрать пригоршню этого текучего снега и быстро слепить из него снежок, а потом остановитесь - снежок тут же растает у вас на ладони.

Экспериментируйте! Порисуйте на этом снегу, втыкайте в него палочки, попробуйте копать лопаткой, положите на поверхность снега какую-нибудь игрушку, попытайтесь перелить из одной емкости в другую.

Море новых впечатлений гарантировано!

Убирать после игр с таким снегом тоже очень просто. Все пролитые "капли" тут же становятся твердыми и легко снимаются с поверхностей.

Только не выливайте смесь после игры в унитаз или раковину - она не растворяется в воде и может забить канализацию. Просто завяжите ее в пакетик и выбросьте с твердым мусором.

Опыт 3: Ароматный снег из соды и пены для бритья.

Фото №4 Повысить уровень мастерства педагогов Фото №5 Создание положительного эмоционального климата у педагогов Фото №6 Наш мастер класса мы проведём в два этапа прослушаем небольшую теорию и потом на практике проведём опыты и эксперименты с некоторыми материалами

Потребуется: 2 стакана соды, пена для бритья

Приготовление:

Выдавить из баллончика полную миску пены для бритья. Постепенно досыпать в нее соду и перемешивать. Пена опадёт и равномерно смешается с содой.

Результат:

Снег получается немного влажный и очень пахучий (запах зависит от того, чем пахла пена - ориентируйтесь на свой вкус). Снег безупречно белоснежный и отлично лепится!

От этого снега руки становятся немного липкими, но очень легко отмываются обычной теплой водой.

Опыт 4: «Синтетический снег»

Фото №7 часть Теоретическая Фото №8 Слайд Мы знаем что детство это пора поисков и ответов на самые разные вопросы

Потребуется: Полиакрилат натрия и вода (сколько понадобится)

Приготовление:

Насыпать в таз полиакрилат натрия и добавить воды пока не получится нужная консистенция снега.

Результат:

Полиакрилат натрия мгновенно впитывает воду и сильно набухает, образуя хлопья, похожие на снег.

Искусственный снег можно трогать руками, но нельзя есть. Обязательно помойте руки после этого опыта.

А сейчас я предлагаю сделать искусственный снег цветным.

Опыт 5: «Цветной снег»

Потребуется: Пищевой краситель и тёплая вода.

Фото №9 Исследовательская активность естественное состояние ребенка он настроен на познание окружающего мира Фото №10 Он изучает все как может и чем может глазами руками языком носом Фото №11 Он радуется даже самому маленькому открытию

Приготовление:

У нас 5 мисок с тёплой водой. Пищевой краситель всыпать в миски и перемешать. Используя разные красители, можно получить различные цвета. Синтетический белый снег разложить в 5 тарелок. Затем цветную жидкость вылить в наш белый снег и перемешать.

Результат:

Наш белый искусственный снег стал цветным.

Фото №12 Именно это и отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками

Уважаемые коллеги! Вот видите, Вы убедились сами, что познавательная деятельность ребенка понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, это творческое приобретение знаний через интересные опыты и эксперименты, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с Вами убедились.

Я думаю, что Ваше участие в мастер-классе способствовало повышению Вашего профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт, надеюсь, будет использоваться Вами в практической работе с детьми.

Спасибо за внимание и участие!

Литература:

А. И. Шапиро, Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками. - М. :ТЦ Сфера; СПб. : Образовательные проекты, 2016-128с.

Н. А. Модель, Химия на кухне. Исследовательская деятельность детей. - М. : ТЦ Сфера, 2017.- 128с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Работа в лаборатории на летнем участке»Фотоотчёт «Работа в лаборатории на летнем участке» Цель: развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с песком и водой Лаборатория.

Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate»Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate» Активизация речемыслительной деятельности детей дошкольников при организации элементарной исследовательской деятельности с использованием.

Конспект исследовательской деятельности по теме «Пульс» в цифровой лаборатории «Наураша» (старшая группа)Конспект исследовательской деятельности по теме «Пульс» в цифровой лаборатории «Наураша» (старшая группа) Всем доброго времени суток! КОНСПЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ «НАУРАША» блок «ПУЛЬС» (второе занятие) Место.

Консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевых игр»Консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевых игр» Ни для кого не секрет, что игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре ребенок в ненавязчивой форме узнает много нового, интересного.

Консультация для педагогов «Организация труда, трудовые поручения в средней группе»Консультация для педагогов «Организация труда, трудовые поручения в средней группе» Программа детского сада предусматривает в младшем возрасте воспитывать у детей интерес к труду. В средней группе трудовая деятельность.

Мастер-класс для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры «Космонавты»Мастер-класс для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры «Космонавты» 12 апреля – важная дата для России и всего мира. В этот день 60 лет назад наш космонавт Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос. В.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Проект исследовательской деятельности в семенной лаборатории «Мини-лаборатория мышонка Пика»Проект исследовательской деятельности в семенной лаборатории «Мини-лаборатория мышонка Пика» В своей группе «Акварелька» мы устроили "Мини -лабораторию мышонка Пик", которая помогает нам изучать мир, который нас окружает. В нашей.

Творческая работа с элементами исследовательской деятельности «Волшебный цветок»Творческая работа с элементами исследовательской деятельности «Волшебный цветок» Творческая работа с элементами исследовательской деятельности «Волшебный цветок» Авторы: дети группы общеразвивающей направленности 6-7.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Организация и работа исследовательской лаборатории в группе»
Опубликовано: 27 ноября 2021 в 15:56
+156Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Организация и работа исследовательской лаборатории в группе»» (включая файлы) размещена пользователем Федулова Светлана Владимировна (УИ 32795) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 60.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД