Смирнова Елена
Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Тема: «Эффективность использования песочной терапии в работе с детьми раннего возраста»
Цель: Развитие творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений, демонстрация опыта работы по песочной терапии в детском саду.
Задачи:
• познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в работе с детьми раннего возраста;
• Дать определение песочной терапии;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Песочная терапия“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
• Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность;
Материал: песочница, кварцевый песок, трубочки, салфетки., кисточки.
Ход мастер-класса :
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня представлю вашему вниманию мастер-класс на тему «Эффективность использования песочной терапии в работе с детьми раннего возраста»
Я знаю как то делать и я вас научу.
История песочной терапии бер т начало в 1929 г., когда английский педиатр, психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые стала применять песочницу и миниатюрные фигурки в игровой психотерапии с детьми — так родилась «Техника построения мира».
Как писал Ушинский …
«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!».
Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для
педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих
воспитанников, занять их интересной и познавательной игрой в песочнице.
Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности
ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это
естественно, ведь дети 1, 5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в
ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно
выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны»,
ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает
уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться
взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков
адаптации.
Роль песочной терапии
Песочная терапия для детей вносит существенный вклад в развитие познавательных и творческих способностей, речи, мелкой моторики и тактильной чувствительности. Песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять стресс. Совместная игра и творчество с родителями благотворно влияют на отношения в семье.
.
Актуальность песочной терапии для детей
Эта методика помогает и вполне нормальным, здоровым детям преодолеть кризисы переходных периодов, небольшие затруднения с речью, повышенный уровень агрессии и другие проблемы. Это помогает деткам справиться с некоторыми проблемами в развитии или в общении, лучше понять и познать себя. Замечено, что
буквально после 10 сеансов песочной терапии дети лучше идут на контакт, становятся менее агрессивными по отношению к сверстникам, начинают свободнее проявлять свои эмоции и лучше выговаривать слова.
Как показали исследования, песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили свое выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и исчезали – уходили в песок.
Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).
Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.
Наверняка, каждому из Вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, Вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.
Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.
А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком.
Бывает, что ребенок словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.
Что же такое песочная терапия?
Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка - это необходимая, естественная и любимая деятельность.
Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
В своей работе я использую познавательные и обучающие игры
• Обучающие игры:
*моделирование игр-сказок,
*игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
*игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.
• Познавательные игры.
*игры на знакомство с окружающим миром.
*географические игры.
*фантастические игры.
Занятия я провожу индивидуально и по подгруппам. В нашем детском саду имеются условия для игр с песком:
на участке - песочница, в группах – песочные световые столы. Практическая часть
1) Игры с песком
Сегодня мы на практике попробуем использовать некоторые игры с песком.
Приглашаю Вас, уважаемые коллеги, для проведения практической части подойти к песочнице.
- Вы любите путешествовать? (Ответы). Тогда мы с Вами сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну. Она не обычная, песочная.
Мы начинаем с Вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро Вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.
Проведем с вами Тактильную разминку. Упражнение «здравствуй, песок!»
Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней стороной, затем тыльной стороной ладони. Какой песок на ощупь? (сухой, шершавый, мягкий). Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песок! Послушайте… Он с Вами здоровается. Вы слышите?. Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит очень тихим голосом.
А давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. Теперь двумя руками. Вы слышите, как он смеется? Дыхательная гимнастика. Упражнение «Песочный ветер.
В Песочной стране дует сильный ветер. Попробуйте, дуя в трубочку, создать маленький ветерок. Можно сдуть песок с ладошки, можно сделать ямки в песке, выдувать буквы, цифры или рисовать.
Игра-упражнение «Песочные прятки».
Злой волшебник обидел жителей Песочной страны, и они спрятались в песок. Давайте с Вами нашими волшебными кисточками аккуратно раскопаем песочек во всех уголках страны и найдем жителей. (С помощью кисточек откапывают спрятанные в песке картинки с изображением сказочных персонажей).
Кого Вы нашли?
Песочные жители очень Вам благодарны! Они Вам улыбаются, и Вы улыбнитесь им в ответ.
Упражнение «Победитель злости»
Ну что ж, сейчас настала пора, нам с Вами навсегда прогнать злого волшебника из Песочной страны. Давайте его нарисуем. А какой он, злой волшебник? (не любит детей, не хороший). Рисуем круг, в котором обозначаем глаза, нос, рот. Это «круг-злюка». Теперь разрушьте песочный круг и прогоните злого волшебника, произнося волшебные слова: «Прогоняем злость, приглашаем радость».
Участники разрушают песочный круг ладонями.
Теперь медленно выровняйте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника? Я Вас поздравляю, мы победили злость!
Рисование песком.
Говоря об играх с песком нельзя не вспомнить о рисовании на песке и песком.
Сегодня мы будем с вами рисовать песком. Это одна из форм работы с детьми.
Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно. Рисование на цветном столе песком позволяет увидеть в себе скрытые ресурсы, ибо, создавая песочные картины, каждый может ощутить себя творцом. Это дает возможность пережить полярную гамму чувств: от неуверенности до осознания собственной великой созидательной силы
.Причины, чтобы научиться рисовать песком самому, и обучить этому ребенка:
Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем. Работа над рисунком начинается с фона. Набираем песок в кулачок и рассыпаем равномерным тонким слоем по столу. Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце). Солнечные лучи нежно ласкали его спину. Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуют лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению.
Посмотрите, как здорово у вас получилось! Настоящие песочные художники.
Давайте попрощаемся с Песочной страной и ее жителями, с Песочной Феей. Для этого все убираем, разглаживаем песок, прижимаем ладони к песку и прощаемся.
Теперь протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Приложите его к сердцу и повторите за мной: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»
Рефликсия
Игра и на самом деле в песок захватывает и взрослых, и детей, да?
Будете ли вы применять ту практику?
Какая игра больше понравилась?
Сегодня я показала Вам лишь несколько песочных игр упражнений.
А мне остается только поблагодарить Вас за внимание и работу. Вы прекрасно потрудились. Будьте здоровы!