Элла Кахтаева
Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательной активности и координации движений у дошкольников средствами ритмопластики»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Тема: «Развитие двигательной активности и координации движений у дошкольников средствами ритмопластики»
Цель:повысить профессиональную компетентность участников мастер-класса
Задачи:
- познакомить педагогов с некоторыми элементами ритмопластики;
- закрепить знания участников мастер-класса об организации и проведении физических упражнений с элементами ритмопластики;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие двигательной активности и координации движений у дошкольников средствами ритмопластики“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2018
- систематизировать представления у педагогов о ритмопластике, как о средстве физической культуры, развивающей двигательную активность и физические качества дошкольников.
Материалы: мячи средних размеров.
Ход
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мастер-класс будет посвящен ритмопластике, которую можно использовать как средство физической культуры, развивающее двигательную активность и координацию движений у дошкольников.
Как показывает статистика, в настоящее время наблюдается ухудшение здоровья детей. Проведённые исследования установили, что современные дети сильно подвержены гиподинамии. Долгое проведение времени за компьютером только усугубляет состояние здоровья: нарушается осанка, зрение; очень большая нагрузка на нервную систему.
Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека - основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо и педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье детей.
- Уважаемые коллеги! Как вы поддерживаете свою двигательную активность?
- Как вы поддерживаете двигательную активность своих воспитанников?
Я предлагаю одно из средств физической культуры, развивающих двигательную активность и физические качества воспитанников - это ритмопластика.
Ритмопластика – это система физических и танцевальных упражнений, построенная на связи движений и музыки. Средства ритмопластики это: игровая гимнастика, игровой стретчинг, игровой самомассаж, хореография, игровые танцы, логоритмика, музыкально-ритмические композиции. Ритмопластика сегодняшнего дня использует средства художественной гимнастики, общеразвивающие упражнения, свободную пластику, суставную гимнастику, элементы современного танца. Это своеобразный синтез гимнастики и йоги, классического балета и аэробики, народного танца и диско.
Отличительные признаки ритмопластики заключаются в танцевальной манере выполнения упражнений. Содержание ритмопластики составляют общеразвивающие упражнения, поэтому допустимо их выполнение с детьми дошкольного возраста. Упражнения выполняются из различных исходных положений: стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку, в различных упорах. В содержание занятий следует включать знакомые детям упражнения, а также новые упражнения, рассчитанные на конкретную возрастную категорию.
В содержание занятий входят: бег, прыжки, различные виды ходьбы, ритмичные упражнения в сочетании с полуприседаниями, приставными шагами, выразительными движениями рук. Небольшие волнообразные движения туловищем дополняют упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец.
Из упражнений составляются комплексы, которые включают в себя 3 части:
• вводную – это упражнения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки.
• Основная часть включает в себя упражнения, тренирующие крупные мышечные группы, упражнения, развивающие координацию движений, умения ритмично выполнять упражнения под музыку. Выполняются упражнения различного характера: упражнения для мышц шеи и плечевого пояса. Далее выполняются упражнения интенсивного характера: наклоны, раскачивания туловища, приседания, выпады, упражнения, развивающие гибкость, стретчинг (упражнения на растяжку).
• Заключительная часть включает: упражнения на расслабление. Цель таких упражнений обеспечить максимальное восстановление организма в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения из исходных положений: стоя, сидя, лёжа.
В ритмопластике допускается давать названия упражнениям. Это помогает правильно осмыслить характер выполнения. Музыкальное сопровождение лучше использовать знакомое.
Комплексы с элементами ритмопластики проводятся в различных формах двигательной деятельности:
1) при проведении утренней гимнастики, что усиливает её оздоровительный и эмоциональный эффект (как игротанец).
Я приглашаю всех выполнить комплекс элементами ритмопластики, который можно использовать при проведении утренней гимнастики, динамической паузы.
«Губки бантиком» (исп. К. Орбакайте)
Вступление
- Полуприседания («пружинка», махи руками вперёд-назад;
- «Ой, а чьи это глазки…» - протереть глаза (имитации)
-Наклон вперёд, руки выпрямить вперёд, развести в стороны;
- …ночью прыгало, скакало….- прыжки на 2-х ногах вправо-влево;
Припев
- «Губки бантиком…- показать на рот;
-«Бровки домиком…- показать на брови;
- «Похож на маленького, сонного гномика…-поворот вокруг себя переступающим шагом, покачиваясь, руки опущены вдоль туловища, ладони отвести в стороны;
-«В голове100тыс…- приложить руки к голове, покачать головой;
-«Объясните папа-мама…-полуприсед, поднять-опустить плечи;
Проигрыш – приставные шаги вправо-влево с хлопками.
2к и 3к – повтор движений, как в 1к.
Данный комплекс можно использовать младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.
Также комплексы с элементами ритмопластики можно проводить в виде «ритмических блоков». Блоки используются как часть физкультурного занятия.
Я предлагаю выполнить блок «В королевском замке» (муз из м\ф «По следам бременских музыкантов»)
Вступление
И. п. 1позиция ног, руки в подготовительной позиции
1-2-руки поднять вперёд в 1позицию,
3-4-развести руки в стороны во 2 позицию,
5-6-поднять руки вверх в 3 позицию,
7-8- опустить руки на пояс
Ария Короля
И. п. стоя, руки на поясе (или в 1-2 позиции)
1-2- полупрседания (деми-плие)
3-4-выпрямиться
Повтор 6р.
Ария Принцессы
1-шаг пр. ногой в сторону, руки согнуть к плечам
2-приседая на пр. ноге, левую-согнуть, поставить назад на носок, руки скрестить на груди.
3-4-то же сделать в другую сторону.
Повтор 4р
1-8-8 маленьких прыжков на пр. ноге с продвижением вперёд, левую-отвести назад, пр. руку- вперёд, левую-назад.
1-8- то же сделать на левой ноге.
Ария Короля
И. п. 1 позиция ног, руки- в 1 позиции.
1-2-слегка приседая, на левой ноге, пр. ногу поставить вперёд на носок (батман тандю)
3-4 и. п.
5-8- то же с др. ноги.
Повтор 6 р.
Ария Принцессы
См. выше.
Ария Короля
И. п. 1 позиция ног, руки во 2 позиции
1-8- 8 прыжков на месте, вытягивая носки вниз (сотэ)
Повтор 4р.
В данном комплексе используется ещё одно средство ритмопластики – хореография. Такие комплексы можно выполнять с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Хочу предложить часть занятия, в котором также используются ритмические блоки для детей старшего дошкольного возраста.
Композиция 7. «Разбойники»
Дети средствами выразительного движения и жестами показывают действия Петуха.
Вступление
И. п. – широкая стойка:
1) 1 – 4 – 4 ритмичных движения плечами вверх – вниз.
Куплет 1
1) 1 – 2 – сгибая правую ногу, наклон к ней, правую руку на колено;
2) 3 – 4 – сгибая левую ногу, наклон вперёд, левую руку на колено (руки слегка согнуты, локти наружу);
3) 5 – 6 – выпрямить правую ногу, одноимённую руку на пояс;
4) 7 – 8 – выпрямить левую ногу, одноимённую руку на пояс.
Повторить 4 раза.
Припев
1) 1 – 2 – шагом правой ноги в сторону, полувыпад на ней, правую руку
в сторону – вверх, левую на пояс;
2) 3 – 4 – приставить левую ногу к правой ноге, правую руку к плечу;
3) 5 – 8 – повторить 2 шага вправо;
4) 1 – 8 – повторить 2 шага влево;
5) 1 – 8 – повторить 4 шага вправо;
6) 1 – 16 – повторить 4 шага влево.
Куплет 2
И. п. – широкая стойка:
1) 1 – 2 – приседая, последовательные круговые движения плечами назад;
2) 3 – 4 – то же, выпрямляясь;
Повторить 4 раза.
Припев (повтор)
Куплет 3
И. п. – широкая стойка:
1) 1 – 2 – опускаясь на правое колено, правую руку на левое колено;
2) 3 – 4 – опускаясь на левое колено, левую руку на правое колено (руки скрестно);
3) 5 – 6 – поднимаясь на согнутую правую ногу, правую руку к плечу ладонью вперёд;
4) 7 – 8 – поднимаясь на согнутую левую ногу, левую руку к плечу, стойка в полуприседе ноги врозь;
Повторить 4 раза.
Припев (повтор)
Закончить композицию изображением погони за Петухом.
Предлагаю выполнить часть занятия, которое можно проводить с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
«Ребята, давайте жить дружно!»(муз из м\ф «Кот Леопольд»)
«В доме8\16»
Вступление
-Марш по кругу.
1к
И. П. стоя, руки к плечам;
1-16-8 шагов с наклонами в стороны, продвигаясь вперёд в круг и назад.
1-8- 8 таких шагов с выпрямлением поочерёдно рук вперёд («царапаемся»)
Повтор 2р
8 прыжков на месте вокруг себя.
2к
И. п. стоя, руки к плечам
1-8-8 шагов с наклонами в стороны, продвигаясь вперёд и назад.
1-8- 8 шагов с выпрямлением поочерёдно рук вперёд-«бокс»
Повтор 2р
8 прыжков на месте вокруг себя.
3к
Повтор движений –см. 1к
4к
Повтор движений-см. 2к.
Музыкальный переход-ходьба с носка по кругу.
«На крутом бережку»
Вступление
И. п. стоя, руки на поясе.
1-16-8 полуприседаний с поворотами туловища вправо-влево
1к
1-8-4 полуприседа:1-2-руки на пояс, 3-4-руки за спину, 5-6 руки к плечам, 7-8-руки вверх-в стороны. Повтор 2р.
Припев
1-4-шаг пр. ногой в сторону, пр. рукой прикрыть глаза, лев. руку за спину
5-8- то же в др. сторону.
1-4-2 полуприседа, лев. рукой выполнить волнообразные движения рукой.
5-8- то же др. рукой. Повтор 2р
2к
То же см. 1к.
«Кручу, кручу, кручу педали…»
И. П. сидя, мяч перед грудью.
И. п. -лёжа на спине, поочерёдные сгибания и разгибания ног («велосипед», мяч в руках, перекаты мяча между ладонями.
Припев
И. п. сидя, руки с мячом поднять вверх
1-наклон вперёд, положить мяч на стопы,
2-приподнять прямые ноги, покатить мяч и поймать на животе, руки во время переката поднять в стороны.
2к
Повтор упражнения «велосипед»
Припев
И. п. сидя, обхватив колени руками, мяч зажат между коленями,
1-перекаты на спину, удерживая мяч коленями. Перекаты вперёд-назад, вправо-влево. (6р)
3к
И. п. сидя, руки в упоре сзади, подъём прямых ног, мяч зажат между стоп. (6р)
С детьми младшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях можно использовать логоритмику – ещё одно средство ритмопластики. На данных занятиях дети двигаются, одновременно, проговаривая или пропевая слова.
Предлагаю выполнить комплекс «Автобус»
-«Вот мы в автобусе….»-ходьба в колонне, качая головой вправо-влево.
-«И из окошечка глядим…-смыкаем пальцы рук в «окно», смотрим в него, наклоняясь вправо-влево.
-«Глядим назад…»-поворачиваем голову вправо-влево.
-«Ну, что автобус…-пожимаем плечами.
- «Колёса закрутились.»- круговые движения рук сбоку.
- «А щётки…»-качают согнутыми в локтях руками, перед собой
- «И мы не просто так…»-крутим «руль»
-«Пускай, автобус наш…-ходьба, покачивая туловище вправо-влево.
Во время проигрыша – бег.
Комплекс «Червячки»
Танцевально-ритмическое занятие 1,6- 3 лет
«Хоть у нас есть две руки…» - крутим вытянутыми руками перед собой.
«И у нас уже готов новый танец червячков…» - поднимаем руки над головой, ладони прижаты друг к другу, наклоняясь вправо – влево.
«Будем хвостиком вилять…» - руки отводим назад (делаем «хвостик», виляем бёдрами.
«Извиваться, приседать…» - полуприседания.
Далее действия соответствуют тексту песни (качаем руками и болтаем ножками, киваем головками и т. д.).
В последнем куплете танцуем, как и в 1- м. Можно придумать движения
Можно на занятиях выполнять музыкально-ритмические композиции. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием их выполняют.
«Барби»
Вступление
Барби и Кен выбегают с 2-х сторон зала, приветствуют друг друга, шепчутся, убегают.
- Барби и Кен выводят друзей, которые держатся руками друг за другом – «паровозик»;
- Провоз «паровозиков» по кругу;
- Построение в 2 колонны, все делают переступающий шаг на месте, одновременно хлопая в ладоши над головой – 8 раз;
- Барби и Кен выбегают из глубины, выполняя те же движения;
Куплет 1
- Проход вперёд – назад, ногу ставить на носок в сторону, отводя руку, согнутую в локте в сторону – по 4 раза;
-«Удивились» - поднять плечи, ногу выставить на пятку вправо – влево – 8 раз;
- «Куклы поклонились» - наклоны вправо – влево, руки не опускать – 4 раза;
- «Куклы машут руками» - махи руками перед собой вправо – влево, переступая с ноги на ногу – 4 раза;
- То же, поднимая ногу, согнутую в колене – 4 раза;
Припев
- «Прочес» - проход по прямой, руки вытянуть вперёд, сделать поворот, одновременно делая скользящие хлопки руками – по 8 шагов;
Куплет 2
- Выпады в сторону вправо – влево, руки развести в стороны – 4 раза;
- Поставить ногу на носок вправо – влево, руки выпрямить вниз в сторону одноимённой ноги – 8 раз;
- Скрестный захлёст рук вправо – влево – по 2 раза;
- Одновременно поднять назад ногу, согнутую в колене, руки согнуть на себя – 4 раза;
- Поднять поочерёдно прямые руки вверх, присесть вниз, одновременно извиваясь вместе с руками – 4 раза;
Припев
То же (см. выше).
Куплет 3
- Проход вперёд, изображая «воображалу», отпрыгнуть назад, выбрасывая прямые ноги в стороны – 4 раза;
- Расходятся по дуге, делают сольные гимнастические номера.
Окончание
- Перестроение в 2 шеренги; 1 – я шеренга опускается на одно колено, поднимая руки вверх – в стороны. 2 – я шеренга стоит, поднимает руки вверх. Участвуют все.
Уважаемые коллеги! Хочу поблагодарить вас, участников мастер-класса, за продуктивную работу. Надеюсь, что вы получили достаточную информацию о том, как средствами ритмопластики можно развивать двигательную активность у воспитанников.
Рефлексия
Уважаемые педагоги, если вы узнали что-то новое – это весёлый человечек, если ничего – грустный человечек, если частично – обычный человечек.
Спасибо за внимание!