Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Синквейн как средство активизации речи детей старшего дошкольного возраста»

Ольга Бутузова
Мастер-класс для педагогов «Синквейн как средство активизации речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

I. Теоретическая часть.

Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Синквейн как средство активизации речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием синквейна.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк».

Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанная в соответствии с определёнными правилами. У синквейна много разновидностей, но особо популярный «дидактический синквейн».

В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японской поэзией. В России синквейн стали использовать в 1997 году. В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи. Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Так что же такое синквейн?

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника.

В чём же его эффективность и значимость?

1. Новая технология-открывающая творческие, интеллектуальные и речевые возможности каждого.

2. Гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.

3. Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

4. Носит характер комплексного воздействия - не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления, а так же позволяет ребенку быть активным и творческим участником образовательного процесса.

5. Имеет игровую направленность.

6. И самое главное достоинство – это простота. Синквейн могут составить все.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Правила составления синквейна таковы : синквейн состоит из пяти строк, и его форма напоминает ёлочку.

1. Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.

2. Вторая строка – два прилагательных, которые характеризуют данное существительное.

3. Третья строка – три глагола, обозначающие действие существительного.

4. Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, которая характеризует существительное.

5. Пятая строка — ассоциация, повторение сути, обычно существительное.

Этапы работы над синквейном :

Подготовительный.

Знакомство с понятиями: слово - предмет (живой не живой, слово-действие, слово-признак,

• Учимся правильно, понимать и задавать вопросы,

• Учимся владеть навыком обобщения,

• Учимся согласовывать слова в предложении,

• Учимся правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Основной

• Знакомство с алгоритмом составления синквейна.

• Формируется первоначальное умение составлять синквейн с помощью педагога.

Практический

• Формируется и совершенствуется умение

самостоятельного составления дидактического синквейна.

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Начинать необходимо с простых понятий, знакомой темы. Синквейн может использоваться не только в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе, на занятиях, в режимных моментах, в совместной деятельности педагогов с детьми, а также рекомендуется родителям.

Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

Оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» образовательной деятельности.

Задания для детей могут быть различными, посмотрим на конкретном примере.

- Коллективное составление синквейна «Апельсин»

1 Апельсин

2 Круглый оранжевый

3 Растёт, висит, зреет

4 Я люблю апельсины

5 Фрукт.

- Синквейн можно составлять по прочитанному произведению, н-р: Корней Чуковский

Айболит

Добрый, хороший

Путешествует, лечит, спасает

Айболит очень любит зверей

Доктор.

- Синквейн можно составлять по индивидуальным картинкам.

- Наглядно по предметам (игрушкам).

Кукла

Красивая, любимая

Стоит, сидит, улыбается

Моя кукла самая красивая

Игрушка

- По пройденной теме (Осень)

Дождь

Сильный, холодный

Капает, льёт, стучит

Я не люблю дождь

Лужи

- Синквейн- загадка. Определение отсутствующей части.

?

Серый, колючий

Фыркает, спит, сворачивается

Мне нравится этот зверёк

Лес.

- Синквейн «Найди ошибку» (коррекция и совершенствование готового синквейна)

Белка

Рыжая, косолапая

Прыгает, скачет, грызет

Мне нравится ловкая белка

Дикое животное.

II. Практическая часть.

Предлагаю вам поучаствовать в составлении синквейна, проявить свое творчество, ощутить себя поэтом.

Всем понятны правила составления синквейна?

- Работа педагогов по созданию синквейнов.

Использование дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми в рамках ФГОС ДО.

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.

III. Итог. Обсуждение полученных результатов.

Педагогическая ценность.

Вопросы: Уважаемые коллеги, вам было интересно? Что дал вам синквейн?

• Обогатил словарный запас?

• Позволил почувствовать себя хоть на мгновение творцом.

• А мыслительную деятельность активизировал?

• Получился у всех? (Получилось)

Это и есть педагогическая ценность данной технологии!

Я вас благодарю за внимание, и надеюсь, что использованные методы в мастер-классе помогут вам в работе с детьми.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Мастер-класс для педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Веселое слово-Хохлома» (граттаж)Мастер-класс для педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Веселое слово-Хохлома» (граттаж) Вступление. В апреле 2015г. в моем блоге на maam.ru был опубликован пост «Хохломские напевы в технике граттаж», где я показала несколько.

Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии»Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии» Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Синквейн как средство активизации речи детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 апреля 2024 в 15:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Синквейн как средство активизации речи детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бутузова (УИ 426931) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД