Лучший педагог года

Конспект мастер-класса для родителей детей с ОВЗ «Гиперопека и гиперактивность детей»

Светлана Тихомирова
Конспект мастер-класса для родителей детей с ОВЗ «Гиперопека и гиперактивность детей»

Вводное слово.

-Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы все вместе «проживем» мастерскую общения, с нашими особенными детьми.

Наш мастер-класс посвящен гиперопеке со стороны родителей и гиперактивным детям. В моей работе педагога – психолога часто встречаются эти две проблемы, т. к. они взаимосвязаны и вытекают одна из другой.

Актуальность проблемы:

Публикация «Конспект мастер-класса для родителей детей с ОВЗ „Гиперопека и гиперактивность детей“» размещена в разделах

Когда родители встречаются с трудностями в поведении своего очень подвижного ребенка, они сами хотят оградить его от всех опасностей. Проявляют свою сверх заботу, они порождают гиперопеку.

Согласно наблюдению, которое проводится на протяжении всей коррекционно работы с детьми и родителями основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – особенных деток:

1. Гиперопека : часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

2. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка, избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

Именно поэтому, в решении данных проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы наши встречи с вами, уважаемые родители!

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили

общую цель: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Некоторые семьи уже посещали наш центр, а некоторые поступили к нам впервые.

Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам, а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит - и все это почти одновременно. Но если это так естественно, то почему неврологи в один голос называют гиперактивность патологией и так и норовят прописать непоседе успокоительные? Оказывается, есть большая разница между просто активностью ребенка и гиперактивностью.

Представим портрет активного и гиперактивного ребенка.

И так, активный ребенок:

1. Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным, но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и с удовольствием поиграть с конструктором или пазлы пособирать.

2. Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов, на которые ждет ответы и внимательно их выслушивает;

3. Он не страдает нарушениями сна и пищеварения;

4. Он активный не везде. Например, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в детском саду или в гостях у малознакомых людей;

5. Он неагрессивный. То есть может повздорить со сверстниками и в пылу конфликта и подраться, но сам редко провоцирует скандал.

А теперь портрет гиперактивного ребенка :

1. Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

2. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает других, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

3. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства, всевозможные аллергии.

4. Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

5. Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

6. Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно - построить ли дом из кубиков или заштриховать фигуру в рабочей тетради на занятии).

7. Ребенок постоянно все забывает, часто теряет свои вещи.

8. Очень важно помнить, что гиперактивные дети, как правило, лишены чувства страха. Они могут, не задумываясь, выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в глубину, не умея плавать.

А главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а заболевание, отклонение от нормы в его развитии.

Каковы же возможные причины подобных нарушений?

Предполагается, что на развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) влияет множество факторов. В своем развитии ребенок проходит ряд этапов. На любом этапе развития ребенок может подвергаться воздействию неблагоприятных факторов, что и приводит к развитию заболевания. Все точки зрения на причину и течение заболевания можно объединить в три большие группы: биологические, психосоциальные и генетические.

Так к биологическим факторам могут быть отнесены: токсикозы во время беременности, патология родов, инфекции, интоксикации плода. На еще не родившегося и уже растущего ребенка влияют также и психосоциальные факторы: стрессы и психотравмы, испытываемые матерью и ребенком.

Большое значение имеет психологический микроклимат семьи: ссоры, конфликты, алкоголизм, аморальное поведение родителей.

Значение имеют и особенности воспитание ребенка: гиперопека или наоборот, педагогическая запущенность.

Кроме того, дети могут наследовать признаки гиперактивности и от родителей. Все это может стать причиной развития психопатологии ребенка. Число гиперактивных детей не уменьшается.

Нужно ли лечить таких детей?

Большинство случаев дети остаются без какого – либо лечения. Гиперактивность с возрастом сглаживается, но на первый план выступают признаки дефицита внимания и вегетативных расстройств. Ученые считают, что в основе синдрома нарушенного внимания и гиперактивности лежит нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения. Ребенок способен сосредоточится и выполнять работу в течении 5 – 10 минут, затем наступают 3 – 7 минут отдыха (ребенок не реагирует на взрослого). У ребенка нарушен вестибулярный аппарат, он раскачивается, двигает руками, ногами. Если у ребенка тело не подвижно, то и восприятие материала нарушается.

Упражнение на знакомство и расположение участников

1. Бумажные салфетки

Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу. Участникам тренинга передаё тся по кругу пачка бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, им предлагается рассказать столько самых счастливых событий из жизни их семье, сколько у них в руках салфеток.

Как мы похожи!

Упражнение, направленное на принятие собственного ребенка таким, какой он есть. (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

Проведение анкетирования для выявления гиперактивных детей в семьях.

2. Упражнение «Орехи»

У меня в тарелочке есть орехи, возьмите себе каждый по одному (берут).

Вам нужно внимательно его осмотреть и запомнить, как он выглядит, какие особенности есть именно у вашего орешка (рассматривают).

Положите орешки обратно в тарелочку (кладут, перемешиваются).

А теперь, постарайтесь найти свой орех (ищут).

Опрос по кругу

Как вы нашли свой орех? Какая у него особенность?

Давайте попробуем провести аналогию между вашими орехами и детьми.

И те, и другие в куче (в толпе) на первый взгляд выглядят одинаково, а для того, чтобы увидеть особенности, нужно потратить время, пообщаться, присмотреться.

В чем ценность ореха?

В том, что у него внутри. Орех может быть очень красивым, но внутри – абсолютно пустым. И наоборот. Так же и ребенок, внешне может быть одним, а внутри совсем другим.

Зачем ореху твердая оболочка?

Чтобы защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются другим.

У вас в руках орехи. Каждый имеет какую-то отличительную черту, особенность, по которой вы узнали, что это именно ваш орех. Скажите, из-за этой особенности орех перестал быть орехом?

Нет. Так же и ребенок с особенностями в развитии не перестаёт быть ребенком, который хочет тепла, внимания, заботы и любви.

Нежная сердцевина орешка такая же ранимая как душа ребенка. Каждое наше слово, оставляет на ней свой отпечаток, поэтому родителям необходимо задумываться о том, что и как они говорят своему ребенку. Для этого можно предложить родителям упражнение «Чистый лист».

3. Упражнение «Чистый лист».

Перед вами лежат листочки бумаги. Возьмите себе один (берут).

А сейчас вспомните моменты, когда вы грубо ответили своему ребенку, может быть сказали что-то неприятное, или сделали что-то на эмоциях, о чём потом жалели. На каждое воспоминание загните листочек. Одно воспоминание – один загиб.

Выполняют

Спасибо. А теперь, я попрошу вас расправить лист. Расправить как можно лучше. Постарайтесь добиться максимальной ровности.

Выполняют

-Получилось сделать его прежним? (НЕТ) Конечно, нет. Так же наши слова и поступки оставляют зарубки, раны в душе ребенка. И что бы мы потом ни делали, какие бы ласковые слова не говорили, какие бы подарки не дарили, убрать эти зарубки уже не возможно. Поэтому каждый раз следует задумываться о том, что мы говорим, особенно ребенку.

5. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»

Перед вами листочки и фломастеры. Я попрошу каждого из вас нарисовать своего ребенка.

6. Опросник «Мое отношение к ребенку

Уважаемые родители! Выберите тот вариант ответа, который вам кажется правильным. В том случае, если ни один из ответов вам не подходит, предложите ваш вариант.

1. Что доставляет мне неприятные чувства по отношению к моему ребенку:

- его внешний вид;

- его низкие интеллектуальные возможности;

- плохая речь или ее отсутствие;

- его поведение;

- его двигательная неловкость;

- отсутствие возможности самостоятельно передвигаться.

2- Считаю, что у меня добрый, любящий меня ребенок:

- да;

- нет;

- не знаю.

3. Как ребенок проявляет любовь ко мне:

- он (она) ласкается;

- целует, обнимает меня;

- говорит мне, что любит мена; - ему нравится, когда я его ласкаю; - делает что то, что мне правится.

4. Когда я раздражен/раздражена чем-либо в моем ребенке, я :

- кричу на него;

- могу шлепнуть;

- подавляю свой гнев, но мне самому/самой становится ПЛОХО.

5. Когда я подавляю свой гнев, вызванный чем-либо в моем ребенке, я испытываю:

- сильное раздражение;

- желание набросится на него и сделать все по-своему;

- слабость, подавленность;

- чувство собственной беззащитности;

- мне хочется такать;

- желание оставить его на некоторое время;

- потребность побыть одному/ одной.

6. Как я добиваюсь того, чтобы мой ребенок меня слушал?

(поделитесь вашими находками)

7. Опросник «Моя точка опоры в жизни»

Что мне мешает в жизни Что мне помогает в жизни

1.

2.

3.

4.

5.

8. Зарядка позитивного мышления

«ИМЕННО СЕГОДНЯ»

Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов вам (зачитываю под спокойную мелодию)

Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива.

Счастье - это внутреннее состояние каждого человека.

Счастье не зависит от внешних обстоятельств.

Мое счастье заключено внутри меня.

Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

Именно сегодня я включусь в жизнь, которая меня окружает. Я приму обстоятельства моей жизни — моего ребенка, мою семью, мою работу — такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.

Мне хочется пожелать вам, чтобы вы помнили, что вы не одиноки, всегда рядом с вами есть другие родители, учителя, специалисты, которые вам помогут! Желаю вам терпения и мудрости, чтобы преодолеть все трудности жизни.

В качестве небольшого подарка, в память о нашей встрече, примите небольшие рекомендации, которые помогут вам в вашем нелегком, но таком благодарном труде, как родительство!

Большое спасибо вам за внимание и активность, проявленную во время нашего с вами взаимодействия.

Спасибо за работу!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Гиперактивность — что это?»Консультация для родителей «Гиперактивность — что это?» Прежде всего, надо помнить, что это медицинский неврологический диагноз. Наш мозг развивается неравномерно и процессы возбуждения формируются.

Фотоотчет мастер-класса «Кружевная сказка». Сотворчество детей и родителейФотоотчет мастер-класса «Кружевная сказка». Сотворчество детей и родителей 20 декабря, накануне народного праздника «Анфиса Рукодельница», который отмечается 21 декабря, мы с детьми и родителями провели мастер –.

Отчет проведения мастер-класса для родителей «Дворовые игры» для детей младшего дошкольного возрастаОтчет проведения мастер-класса для родителей «Дворовые игры» для детей младшего дошкольного возраста Мастер-класс для родителей «Дворовые игры» для детей младшего дошкольного возраста. В рамках второй годовой задачи по «Формированию здорового.

Гиперактивность и агрессия у детей дошкольного возраста В данной статье рассмотрены гиперактивность детей, ее характерные признаки, проанализированы причины ее появления. Выявлена необходимость.

Конспект мастер-класса «Пирожки из соленого теста» для детей и их родителей в группе компенсирующей направленностиКонспект мастер-класса «Пирожки из соленого теста» для детей и их родителей в группе компенсирующей направленности Конспект мастер-класса для детей и их родителей в группе компенсирующей направленности «Пирожки из соленого теста» Цель: создать условия.

Конспект проведения мастер-класса по лепке для родителей и детей второй младшей группы на тему «Божья коровка»Конспект проведения мастер-класса по лепке для родителей и детей второй младшей группы на тему «Божья коровка» Конспект мастер-класса для родителей и детей по лепке из природного материала. Тема: «Божья коровка». Цель: обобщить представления детей.

Консультация для родителей «Как справиться с непоседой? Гиперактивность в вопросах и ответах» Оказывается, не всегда его проблемы связаны с ленью или непослушанием. В каждой группе есть непоседы, которые доставляют педагогам одни.

Консультация для родителей «Питание и гиперактивность»Консультация для родителей «Питание и гиперактивность» От автора. Очень интересный вопрос в комментариях к консультации «Гиперактивность – что это?» задал Владимир Гришин: «Какие-то продукты.

Конспект мастер-класса для родителей «Чудо-парашют»Конспект мастер-класса для родителей «Чудо-парашют» Цель: познакомить родителей с нетрадиционным оборудованием «Чудо -парашют», как средство совершенствования двигательных способностей, физических.

Конспект мастер-класса к 8 Марта для детей с родителями «Мы с мамочкой в рамочке»Конспект мастер-класса к 8 Марта для детей с родителями «Мы с мамочкой в рамочке» Мастер-класс для детей с родителями «Мы с мамочкой в рамочке» (создание фоторамки) (создание фоторамки) Цель: Создание фоторамки в технике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса для родителей детей с ОВЗ «Гиперопека и гиперактивность детей»
Опубликовано: 14 июля 2022 в 22:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД