Ломова Ирина
Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для родителей „Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- познакомить с определением «мнемотехника», раскрыть ее актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- повысить компетенции родителей в вопросах развитии речи детей дошкольного возраста;
- продолжать поиск новых рациональных средств, форм и методов работы с родителями в вопросах речевого развития дошкольников;
- продолжать создавать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения, развивать творческий потенциал;
- дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц для речевого развития речи детей.
Методы обучения:
- словесный – объяснение, указание, инструкция, беседа;
- проблемно-поисковый – вопросы;
- наглядный – показ этапов и приемов работы;
- практический – разучивание стихотворения, составление мнемотаблицы.
Материалы:
1. Мнемокарточки «Сказки».
2. Мнемодорожки «Загадки».
3. Мнемотаблицы стихотворений «Весна», «Кораблик».
4. Листы бумаги, фломастеры.
Практическая значимость:
Данный мастер-класс может быть интересен родителям, которые ожидают хороших результатов в развитии речи своих детей.
Ожидаемые результаты:
- получение родителями представления о мнемотехнике;
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Форма проведения и участники мастер-класса : групповая, родители без участия детей.
Ход мастер-класса :
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители!
Современный образовательный процесс требует от педагогов ДОО нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.
Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений, литературных текстов и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? (ответы родителей) Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? (Ответы родителей.)
Здесь на помощь приходят сюжетные картинки.
Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы узнать о том: Какую роль играет мнемотехника в развитии речи детей? Что такое мнемотехника? Как ее нужно использовать в речевом развитии детей?
Мнемотехника – это методы и приемы, обеспечивающие запоминание, сохранение и воспроизведение информации о предметах и явлениях окружающего мира. Данная технология позволяет облегчать процесс заучивания стихотворений, пословиц, составления рассказов и пересказа любых литературных текстов детьми.
Применение мнемотехники строится от простого к сложному: от простейших мнемокарточек к мнемодорожкам, а в последствии к мнемотаблицам.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать свою речь, в которой они используют связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Таким образом, решаются задачи, направленные на обогащение и активизацию лексики ребенка, формирования грамматического строя речи и развития связной речи в целом. Кроме этого происходит развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления. У дошкольников развивается умение перекодировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи. Развивается мелкая моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении, дети учатся ориентироваться на плоскости и в пространстве, планировать и контролировать свои действия.
Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Давайте рассмотрим примеры мнемокарточек и мнемотаблиц. (сказка, пословица, стихотворение, рассказ).
Воспитатель: Уважаемые родители, давайте попробуем применить данную технологию на практике. Я предлагаю Вам выполнить ряд заданий с применением мнемотехники. Сейчас мы разделимся на две команды, каждое задание, которое будет выполнено правильно, принесет команде одно очко (смайлик).
Предлагаю Вам следующие задания:
1. Разминка - «Отгадай сказку»
Командам предлагается назвать сказки, которые зашифрованы в мнемокарточках (по 5 каждой команде). Время выполнения задания 25 секунд.
Названия сказок: «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Золотой ключик», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Цветик-семицветик», «Маша и медведь», «Снегурочка», «Горшочек каши», «Дудочка кувшинчик», «Колосок».
2. «Загадай загадку»
Командам предстоит по мнемодорожке узнать знакомую загадку и загадать ее. Время выполнения задания 25 секунд.
Загадки:
1. «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает – тот слезы проливает»,
2. «Само с кулачок, круглый бочок, тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко».
3. «Разучивание стихотворения И. С. Никитина о весне»
Воспитатель: Уважаемые участники команд, предлагаю вам разучить стихотворение о времени года, которое зашифровано в загадке (показ мномодорожки). «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает – когда это бывает?»
А теперь давайте попробуем разучить стихотворение С. Н. Никитина «Весна». С помощью мнемотаблицы участники игры разучивают стихотворение о весне. Время разучивания 5 минут.
4. «Придумай и нарисуй мнемотаблицу по литературному отрывку»
Воспитатель: Перед вами листы бумаги и фломастеры. Рисуем схематично. Одна клеточка это один рисунок, который у вас будет ассоциироваться с одной строчкой стихотворения. За основу возьмите стихотворения А. Л. Барто «Игрушки».
Участники противоположной команды отгадывают, как называется стихотворение и читают его.
Рефлексия
Воспитатель: Давайте подведем итого нашего мастер-класса.
Итак, мнемотехника :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:
- Сегодня я узнал (а).
- Было интересно.
- Я понял (а, что.
- Теперь я могу.
- Я научился (ась).
- У меня получилось.
- Я смогла.
- Меня удивило.
Я желаю вам успехов и творчества в воспитании и обучении детей!
Спасибо за внимание.