МААМ-картинки

Мастер–класс для родителей «Нетрадиционные приемы для автоматизации звуков и развития мелкой моторики пальцев рук»

Светлана Пожидаева
Мастер–класс для родителей «Нетрадиционные приемы для автоматизации звуков и развития мелкой моторики пальцев рук»

Актуальность. Доказано, если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.

Публикация «Мастер–класс для родителей „Нетрадиционные приемы для автоматизации звуков и развития мелкой моторики пальцев рук“» размещена в разделах

В настоящее время существует большое количество пособий и игр для автоматизации звуков. В книжных магазинах достаточно большой выбор ярких эстетично оформленных пособий. Данные игры и пособия я с удовольствием применяю в своей практике, но их применение в домашних условиях вызывает большое затруднение у родителей по нескольким причинам:

Во-первых, не каждый родитель может позволить купить себе нужное пособие;

Во-вторых, купленная игра очень часто убирается в дальний угол по причине некомпетентности родителей в применении подобных игр;

В-третьих, ребенка нужно заинтересовать, если нет интереса ребенка, родители считают, что просто «выбросили деньги на ветер».

Выход из данной ситуации оказался прост – изготовление пособий, игр, тренажеров своими руками. Кроме того, что самодельные средства доступны и понятны в применении, они еще и вызывают больший интерес у детей по сравнению с фабричными изделиями.

Поэтому я предложила родителям принять участие в мастер-классе, целью которого является автоматизация поставленных звуков через развитие мелкой моторики пальцев рук.

Мастер-класс адресован родителям (законным представителям) воспитанников старшего возраста, посещающих логопедическую группу.

Продолжительность – 45 мин.

Цель:

создать условия для практического взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе речевой коррекции.

Задачи:

- расширить представление о необходимости сотрудничества в форме - ребенок-родитель-логопед;

- обобщить знания о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук;

-познакомить участников мастер-класса с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков;

- упражнять в применении приемов автоматизации звуков;

- научить изготовлять звуковую дорожку, опираясь на схему.

Участники мастер-класса : учитель-логопед; родители (законные представители) воспитанников, посещающих речевую группу ДОУ.

Выставка пособий: д/игра «Собери бусы», д/игра «Скажи столько раз звук/слог/слово, сколько я выложу кубиков/бусин», д/игра «Собери букет», д/игра «Магазин», д/игра «Волшебный мешочек» и т. д.

Оборудование: компьютер, доска, маркеры.

Раздаточный материал: алгоритм изготовления тренажера, салфетки для вытирания пыли, ножницы, иголка, нитки «ирис», пуговицы, картон.

Ход мастер-класса

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер– классе «Нетрадиционные приемы для автоматизации звуков».

В последнее время, вы, родители, стали жаловаться на то, что дети все неохотнее занимаются дома, автоматизация звуков проходит трудно и тяжело.

Я решила вам предложить выход из данной проблемы. Сегодня я познакомлю вас с нетрадиционными приемами автоматизации звуков. Вы сможете на практике поупражняться в проведении игр на автоматизацию. Кроме этого я вас научу, как с помощью подручных средств можно изготовить звуковую дорожку для работы с ребенком дома.

Прежде, чем начать наш мастер-класс, ответьте мне на вопрос: «Что является главным видом деятельности дошкольника?» Ответы родителей …

- В дошкольном возрасте главный вид деятельности ребенка – игра.

Именно с ее помощью и строится наша коррекционная работа. Играя, мы выполняем гимнастику для языка, для развития дыхания, упражнения для развития мелкой моторики и т. д. И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры и дидактические упражнения, которые помогут вам, дома, проводить занятия с вашими детьми.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев, поэтому в своей работе я применяю игры, упражнения, дидактические пособия, которые позволяют автоматизировать звук с помощью развития мелкой моторики.

Практическая часть. «Игровая».

- Для вашего внимания я подготовила небольшую выставку пособий, которые в игровой форме позволяют не только автоматизировать звук, но и развивать мелкую моторику.

- Первая игра, с которой я вас познакомлю, называется «Магазин», для нее вам потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Вам нужно выбрать те предметы и игрушки, в названии которых есть звук, который автоматизируете, например, звук «Л» и несколько предметов на другие звуки.

Цель игры: Выделение слов с заданным звуком.

Ребенок должен в «Магазине» купить только те предметы, в названии которых есть звук «Л».

- Следующая игра, которую вы можете провести с ребенком дома - «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора.

Цель игры: Назвать как можно больше слов на заданный звук.

Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше?».

- Ещё одна игра, «Узелки» («Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком «Р»). Для данной игры вам понадобиться шнурок или бельевая веревка. Вы называете ребенку слова со звуком «Р». Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел. Данную игру можно усложнить таким образом:

- называете не только слова со звуком «Р», но и без него, ребенок на слух должен выделить только слова с заданным звуком.

Кроме таких игр на автоматизацию и развитие мелкой моторики, можно использовать следующие упражнения:

Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета:

• плетение, шнуровка, завязывание узлов, бантиков;

• вышивание, вязание;

• имитация жестом различных конкретных предметов, действий.

Упражнения по выработке мускульной памяти, которая непосредственно подготавливает руку ребенка к письменной речи:

• отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации, вращение между пальцами рук бруска, карандаша гладкого и ребристого, бобины с нитками;

• нажимание кнопки пульверизатора;

• выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;

•игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук).

Практическая часть «Изготовление звуковой дорожки».

Итак, уважаемые родители, вы познакомились с играми и упражнениями для автоматизации звуков с использованием различных средств. А теперь, я предлагаю вам сделать звуковую дорожку, которая позволит не только автоматизировать звук изолированно, в слогах и словах, но и станет отличным тренажером для развития тонких движений пальцев рук.

Перед началом работы я предлагаю вам познакомиться с этапами выполнения тренажера.

1. Начинаем нашу работу с подбора материалов и инструментов: салфетки для вытирания пыли, нитки («Ирис», «Мулине», иголка, ножницы, картон, модель выкройки, карандаш или ручка, пуговицы разной фактуры.

2. Следующий этап работы – нам необходимо сделать выкройку, для этого накладываем на салфетку модель для выкройки, в данном случае выкройку делаем по картонной основе для дорожки – полоски шириной 4-5 см., длинной – 30 см. Отмеряем на салфетке 2 ширины по 4 см и прибавляем 1 см. для шва. Затем вырезаем.

3. У нас получился отрез ткани шириной 9 см. и длинной 30 см. Складываем отрез пополам и помещаем в нее картонную основу. Теперь прошиваем изделие обметочным швом или швом «вперед иголка».

4. На следующем этапе необходимо пришить пуговицы, по всей длине дорожки.

5. Наш тренажер готов! Теперь, я покажу, как с ним можно работать.

Правила работы:

- Предлагаем ребенку назвать автоматизируемый звук, нажимая пальчиком на пуговицы.

- Предлагаем ребенку назвать автоматизируемый звук в слогах, словах,

нажимая пальчиком на пуговицы.

- Предлагаем ребенку назвать автоматизируемый звук, нажимая всеми

пальчиками на пуговицы, имитируя игру на пианино.

- Предлагаем ребенку назвать автоматизируемый звук в слогах, словах,

нажимая попеременно пальчиками левой и правой руки на пуговицы.

Тренажер позволит в игровой форме автоматизировать трудный звук.

Планируемый результат: практическое использование представленных методов и приемов, игр в коррекционной деятельности педагогов и родителей.

Рефлексия: подведение итогов мастер-класса, обмен мнениями.

Список использованной литературы:

Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.

Нищева Н. В. «Картотека картинок для автоматизации и дифференциации звуков», Издательство: Детство-пресс, 2008.

Нищева Н. В. Тетради-тренажеры для автоматизации произношения и дифференциации звуков ФГОС ДО, Детство-пресс, 2016.

Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника. Трудные звуки. Грамматика в картинках. Звук Л. ИД «Нева», СПб:, 2003.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игровые приемы автоматизации звуков у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: «Игровые приемы автоматизации звуков у детей дошкольного возраста». Подготовила:Учитель-логопед Я. С.

Консультация для родителей «Приемы развития мелкой моторики» Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая.

Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев. Роль развития мелкой моторики» Уже много лет назад рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской.

Мастер-класс для родителей «Изготовление мягкой игрушки». Развивающее панно для развития мелкой моторики детейМастер-класс для родителей «Изготовление мягкой игрушки». Развивающее панно для развития мелкой моторики детей Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 4 «Ромашка» станицы Советской муниципального образования.

Мастер-класс для родителей подготовительной группы «Нетрадиционные приемы развития музыкальности дошкольников» Цель: акцентировать внимание на сохранение преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики детей как подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования» Мастер-класс «Добро пожаловать в страну чудес» Тема: Развитие мелкой моторики детей, как подготовка руки к письму через нетрадиционные.

Рекомендации родителям для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук для дошкольников с ЗПР. Пальчиковые игры Сегодня широко известно, что развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении детской речи. Кроме того, гимнастика для.

Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные приемы и материалы для развития мелкой моторики рук»Семинар-практикум для родителей «Нетрадиционные приемы и материалы для развития мелкой моторики рук» Семинар-практикум для родителей «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СТИМУЛА РАЗВИТИЯ РЕЧИ» Подготовила.

Самообразование «Методы и приемы развития мелкой моторики на занятиях продуктивной деятельности» Тема самообразования: «Методы и приемы развития мелкой моторики на занятиях продуктивной деятельности». Воспитатель: Погонышева Марина.

Игра для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста «Волшебные шнурочки»Игра для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста «Волшебные шнурочки» Цель: Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста. Задачи: Совершенствовать предметно-развивающую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер–класс для родителей «Нетрадиционные приемы для автоматизации звуков и развития мелкой моторики пальцев рук»
Опубликовано: 11 декабря 2019 в 16:44
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД