МААМ-картинки

Мастер-класс для родителей «Социальное развитие»

Багаева Валентина
Мастер-класс для родителей «Социальное развитие»

Как помочь ребенку понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Можно ли научить ребенка быть добрым?

С какого возраста нужно начинать воспитывать в детях гуманное отношение

к окружающим?

Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств, или

они заложены природой и не подвержены педагогическим воздействиям?

На эти и многие другие вопросы отвечает социальная педагогика.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Социальное развитие“» размещена в разделах

Социальное развитие детей дошкольного возраста представляет собой последовательный, целенаправленный процесс и результат, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека. Это развитие осуществляется в процессе разнообразной деятельности детей по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

В отличие от нас, детям еще только предстоит выстроить собственную систему ценностей, которая в дальнейшем станет для них решающей в оценке поступков других людей и самих себя. Дошкольники обычно не спрашивают у взрослых, «что такое хорошо и что такое плохо», но в нашем поведении, в наших действиях и оценках самостоятельно ищут ответ на этот вопрос. Ребенку важно чувствовать себя хорошим, «правильным». Конечно, он ведет себя порой далеко не идеально, но не из-за то го, что он дурной или «вредный». Просто сиюминутные желания легко могут перевесить для него любые другие соображения. Если он утащил из вазочки конфету, то мы зря грозно вопрошаем: «Разве ты не знаешь, что нельзя брать без спроса!» Он знает. Просто очень захотелось сладкого. И большой беды тут нет.

Содержание социального развития дошкольников определяется различными основаниями социальной идентификации, формирующимися в том или ином возрасте. Так для детей младшего дошкольного возраста характерна – видовая (ребенок) и родовая (семейная) идентификация; средний - видовая, родовая, половая (мальчик-девочка) идентификация; старший -- видовая, родовая, половая, национальная (русский, татарин, кореец и т. п., этническая (россиянин, правовая (имею право на имя, игру, защиту от насилия) идентификация.

Содержание социализации, то есть то, что усваивает индивид, определяется ценностными ориентациями членов общества: так, американцы ценят уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность, индийцы – созерцательность, пассивность и мистицизм, россияне – деловую хватку, терпение, смекалку. Социальные нормы определяют также то, какие качества в процессе развития ребенка будут поощряться окружающими, а какие пересекаться.

Но ребенок не только присваивает, он сам творит культуру. Творит не в виде новых вещей и идей, а в виде новых универсальных способностей. К этим способностям В. Т. Кудрявцев относит творческое воображение, ориентацию на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии, общие способы действий с вещами и построение чувственной картины мира, универсальные формы мышления и нравственное отношение к себе подобному.

Современные исследования личностного развития ребенка (в частности, авторского коллектива программы «Истоки», по которой работает наше учреждение) позволяют дополнить, конкретизировать обозначенный перечень и отнести к универсальным человеческим способностям ряд базисных характеристик личности, становление которых осуществимо в процессе социального развития: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, самосознание личности, способность к самооценке.

Исследователь Орвиль Г. Брим выделяет следующие важные отличия социализации взрослых и детей:

1. Социализация взрослых выражена в изменении их внешнего поведения, детская корректирует базовые ценностные ориентации;

2. Взрослые могут оценивать нормы, дети – только усваивают их;

3. Социализация взрослых предполагает понимание того, что между «черным» и «белым» есть множество оттенков, дети же воспринимают все непосредственно – через идеал;

4. Социализация взрослых направлена на овладение навыками и умениями, детей – на мотивацию их поведения.

Эффективность социального развития дошкольников предопределяется реализацией основных подходов к построению программы, технологии и организации педагогического процесса: аксеологического, культурологического, гуманистического, антропологического, синергетического, полисубъектного, системно-структурного, комплексного, деятельностного, средового, личностно-ориентированного.

Е. О. Смирнова выделяет следующие методы, обеспечивающие создание у детей практического опыта общественного поведения

1. Воспитание нравственных привычек;

2. Пример взрослого или других детей;

3. Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;

4. Организация совместной деятельности взрослого с детьми (чтение художественной литературы, обсуждение прочитанного, обсуждение проблемных ситуаций, личный пример поступков взрослого);

5. Совместная игра.

Авторы программы «Истоки» многократно подчеркивают важность воспитания доброжелательных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. И основным методом формирования доброжелательных отношений считают поощрение взрослым социально приветствуемого поведения детей, его положительная оценка. Механизм социального научения является тут первостепенным.

Моральная саморегуляция предполагает образец, эталон, с которым ребенок может соотносить собственное поведение. В одних случаях этим образцом поведения является взрослый, которому ребенок стремится подражать, в других в качестве эталона выступают сказочные персонажи.

Так, в одном известном исследовании С. Г. Якобсон детям предлагалось распределить между собой красивые игрушки. Дошкольники, как правило, забирали большую часть игрушек себе.

Тогда экспериментатор предложил им оценить свои действия и сравнить их с поведением хорошо известных персонажей — Буратино и Карабаса Барабаса. Предварительные расспросы показали, что все дети считают Буратино хорошим, добрым, справедливым, а Карабаса — жадным и несправедливым, забирающим себе все самое лучшее. Простой вопрос взрослого, заданный после несправедливой дележки: «Как ты разделил игрушки, как Буратино или как Карабас?» — повергал ребенка в смущение. Неожиданно для себя он понимал, что поступил плохо и как бы сравнялся с отвратительным Карабасом. Ребенок старался уйти от прямого ответа, но по его поведению было видно, что ответ для него ясен. Он начинал понимать, что в своем непосредственном детском стремлении забрать себе побольше игрушек он сравнялся с отвратительным Карабасом и это сравнение для него невыносимо. После такого испытания многие дети резко меняли свое поведение в аналогичной ситуации: они начинали отдавать сверстникам столько же игрушек, сколько оставляли себе, а иногда даже больше. В тех случаях, когда этого не происходило, психолог старался внушить ребенку, что все окружающие считают его настоящим Буратино, который все делит поровну. Этот аргумент оказался достаточным, чтобы все дети преодолели свою жадность и начали делить игрушки справедливо. Основным мотивом их действий при этом было стремление «быть хорошим», соответствовать положительному моральному эталону в глазах окружающих и в своих собственных глазах (С. Г. Якобсон, В. Г. Щур, 1977; с. 106).

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Родительское собрание «Развитие коммуникативных навыков у родителей» Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми. Задачи: 1. Расширение возможностей.

Мастер-класс для родителей «Игры с песком и их влияние на развитие ребенка» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРЫ С ПЕСКОМ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА» Участники: учитель-логопед, родители Оборудование: игровые.

Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Цель: показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Задачи: 1) Показать важность работы.

Мастер-класс для родителей «Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов старших дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 151 города Тюмени Мастер-класс для родителей на тему:.

Мастер-класс для родителей «Развитие детской моторики рук в домашних условиях»Мастер-класс для родителей «Развитие детской моторики рук в домашних условиях» Цель: познакомить родителей со способами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях. Задачи.

Мастер-класс для родителей «Развитие детской моторики рук в домашних условиях»Мастер-класс для родителей «Развитие детской моторики рук в домашних условиях» Мастер-класс для родителей «Развитие детской моторики рук в домашних условиях» Цель: познакомить родителей со способами развития мелкой.

Мастер-класс для родителей Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ЦЕЛЬ: Развивать мелкую моторику пальцев рук за счет пальчиковой гимнастики,.

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики.

Мастер-класс для родителей «Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста» педагог – психолог МДОУ Детский сад № 20 «Рябинушка» С. Ю. Заноздрина сентябрь 2017 год старшая группа «Ромашка» Цель: Овладение родителями.

Мастер-класс для родителей «Развитие саморегуляции старших дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Кораблинский детский сад «Солнышко» муниципального образования – Кораблинский муниципальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Социальное развитие»
Опубликовано: 14 ноября 2017 в 15:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД