Василенко Галина Анатольевна
Мастер-класс для учителей-логопедов «Логосказки в коррекционной работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Поделиться опытом работы с «логосказкой» для использования в логопедической коррекционной работе.
Задачи:
1. Защита проекта по теме: «Логосказки в коррекционной работе с детьми»
2. Вовлекать педагогов в активную познавательную деятельность – работу со сказкой.
Ход мастер – класса : (теоретическая часть)
Здравствуйте, дорогие коллеги!
Настроение есть? …. (Есть)
Публикация «Мастер-класс для учителей-логопедов „Логосказки в коррекционной работе с детьми“» размещена в разделах
Улыбки всегда? (Да)
Тогда мастер – класс начинать нам пора!
(музыка «В гостях у сказки»)
Слайд 1. Проект: «Логосказки в коррекционной работе с детьми»
Слайд 2. Актуальность проекта
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Необходимо развитие звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются - ЛОГОСКАЗКИ.
Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.
Слайд 3. Цель проекта
Коррекция и развитие речи дошкольников через использование логосказок.
Основная цель логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) путём использования элементов сказкотерапии.
Тип проекта: долгосрочный (сентябрь- май)
Слайд 4. Гипотеза
Приёмы сказкотерапии – логосказки являются одними из оптимальных приёмов при работе с детьми с нарушениями речи.
Слайд 5. Задачи проекта
1. Систематизировать методический и дидактический материал по теме проекта.
2. Апробировать разные виды логосказок в практике работы.
3. Обогатить предметно-развивающую речевую среду по теме.
4. Развивать все компоненты устной речи детей (лексическую сторону, грамматический строй речи, звукопроизношение, связную речь) в различных формах и видах детской деятельности.
5. Вовлекать родителей в единое пространство «семья – детский сад».
Слайд 6. Участники проекта
Учитель - логопед : ВасиленкоГ. А. ;
педагоги : Соколова Ж. Ю., Кривенко Е. Е. ;
дети логопедической группы №11; родители.
Слайд 7. Прогнозируемые результаты
1. Разработка дидактического материала (создание картотек по логосказкам; дидактических и развивающих игр; разных видов театров);
2. Активное применение логосказок в коррекционной работе с детьми;
3. Овладение детьми грамотной и связной речью, лексико-грамматическими средствами языка;
4. Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок, передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев;
5. Активизирование психических процессов;
6. Доброжелательное отношение друг к другу;
7. Вовлечение родителей в единое пространство «Семья - детский сад».
Слайд 8. 1 этап проекта - подготовительный
1. Изучение методической литературы по данной теме; опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.
2. Подготовка методической базы (картотек, конспектов занятий, игрового и дидактического оборудования).
3. Составление перспективного плана.
4. Вовлечение родителей для участия в реализации проекта.
Слайд 9. 2 этап проекта – основной
1. Применение разных видов логосказок в коррекционной работе с детьми;
2. Обогащение предметно- развивающей среды: оформление «волшебных книг» родителями и детьми; изготовление разных видов театров;
3. Подбор дидактического материала по следующим видам логосказок : Артикуляционные; Пальчиковые; Фонетические; Лексико- грамматические; Сказки по развитию связной речи; Сказки по обучению грамоте.
4. Проведение консультаций, мастер – классов для педагогов и родителей.
5. Организация выставок.
Слайд 10. 3 этап проекта – заключительный
1. Презентация проекта;
2. Итоговое совместное развлечение «Праздник чистой речи»
3. Мониторинг всех речевых процессов;
4. Итоги конкурсов, выставок; награждение грамотами участников проекта;
5. Обобщение опыта с коллегами по данной теме.
Слайд 11. Предметно – развивающая среда
Для проведения коррекционно – развивающей работы по логосказкам необходима соответствующая предметно – развивающая среда. Сюда входят различные виды театров (настольный, Би–ба-бо, пальчиковый, теневой и другие, ширмы, костюмы, шапочки – маски, наборы дисков для прослушивания сказок; картотеки по логосказкам …
Слайд 12. Виды логосказок :
Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
Пальчиковые (развивают мелкую моторику)
Лексико – грамматические (обогощают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий)
Сказки по развитию связной речи (развивают монологическую речь)
Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами)
Слайд 13. Артикуляционные сказки
Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие.
Игровым персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является: лягушонок - Кваки,Грибок-Добрячок, попугай –Кеша… Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этими замечательными игрушками.
Слайд 14. Артикуляционная сказка «Лиса и колобок»
Бежала лиса по лесу. Хвостиком махала (язык вправо – влево). Навстречу ей колобок (надули щеки).
Лиса облизнулась (облизать широким языком верхнюю губу).
И говорит: «Сядь, колобок, ко мне на язычок и спой свою песенку (Язык чашечкой).
Колобок сел лисе на язычок,а лиса его и проглотила (Убрать чашечку в рот).
Слайд 15. Пальчиковые сказки
- стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
- развивают мелкую моторику;
- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;
- повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.
Слайд 16. Пальчиковая сказка «Рукавичка»
Бежит Зайка – Побегайка по полю. Подбежал к рукавичке и спрашивает:
- Кто в рукавичке живёт? (проигрываем с детьми сказку пальчиками, изображая героев сказки)
Слайд 17. Фонетические сказки
Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый или дифференцируемые звуки.
Чтобы получить устойчивый результат в работе с детьми со сложными речевыми нарушениями требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков.
Слайд 18. Фонетические сказки
Представлены сказки на фланелеграфе : «Зимняя сказка» (С,З,Ш)
Сказка «Колобок» (звуки Л- Ль)
Слайд 19. Лексико – грамматические сказки
Лексико-грамматические сказки авторов: Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т., А. Шуйской несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.
Слайд 20. Лексико – грамматическая сказка «Чудесный ручеёк»
«Чудесный ручеёк» (словообразование) (Т. Шуйская)
Из лесных ключей взял свое начало маленький ручеёк. Чистый и холодный, весёлый и молодой, бежал он через лес. Задержался у берёзки — вырос под берёзкой подберёзовик, завернул к осинке — закраснел под осинкой подосиновик. Пробежал ручеёк через бор — и в бору появились крепкие боровики, плеснул водой на мох — и мох украсили моховики. Выскочил ручеёк к ельнику — заволновались там волнушки:
— Не спеши, ручеёк, дай водички ещё на грибок!
Да где уж ему — не слышит ручеёк! Покатился он с кочки, обогнул большой камень, скатился с горочки и… растворился в водах лесной речушки.
Слайд 21. Сказки по развитию связной речи.
Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы, творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в речи.
Слайд 22. Играем в сказки
Разыгрываем с детьми сказки.
Пальчиковый театр «Теремок»;театр би-ба-бо «Колобок».
Слайд 23. Сказки по обучению грамоте
- Формируют и дифференцируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
- развивают фонематический слух;
- закрепляют зрительные образы букв;
Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей «Сказочного города букв».
Слайд 24. Сказка «Теремок букв»
Стоит в поле теремок, он не низок не высок.
Буква А к теремочку спешит. У дверей остановилась, стучит.
-Кто, кто в теремочке живет? -Кто, кто в невысоком живет?
Никто не отвечает букве А. Зашла она в теремок и стала жить.
Стоит в поле теремок, он не низок не высок.
Буква У к теремочку спешит. У дверей остановилась, стучит.
- Кто, кто в теремочке живет? - Кто, кто в невысоком живет?
В окошке теремочка появляется буква А.
(Аналогично к теремку подбегают другие гласные буквы).
Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют.
Слайд 25. Работа с родителями.
1. Консультации
- «Сказкотерапия в жизни дошкольников»
- Метод коррекционной работы - «Сказкотерапия»
- Логосказки - «Играем в сказки»
- «Логопедические сказки в коррекционной работе с детьми»
2. Анкетирование
- Анкета «Сказка в жизни вашего ребёнка».
3. Памятки
- 9 причин почему полезно читать детям книги.
- Сочиняем сказку. Сказка – это интересно.
4. Картотеки игр и упражнений:
«Сказки весёлого язычка», «Пальчиковые игры- сказки»; «Сказки – связки».
5. Мастер- класс :
«Путешествие в сказку»; «Мастерская сказок»; «Волшебная книга»
Слайд 26. Конкурс: «Волшебная книга»
Привлечение родителей к совместному с детьми чтению сказок, сочинению сказок и созданию иллюстраций к ним, помощь в пополнении книжного уголка сказками.
Слайд 27. Конкурс: «Мастерская сказок»
Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра, изготовление декораций к сказкам, масок сказочных героев.
(представлены разные виды театров, изготовленные родителями)
Слайд 28. Работа с педагогами
1. Консультации : «Сказкотерапия в детском саду»; «Играем в сказки и развиваем речь детей»;
2. Картотеки: «Артикуляционные сказки», «Пальчиковые сказки», «Сказки – связки», «Лексико – грамматические сказки»
3. Семинары: «Логосказки в коррекционной работе с детьми»;
«Сказкотерапия – семья- детский сад»
4. Мастер- классы : «Сказка- «Волшебный цветок»; «Мастерская сказок»;
«Волшебная книга»…
Слайд 29. Играем в сказки
А педагоги воспитывают артистические качества, раскрывают творческий потенциал детей, учат чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя; развивают память, внимание, воображение; совершенствуют речевое общение детей в игровой деятельности.
Слайд 30. Выводы:
-Дети логопедической группы успешно овладели грамотной и связной речью;
- Правильно употребляют лексико – грамматические категории;
- У детей значительно улучшилось звукопроизношение;
- Появилась мотивация к занятиям;
- Создалось плодотворное и дружеское взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.
Слайд 31. Мониторинг
Слайд 32. Приложение
1. Перспективный план по сказкотерапии;
2. Конспекты занятий по логосказкам;
3. Картотеки по логосказкам : (артикуляционные сказки, пальчиковые сказки, фонетические сказки, сказки-связки, сказки по обучению грамоте;
4. Консультации для педагогов и родителей; мастер – класс
5. Памятки для родителей.
Слайд 33. Спасибо за внимание!