Папки-передвижки

Мастер-класс для воспитателей «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

наталия кивал
Мастер-класс для воспитателей «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель: Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Задачи:

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.

Оборудование: мнемотаблицы, цветик –семицветик, слайдовая презентация.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о мнемотехнике;

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Форма проведения: педагоги, без участия детей. Сообщение и практическая работа.

Ход мастер – класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста.

Сегодня мне хотелось не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы использования мнемотаблиц, которыми я пользуюсь в речевой работе с детьми.

Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов?

Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно!

И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? Здесь на помощь приходят сюжетные картинки.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

А чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, я использовала с детьми подготовительной группы приемы мнемотехники.

Мнемотехника - система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д. Это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения).

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Мнемотаблицы можно использовать при обучении пересказу, так мы в подготовительной группе использовали мнемотаблицу при пересказе рассказа Чарушина «Медведь».

Так же мнемотаблицы можно использовать при загадывании загадок, заучивании пословиц и поговорок.

Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование мнемотаблиц для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, профессиях, животных, овощах и фруктах и т. д.

Так мы по алгоритму описывали с ребятами домашних и диких животных.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Так с детьми мы разучивали стихотворение С. Я. Маршака «Тает месяц молодой»

Практическая часть

1. А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.

И мы с вами с помощью мнемотаблицы попробуем разучить стихотворение «У лисы в лесу глухом».

Выделяют следующие этапы работы над стихотворением :

• Взрослый выразительно читает стихотворение.

• Сообщает, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

• Задает вопросы по содержанию стихотворения.

• Выясняет, какие слова непонятны детям, объясняет их значение в доступной для детей форме.

• Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.

• Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

У лисы

В лесу глухом

Есть нора - надежный дом.

Под кустами

Еж колючий

Нагребает

Листьев кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом.

Всем тепло, уютно в нем.

2. Мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку.

На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и, опираясь, на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать!

Итак. (педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).

3. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток». Выборочно у вас на столах лежат лепестки цветка, на которых зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать и собрать наш цветик-семицветик.

«Не имей сто рублей, а имей – сто друзей»

«Яблоко от яблони недалеко падает»

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«Под лежачий камень вода не течёт»

«Не рой другому яму, сам упадешь».

«Семеро одного не ждут».

«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»

На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение или пересказать художественный текст, учить составлять описательный рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т. д.

Итак, мнемотехника :

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

– Я думаю, что та часть игр с мнемотаблицами, которую я показала вам сегодня, Вам пригодится.

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа)Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочу познакомить раскрыть некоторые новшества, появившиеся в нашей группе с 2016 - 2017 учебного года. Последнее время.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 января 2021 в 16:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД