МААМ-картинки

Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Татьяна Натфуловна Смолина
Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Мастер – класс «Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: практическое освоение педагогами игровых приемов по формированию предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Публикация «Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» размещена в разделах

1. Дать представление о многообразии игровых приемов по формированию предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста.

2. Побудить к использованию игр в совместной деятельности с детьми.

3. Познакомить с практическими применением игровых приемов.

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть всех, кто нашел время побывать на моем мастер-классе.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

Работая с детьми на непосредственно-образовательной деятельности по математике, я обратила внимание, на то, что они часто могут отвлекаться, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда они играют в игры с математическим содержанием, то они легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму.

Передо мной встала проблема: какие приемы и методы использовать, для того, чтобы детям были интересны занятия в детском саду по математике?

Поэтому я решила расширить процесс обучения по математике и за пределами непосредственно-образовательной деятельности через различные дидактические игры и сказки.

Многие исследователи (Большунова Н. Я., Шарыгина Т. А., Ерофеева Т. И.) считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок и игр, т. к. облегчает процесс обучения. К. Д Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики – это урок сельского хозяйства или домашней экономии. Когда речь идёт о дошкольниках, то рекомендуется математику максимально связать с окружающей жизнью. А для ребёнка игры и сказки – это его жизнь.

Работу по данному направлению, я начала с создания и подбора различных дидактических игр для детей. Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:

- Игры с цифрами и числами

-Игры на ориентировки в пространстве

-Игры с геометрическими фигурами

-Игры на логическое мышление

Также прививаю любовь к математике через сказки. Ведь математика в сказках это не та обычная математика, к которой мы привыкли. Здесь есть волшебная история, которая чему то учит. А, наблюдая за жизнью сказочных персонажей, дети усваиваютматематические понятия (сложение 1+1 в сказке «Теремок», большой – маленький, порядковый счет, навыки пространственного мышления и т. д.) Каждую сказку можно попробовать наполнить математическим содержанием, включая задания для героев посредством дидактических игр. Сами сказки есть с математическим началом : «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и многие другие. И в каждой сказке есть целая уйма математических ситуаций. Проведение таких сказок с использованием дидактических игр способствует тому, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Сегодня я хочу остановиться конкретно на дидактических играх, которые можно применять на занятиях по математике.

Игра «Собери гусеницу»

Цель игры: закрепить у детей знание чисел, упражнять в прямом (от 1 до 5) и обратном счете (от 5 до 1)

Задачи:

1. закреплять знание числового ряда, чисел последующего и предыдущего. совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке пределах 5);

2. закреплять знание геометрических фигур;

3. сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5;

4. расширять словарный запас детей;

5. развивать внимание, пространственное и логическое мышление, сообразительность, мелкую моторику рук.

Жила была на свете одна маленькая гусеница. Родилась она летом, а так как лето у нас короткое – всего три месяца, чтобы успеть до осени подрасти, она всегда и везде торопилась. Быстрее, быстрее. Надо успеть! И вот однажды она так торопилась, что споткнулась и рассыпалась. Вот сидит гусеница и плачет. – Привет, Гусеница! Почему ты плачешь? – Я так торопилась успеть все съесть, что споткнулась, упала и рассыпалась! Помоги мне, пожалуйста! Давай поможем Гусенице, соберём ее, соблюдая последовательность чисел в порядке возрастания или убывания. Вот какая красивая гусеница у нас получилась! Давай ей скажем, что быстро бегать и постоянно торопиться не надо! Это может плохо кончиться! – Гусеница, ты больше не будешь торопиться? – Нет! Спасибо вам.

Игра «Засели мышку в свой домик»

Цель игры: Развитие умения узнавать и называть базовые цвета.

Задачи:

1. развивать сенсорное восприятие;

2. развивать мелкую моторику пальцев рук;

3. закреплять понятия «много», «мало»;

4. учить использовать названия цветов в активной речи;

5. развивать внимание;

6. познакомить с одним из представителем животного мира – мышью.

7. формировать умение объединять предметы по признаку цвета;

8. развивать желание оказать помощь ближнему;

9. развивать в ребенке потребность к совершению добрых поступков.

1,2,3,4,5 Будем мышек мы считать.

Мышки весело живут,

Свои норки стерегут.

Ночью крошки, сыр, воруют,

Круглый год с котом воюют.

Только кот открыл глаза:

Мышки - шасть в свои дома!

(Детям даё тся задание: заселить мышек в свои домики, в соответствии с цветом мышки и домика).

Игра «Живые числа»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 5.

Задачи:

1. совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;

2. развивать психологические процессы: слуховое и зрительное внимание;

3. развивать социальные навыки: умение работать индивидуально и в коллективе;

4. воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

5. воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Каждый игрок берет по одной карточке с цифрой. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «Встаньте по порядку» - команда должна построиться в последовательности от 1-5.

«Полминутки для шутки»

Цель: формировать умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой

Задачи:

1. развивать общую моторику;

2. закрепить счёт, умение читать схемы;

3. воспитывать желание играть вместе.

1. Сколько кругов зеленых, столько выполним наклонов (1).

2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас (2).

3. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (3).

4. Прыгнем ровно столько раз, сколько ежиков у нас (4)

5. Хлопнем руками столько раз, сколько елочек у нас. (5)

Игра «Наряди матрёшку»

Цель: развитие навыка у детей подбирать определенные формы предмета и цвета по показу воспитателя.

Задачи:

1. развивать умение различать и называть основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый);

2. развивать умение различать основную форму предметов и называть её (круг, квадрат, треугольник);

3. развивать умение группировать предметы по цвету и форме;

4. развивать моторику рук через действия с предметами;

5. формировать навыки у детей самостоятельного выполнения игры.

Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета. Игра «Найди листок для божьей коровки»

Цель: совершенствовать умение считать в пределах 5 (10, закреплять знания цифр в пределах 5.

Задачи:

1. закрепление представления о составе числового ряда до 5 (10);

2. совершенствование навыка сравнения чисел в ряду до 5 (10);

3. совершенствование умения считать в уме;

4. развитие памяти, интеллекта, концентрации внимания, умения логически мыслить.

Эта игра учит детей соотносить цифру с числом. Чтобы найти соответствующий листок для божьей коровки – нужно выбрать насекомое и посчитать количество точек на крылышках, а затем выбрать листок с соответствующей цифрой.

Я предлагаю вашему вниманию сказку «Репка» на новый лад (участникам раздаются маски) дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка Воспитатель: Купил дед ноутбук. Установил его, а как включить не знает. Ходит вокруг него. Думает, что за аппарат, на что похож. Напоминает какую-то фигуру. Воспитатель: А ноутбук включится в том случае, если правильно ответите на вопросы. А на какую геометрическую фигуру похож монитор ноутбука? Воспитатель: - А какие еще вы знаете предметы похожие на прямоугольник? (ответы) - А какие еще геометрические фигуры вы знаете? (ответы) Но ноутбук все равно не включается. Позвал дед бабку. Пришла бабка, охает, ахает, ходит вокруг него. То с одной стороны зайдет, то с другой. - А скажите где стоит бабка? ( ответы: слева, справа, за, перед….) Но ноутбук не включается. Позвала бабка внучку. Пришла внучка и говорит: Внучка: - Ноутбук уже не модно, я в планшетах и смартфонах лучше разбираюсь. Воспитатель: - А давайте сравним по размерам ноутбук, планшет и смартфон (ответы) Но все-таки ноутбук нам включить не удалось. Позвала внучка Жучку. А жучка в это время за двором бегала. ( на ковре 2 ленты: длинная и короткая) - А скажите, пожалуйста, по какой дороге Жучка быстрее добежит до дома (предлагаем на выбор 2 дорожки, разные по длине). - Это дорожка какая? (короткая) - А эта? (длинная) - Почему выбрали эту дорожку? (ответы (Бежит жучка по короткой дорожке) Воспитатель: - Жучка полаяла на ноутбук, а он не включается. Позвала Жучка кошку. Легла кошка на теплый ноутбук и уснула. Воспитатель: - А скажите, пожалуйста, когда мы спим? (ночью) - А когда в детский сад идем? (утром) - Обедаем когда? (днем) - Когда возвращаемся домой? (вечером) - Сейчас какое время суток? (день) - Мы с вами что делаем? (играем) - Давайте и кошку разбудим. Кошка проснулась, позвала мышку. Мышка прибежала, хвостиком махнула, кнопочку зацепила ноутбук и включился. Воспитатель: - Теперь нужно ввести пароль. Для этого вспомним. - Который по счету был дед? (1-й) Найди карточку с цифрой 1. - Которая по счету была бабка? (2-я) Найди карточку с цифрой 2. - Которая по счету была внучка? (3-я) Найди карточку с цифрой 3. - Которая по счету была Жучка? (4-я) Найди карточку с цифрой 4. - Которая по счету была кошка? (5-я) Найди карточку с цифрой 5. - Которая по счету была мышка? (6-я) Найди карточку с цифрой 6. Воспитатель: И для того чтобы ноутбук открылся нужно выстроиться по порядку. (1, 2, 3, 4, 5, 6) И ноутбук включился! - Ну, теперь, уважаемые коллеги, просмотрев сказку «Репка», я думаю, что вы поняли, что с помощью чего, в дошкольном возрасте, можно сделать математику яркой и увлекательной игрой? (с помощью сказки и игры) - И какие математические понятия мы закрепили данной сказкой? (порядковый счет, геометрические фигуры, понятия «длинный - короткий», «больше – меньше», части суток, пространственная ориентация). Здесь мы увидели, как ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Рефлексия: Спасибо всем, кто принимал участие в нашей встрече. И мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Настоящее воспитание это не только счастливый ребенок, но и счастливый педагог. Предлагаю вам универсальный рецепт счастья, который приумножит количество прекрасных мгновений вашей жизни. Итак, возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви. Добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры, все это хорошенько перемешайте. Щедро намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте своим воспитанникам, каждому, кто встретится вам на Пути.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Дидактические игры для автоматизации звуков через игровую деятельностьДидактические игры для автоматизации звуков через игровую деятельность Правильное употребление звука в речи – это его длительная автоматизация. На этапе автоматизации происходит выработка нового навыка, чему.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Консультация для родителей «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность» Малыш, который едва начал ходить, говорить — самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого светит солнце,.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Опубликовано: 17 февраля 2023 в 16:33
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД