МААМ-картинки

Игры и упражнения, направленные на развитие речи и творческого потенциала детей подготовительной к школе групп

Анастасия Сибилева
Игры и упражнения, направленные на развитие речи и творческого потенциала детей подготовительной к школе групп

ЦЕЛЬ: Познакомить воспитателей с играми, упражнениями, направленными на развитие речи детей посредством элементов ТРИЗа и РТВ.

I этап

ВВОДНЫЙ

Приветствие: Игра «Ладушки»

Цель: Установление контакта с партнёрами, сплочение группы, положительный, эмоциональный настрой в начале совместной работы.

Ведущий: А сейчас я, Фея, превращу вас в детей, и вы будете просто Наташами, Леночками.

II этап

ОСНОВНОЙ

Публикация «Игры и упражнения, направленные на развитие речи и творческого потенциала детей подготовительной к школе групп» размещена в разделах

Цель: Познакомить воспитателей с играми, упражнениями, направленными на развитие речи детей посредством элементов ТРИЗа и РТВ.

1. Создание мотивации.

Воспитатель: Дети, вы слышали о корабле,

самом прекрасном на всей Земле?

Этот корабль называется так:

«Сангл-бангл-тингл-так».

Ребята, внимание! Каждый из вас

Может попробовать хоть сейчас

Сказать без запинки «сангл-бангл-тингл-так».

Кто может сказать «сангл-бангл-тингл-так»,

Тот может прямо в Африку плыть,

Может даже трубку курить

И важничать, как заправский моряк,

На корабле «Сангл-бангл-тингл-так».

(По Д. Радович)

… На этом замечательном корабле, который называется …

Дети: «Сангл-бангл-тингл-так».

Воспитатель: … к нам в гости приехала девочка Масмело.

Масмело (кукла) : Маздраввствуйте! Мая Масмело! Мая маафриканка. Марасскажите мадетям маоб маАфрике.

Воспитатель: С тобой трудно разговаривать. Ребята, вы поняли, что она говорит?

Дети: Она просит рассказать об Африке.

Воспитатель: Как вы догадались, о чём говорит Масмело?

Дети: Она добавляет к каждому слову слог «МА-».

2. Развивающая игра «Придумай имя»

Цель: Закрепление умения делить слова на слоги и составлять из слогов новые слова.

Масмело: Мавы маочень мадогадливые. Попробую я говорить по-русски. У меня есть подруга Мадола (выставляет карточку с этим именем).

ДО – значит, добрая, ЛА – значит, ласковая. МА - ДО – ЛА.

Догадайтесь, почему меня зовут МА – СМЕ – ЛО.

Дети: Смелая. Ловкая.

Масмело: Каждый может придумать себе африканское имя. попробуйте. Можно первую часть оставить от своего имени.

Воспитатель выставляет части, дети узнают, от каких они слов:

- «сме» - - (лый); «хра»-- (брый); «уме»-- (лый); «ло» -- (вкий); «бы»--(стрый); «сча»--(стливый); «ла»--(сковый); «ра»--(достный); «спо»--(койный); «чу»--(десный); «бо»--(гатый); «си»--(льный); «не»--(жный); «лю»--(бимый); «бы»--(стрый); «ве»--(жливый).

Лиля: Я – Лирадо (Лиля – радостная, добрая).

Саша: Я – Сасчабо (Саша – счастливый, богатый).

Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами совершим путешествие в Африку, поговорим об африканских животных и выведем новую породу фантастического животного.

3. Дидактическая игра «Какой? Какое? Какая?»

Цель: Закрепление согласования существительных с прилагательными в женском, мужском и среднем роде.

Воспитатель: Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня. Вокруг - то жёлтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые выветренные камни. Знойное мглистое небо дышит жарой… ни воды, ни кустика зелени. Это – Африка!

Масмело: Представили! Это удивительный край, и каждый может стать там волшебником. Поиграем в игру: «Какой? Какое? Какая?» Хотите, я покажу вам фокус? А вы мне в этом поможете. (Достаёт 3 банки с чистой водой). Ты, водица белая, ты, вода студёная, стань, как африканское небо… Ребята, скажите – какое?

Дети: Высокое, знойное, жаркое, мглистое, голубое… (ср. р.)

Масмело: Голубою! Раз! Два! Три! (вода в банке взбалтывается и становится голубой при помощи голубой краски). Ты, водица белая, Ты, вода студёная, стань, как африканский песок…

Дети: …мелкий, жёлтый, нежный, горячий… (м. р.)

Масмело: Жёлтою! (Манипуляции с банками повторяются, и вода окрашивается в жёлтый цвет) Ты, водица белая, ты, вода студёная, стань, как африканская трава, зелень

Дети: … большая, непроходимая, зелёная, дремучая (ж. р.)

Масмело: Зелёною! (Манипуляции повторяются, и вода окрашивается в зелёный цвет)

4. Дидактическая игра «Какой это человек?»

Цель: Понимание переносного смысла выражений, имеющих отношение к характеристикам некоторых человеческих качеств.

Воспитатель: Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или его поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ест, ведёт себя с другими… Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы мне объясните, какому человеку подходит такое определение (сравнение). Итак, начали.

… Львиная грива. О каком человеке это можно сказать?

Дети: О человеке, у которого на голове пышная, огромная причёска, много волос.

Воспитатель: Крокодиловы слёзы.

Дети: Так можно сказать о человеке, проливающем лживые слёзы.

Воспитатель: Слоновый топот или топает, как слон.

Дети: Это человек с тяжёлой походкой.

Воспитатель: Про кого можно сказать, что у него кожа, как у бегемота?

Дети: О человеке, которого ничем не удивишь. Это толстокожий человек.

Воспитатель: Обезьяньи ужимки.

Дети: Так говорят о том, кто любит кривляться.

Воспитатель: Черепаший шаг.

Дети: У человека, который очень медленно ходит.

Масмело: Очень интересно! а кого из животных жарких стран вы видели и где?

Дети рассказывают том, кого они видели в зоопарке.

Масмело: А я не люблю зоопарк. Все любят свободу, и звери тоже. Дома я играю в мяч с малышами-зверятами. Хотите поиграть со мной?

Дети: Да.

5. Физминутка. Дидактическая игра «Кто у кого?»

Цель: Изменение существительного единственного и множественного числа по образцу.

Масмело бросает мяч всем детям по очереди. Она начинает предложение, а ребёнок, который поймал мяч, заканчивает его.

Масмело: У львицы…

Ребё нок:. львёнок, львята.

Масмело: У тигрицы…

Ребё нок: …тигрёнок, тигрята.

Масмело: У слонихи…

Ребё нок: …слонёнок, слонята.

Масмело: У жирафа…

Ребё нок: …жирафёнок, жирафята.

Масмело: У крокодила…

Ребё нок: …крокодильчик, крокодильчики.

Масмело: У черепахи…

Ребё нок: …черепашонок, черепашата.

Масмело: У верблюдицы…

Ребё нок: …верблюжонок, верблюжата.

Масмело: У кенгуру…

Ребё нок: …кенгурёнок, кенгурята.

Масмело: У зебры…

Ребё нок: …зебрёнок, зебрята.

Масмело: Молодцы! Я очень рада была с вами поиграть, но мне пора возвращаться к себе домой, в Африку гулять.

6. «9-экранка»

Цель: Уточнить, расширить и систематизировать знания детей о жизни, внешнем виде, особенностях поведения слона в зависимости от среды обитания.

1) Открывается экран система настоящего времени (Картина-слон)

Воспитатель: Угадайте, в каких словах спрятались 3 слона?

«С-лон--". Этот слон белоголовый, на столе живёт в столовой. (солонка).

«С---ло-н--". Этот бдительный всегда, он разводит поезда. (стрелочник)

«---с-лон»». Этот огненного цвета, в час заката и рассвета. (небосклон)

2) Экран – подсистема настоящего времени. (Частица тела слона)

Рассказать о ногах, о пасти с клыками, о зрении, слухе, нюхе).

3) Экран-надсистема настоящего времени.

Воспитатель: Кого видите? Где? ( Картины:слоны в зоопарке, стадо слонов, слоны перевозят грузы).

Рассказ о жизни слонов.

4) Экран – система прошедшего времени.

Воспитатель: Кем был слон? (Слонёнком) Сравните его со слоном.

5) Экран – подсистема прошедшего времени.

С. Маршак «Слон»

Африканец молодой обливается водой,

Вымыл голову и ухо – и в лоханке стало сухо.

Для хорошего слона речка целая нужна.

Уберите-ка лоханку, принесите-ка Фонтанку!

Воспитатель: Почему слонёнку нужна целая речка?

Многофункциональность хобота.

6) Экран – надсистема прошедшего времени.

Слонёнок в стаде.

7) Экран – система будущего времени.

Старый слон.

8) Экран – подсистема будущего времени.

Части тела старого слона.

9) Экран – надсистема будущего времени.

Слон в стаде.

7. Игра «Чудесные вещи»

Цель: Придумать фантастическое слово, используя «Морфологический анализ».

Развивать критичность мышления, направленную на выявление недостатков в придуманных образах, усовершенствуя их. (В игре «Хорошо-плохо»).

Масмело: Дорогие ребята! Я с вами очень подружился и хотел бы почаще встречаться. Но мои звери очень скучают без меня в далёкой Африке, а я – по ним. Вы – большие фантазёры, умники и умницы. мне бы очень хотелось, чтобы вы помогли мне вывести новую породу животных жарких стран. Если сможете, пришлите мне письмо и свои рисунки. До свидания!

Воспитатель: Выполним просьбу Масмело? Тогда за дело! Мы уже научились составлять новые слова, когда познакомились с Масмело. Может быть, нам это поможет? Например, «зебра» и «крокодил». Объединим эти два слова так, чтобы было похоже на название животного. Получится «зеброкодил». Ваши варианты?

1-й ребё нок: Тигр и верблюд = тигроверб.

2-й ребё нок: Лев и обезьяна = левобезьян.

3-й ребё нок: Слон и крокодил = слокрок.

4-й ребё нок: Зебра + верблюд + черепаха = зеброверепаха.

Воспитатель: Какой зверь кажется вам самым интересным?

Дети: Зеброверепаха. Остальные будут его Друзья.

Воспитатель: Этот зверь фантастический, в жизни такого не бывает. Какое это животное? Узнать это нам поможет игра «Чудесные вещи». Спрячем нашего зверя под шапку-невидимку. (Дети по очереди вытаскивают картинки).

Воспитатель: Как умеет двигаться наш зверь? (Выкладывает перед детьми игровые карточки из серии «движение»)

Ребёнок (выбирает карточку с нарисованным на ней мячиком) : Он будет прыгать высоко и низко, как мяч.

Воспитатель: Чем это хорошо?

Ребё нок: Когда звероверепаха подпрыгнет, она увидит и своих друзей, и своих врагов, сможет достать с высокого дерева любой фрукт.

Воспитатель: Из какого она материала? (Предлагает выбрать карточку из серии «материал», ребёнок выбирает карточку «ложка»)

Ребё нок: Она деревянная.

Воспитатель: Чем это хорошо?

Ребё нок: Её никто не съест, она невкусная. Она не тонет в воде. Она красивая.

Воспитатель: Какие звуки она издаёт? (Раскладывает игровые карточки из серии «звуки»)

Ребёнок (выбрал гудок) : Умеет гудеть.

Воспитатель: Почему это хорошо?

Ребё нок: У неё хороший слух. Может веселить других, предупреждать друзей об опасности своими гудками. Обманывать врагов. Они будут думать, что паровоз едет.

Воспитатель: Чем она пахнет? (Предлагает выбрать карточку из игровой серии «запах»).

Ребёнок (выбрал карточку с яблоком) Фруктами.

Воспитатель: Чем это хорошо?

Ребё нок: Она освежает воздух, пробуждает аппетит, усыпляет.

Воспитатель: А чем плохо?

1-й ребё нок: Плохо, что звероверепаха прыгает, как мячик, потому что если она что-нибудь потеряет, то ей трудно будет это найти. Её может увидеть охотник, если она очень высоко подпрыгнет.

2-й ребё нок: Плохо, что она деревянная, так как она может при столкновении с другим зверем ударить его или оцарапать. Деревянный стук мешает спать другим зверям. Её может раздолбить дятел или кто-нибудь другой.

3-й ребё нок: Плохо, что гудит, как дудка, - мешает спокойствию. Скучно слушать одну и ту же мелодию.

4-й ребё нок: Пахнет всё время фруктами – её друзьям может надоесть этот запах, голова заболит, перебивает все другие запахи (например, будет есть селёдку, а она фруктами пахнет, это неприятно).

Воспитатель: Чем ей можно помочь?

1-й ребё нок: Надо научить её прыгать и высоко, и низко, а дерево обернуть железом, чтобы её никто не смог съесть.

2-й ребё нок: Сделать ей секретные кнопочки, чтобы можно было отключать звук и запах.

8. Задание «Нарисуем зеброверепаху и расскажем о ней»

Цель: Развитие творческого воображения и связной речи детей

Воспитатель: Самые интересные рисунки мы пошлём в Африку вместе с описанием нашего зверя, его привычек, его друзей и врагов.

Воспитатель и «дети» рисуют и рассказывают о придуманном звере (Показ рисунков, нарисованных детьми подготовительной группы).

III этап

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель: Подвести итог проделанной работе.

Публикации по теме:

«Давайте вырезать» Игры и упражнения направленные на выработку навыков пользования ножницами для младших дошкольников«Давайте вырезать» Игры и упражнения направленные на выработку навыков пользования ножницами для младших дошкольников Работа с ножницами, одно из самых полезных занятий для детей дошкольного возраста. Самые обычные ножницы, которые есть в каждом доме,.

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности. Калачева Л. А.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Словесные игры для детей старшей и подготовительной к школе групп Отгадай-ка Цель игры. Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения, направленные на развитие речи и творческого потенциала детей подготовительной к школе групп
Опубликовано: 19 октября 2022 в 03:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД