МААМ-картинки

Мастер-класс «Использование игровых технологий в работе с оркестром»

Татьяна Дементьева
Мастер-класс «Использование игровых технологий в работе с оркестром»

«Использование игровых технологий в работе с оркестром»

2 слайд:

Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

(В. П. Сухомлинский)

Игра в жизни ребёнка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

3 слайд:

Публикация «Мастер-класс „Использование игровых технологий в работе с оркестром“» размещена в разделах

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Что такое педагогическая технология? Это инструмент, позволяющий музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности.

4 слайд: В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

• цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

• учебная деятельность подчиняется правилам игры;

• учебный материал используется в качестве ее средства;

• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит поставленную задачу в игровую;

• успешное выполнение задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

5 слайд: Цели:

• Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством внедрения в музыкальный процесс игровых ситуаций и технологий проведения игр.

Использование в играх всех видов музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирование, движение под музыку и т. д.

• Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.

6 слайд: Задачи игровых технологий :

• Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.

• Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.

• Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.

• Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской)

7 слайд: Требования к игровой технологии :

- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностям детей (дети проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

- предложение игры – создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи : правила и техника действий);

- объяснения игры – кратко, четко, только после возникновения интереса детей к игре;

- игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

- организация игрового коллектива – игровые задачи формируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность и организаторские умения; дети могут действовать в зависимости от хода игры: индивидуально, в парах или командах, коллективно;

- развитие игровой ситуации – основывается на принципах; отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

8 слайд: Какие же игровые технологии можно применять в работе с оркестром? Рассмотрим несколько вариантов:

Развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста уделяется большое внимание, так как ритм – базовый компонент музыкальности, да и вне ритма ни о какой слаженности в игре оркестра не может быть и речи.

С младшей группы способствую развитию чувства ритма при помощи звучащих жестов – это помогает в стабилизации метроритма.

9 слайд:

1. Телесный инструмент, звучащие жесты: хлопки, шлепки по коленям, притопы ногами, щелчки, легкие удары по груди – ощутить ритм музыки телесно.

Игра «Тюшки-тютюшки»

(сделаем хлопушки, ….шлепушки, …щелкушки, …топотушки)

10 слайд: 2. Речевая поддержка ритма выражается в виде слов, игры с именами.

Клавесы – палочки.

Жили были два друга, один раз они пошли гулять сами по себе.

Иду вправо, иду влево, (руки разводятся в разные стороны четвертными длительностями).

Побежали, побежали (сводятся вместе восьмыми)

При - веет (половинные)

11 слайд:

3. Игры по картинкам

К играм по картинкам можно отнести простукивание метроритма в словах, изображённых на картинках.

Например:

Перец, морковка, лучок и горох, (на бубне)

Наш урожай получился не плох…

Персик, яблоко, вишни и слива – (на ложках)

Уродилися на диво…

12 слайд:

4. Озвучивание картин

Одно из любимых занятий детей – рассматривание картинок, иллюстраций в книгах. Но благодаря фантазии и музыкальным инструментам картину можно не только увидеть, но и услышать. Попробуйте после обсуждения с детьми нарисованных персонажей и изображенных событий произвести вместе звуки, которые можно услышать, если мысленно оказаться на месте, нарисованном художником. А еще интереснее сочинить и озвучить связный рассказ по картине.

Картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Однажды Маша взяла с собой братика Ванечку в лес по грибы по ягоды (размеренные удары в пластмассовый молоточек).

Светило солнышко (глиссандо на металлофоне, пели птички (игра на свистульке).

Машенька посадила Ванечку под кустик, а сама собирала ягодки, грибы да аукалась с подружками ( игра на духовой гармонике: до –ля)

Не сразу заметили дети, как скрылось солнце, подул ветер и тревожно зашумели деревья (дуть на край обрезанной пластмассовой бутылки и встряхивать погремушку).

Подбежала Маша к Ванечке, посадила его на плечи и побежала через поле к деревне (частые удары в пластмассовый молоточек)

Тучи все сгущались, ветер стал дуть еще сильнее (дуть на край обрезанной пластмассовой бутылки и встряхивать погремушку).

Загремел гром, засверкали молнии (удары в барабан, на землю упали первые капли дождя (удары по треугольнику).

Страшно было детям, но Машенька успокаивала Ванечку и продолжала бежать (частые удары в пластмассовый молоточек).

Когда зашумел ливень, дети были уже дома, где их заждались родители (тремоло на треугольнике).

13 слайд:

5. «Рисуем» картину звуками.

Дети – прирожденные художники. Расширению представлений ребёнка об окружающем мире способствует совместное творчество с использованием детских музыкальных инструментов. Привлекайте внимание детей к тембру того или иного музыкального инструмента, вместе определяйте на что похожи эти звуки, попутно знакомя с различными приёмами игры.

«Звуки осени»

Тихо ходит по дорожке,

Осень в золотой одежке (тихо бьют ладошками по барабану)

Где листочком зашуршит, (лист бумаги, пакетики)

Где дождинкой зазвенит, (колокольчики)

Где снежком приморосит, припорошит листики (шумелочки)

Раздается громкий стук, это дятел тук-тук-тук! (ложки)

Дятел делает дупло, белке будет в нем тепло. (ложки)

Ветерок вдруг налетел, по деревьям пошумел, (бубны)

Дождик динь, дождик-дон, капель звонкий перезвон. (колокольчики)

Все звенит, стучит, шуршит, поет,

Осень по лесу идет! (Весь оркестр)

14 слайд:

6. Озвучивание стихов

Стихи увлекают своим ритмом, и дети читают их с удовольствием, но образы стихотворения станут более яркими, если при чтении добавить подыгрывание на музыкальных инструментах.

И не спорьте с ребенком, когда он выбирает то или иное звучание, позвольте ему искать и пробовать, поддерживайте юного творца в этом процессе, и постепенно им будут найдены самые удачные сочетания слов и звуков.

При рассказывании стихотворения с аккомпанированием необходимо делать паузы в конце строк, чтобы дать время для звучания музыкальных инструментов.

«Уж небо осенью дышало» А. Пушкин

Уж небо осенью дышало, (шумелка, султанчики)

Уж реже солнышко блистало, (мреугольник)

Короче становился день, (металлофон)

Лесов таинственная сень (лист бумаги)

С печальным шумом обнажалась, (ксилофон)

Ложился на поля туман, (колокольчик)

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: (дудочка)

Приближалась довольно скучная пора; (размеренные удары в барабан)

Стоял ноябрь уж у двора. (тарелки)

«Зимушка-зима» Т. Бокова

В ледяной карете мчится зимушка-зима (треугольник)

Ветер крыльями стучится в сонные дома. (маракас)

Расцветают скверы, парки снежной белизной. (бубенцы)

И мороз возводит арки над тропой лесной. (колокольчики)

«Апрель» С. Маршак.

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель (удары по треугольнику,

По полям бегут ручьи (глиссандо на металлофоне снизу вверх,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи (удары в пластмассовый молоточек)

После зимней стужи. (погремушка, встряхивание листа бумаги

или катание ребристого карандаша по столу)

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник. (размеренное встряхивание маракаса,

удары деревянными ложками или игра на барабане)

Стали птицы песни петь (игра на свистульке)

И расцвел подснежник. (игра на колокольчике)

15 слайд:

7. Озвучивание сказок

Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества.

Сказка «Курочка ряба»

Жили-были дед да баба (муз. шарманка,

И была у них курочка Ряба. («ко-ко-ко»)

Снесла однажды курочка яичко («кудах-тах-тах»)

Да не простое (ложки,

А золотое (металлофон)

Дед бил, бил – не разбил (удары по металлофону в низком регистре).

Баба била, била – не разбила (удары по металлофону в высоком регистре).

Мышка бежала, хвостиком махнула (колокольчик)

Яичко упало и разбилось (глиссандо на металлофоне снизу вверх!

Плачет дед, плачет баба (размеренные удары по треугольнику).

А курочка им говорит (частые удары по треугольнику) :

«Не плачь, дед (размеренные удары по треугольнику,

Не плачь, баба (частые удары по треугольнику).

Я снесу вам яичко другое, не золотое (металлофон,

А простое (ложки).

16 слайд:

8. Моделирование ритма на стаканчиках

Разучивая тот или иной ритм, детям понятнее будет, если показать его на стаканчиках

ти-ти (восьмые)

та (четвертная)

та-а (половинная)

17 слайд:

9. Пение с инструментальными проигрышами

В своей работе часто использую музыкальные инструменты в песнях, частушках, обычно во вступлении к песне, проигрыше между куплетами, в заключении. Это могут быть как шумовые, так и диатонические инструменты, как готовые, так и самодельные.

В средней группе ребятам пришлись по душе «музыкальные капельки» в песне «Осень в гости к нам пришла».

18 слайд:

10. Активное восприятие музыкальных произведений

Во время восприятия музыкальных произведений, стараюсь исполнять фортепианную музыку сама, а также знакомлю с разными вариантами исполнения, в том числе и в переложении для оркестра. Ребята с удовольствием сравнивают варианты звучания, определяют тембры инструментов, характер каждой части произведения.

Когда музыкальное произведение уже на слуху, мы разбираем инструменты и начинаем подыгрывать. И это уже нечто новое, где дети не просто пассивные слушатели, а становятся активными исполнителями.

«Солдатский марш» Р. Шуман

19 слайд:

11. Музыкальная логоритмика

Это система музыкально–ритмического воспитания, включающая в себя три составные части: слово + движение + музыка, развитие речи средствами музыки. Ведь слово тоже имеет ритмическую основу, речь имеет музыкальную составляющую.

Впервые систему музыкально-ритмического воспитания создал швейцарский ученый, педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Немецкий композитор Карл Орфф был его продолжателем.

Цель музыкальных логоритмических занятий – развитие активности детей через синтез музыки, движений и речи.

Огромную роль в логоритмике играют музыкально–ритмические движения, которые благотворно влияют на здоровье детей. Музыкально–ритмические движения выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

• развитие мышечного тонуса и ориентировки в пространстве;

• развитие внимания;

• развитие дыхания, артикуляции и голоса;

• развитие мимики лица;

• развитие мелкой моторики пальцев рук;

• развитие чувства музыкального темпа и ритма.

Игра «Кузнечик»

Кузнечик цыка-цыка-цыка-цыка-цык

Стрекочет цыка-цыка-цыка-цыка-цык.

Он будто цыка-цыка-цыка-цыка-цык

Хохочет цыка-цыка-цыка-цыка-цык.

Кузнечик цыка-цыка-цыка-цыка-цык

На травке цыка-цыка-цыка-цыка-цык.

А рядом цыка-цыка-цыка-цыка-цык

Козявка цыка-цыка-цыка-цыка-цык.

Кузнечик цыка-цыка-цыка-цыка-цык

С улыбкой цыка-цыка-цыка-цыка-цык

Играет цыка-цыка-цыка-цыка-цык,

На скрипке цыка-цыка-цыка-цыка-цык. (2 раза)

20 слайд:

11. Использование компьютерных технологий

Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения.

Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала.

«Дождик-оркестрик» «Осенний оркестр»

21 слайд:

12. Музыкально-дидактическая игра

Одно из ведущих мест в музыкально-игровых технологиях занимает дидактическая игра. Основное её назначение-формирование музыкальных способностей в доступной игровой форме (распознавать соотношение звуков по высоте, развитие чувства ритма, тембрового и динамического слуха)

С применением красочных озвученных презентаций,

проводятся музыкально-дидактические игры, такие, как:

«Угадай звучание музыкального инструмента»,

«Кто к нам в гости пришёл?»

«Музыкальный домик»,

«Угадай мелодию» и т. д.

Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.

22 слайд:

«…Внутри каждого человека есть зерно музыки – это внутренняя ритмичность, связанная с биологическим движением сердца. Задача музыкального руководителя: пробудить внутри ребёнка эту музыку, чтобы желание музицировать шло изнутри; пробудить в ребёнке желание быть музыкантом; пробудить желание общаться с музыкой…»

(Т. Э. Тютюнникова)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Игра-тренинг для педагогов с использование игровых технологий «Безопасность ребенка в опасных и чрезвычайных ситуациях» Задачи: систематизировать знания педагогов об основах безопасности дошкольников. Развивать практические умения педагогов. Оборудование:.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Использование информационно-коммутативных технологий в работе воспитателя Использование информационно-коммутативных технологий в работе воспитателя Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возрастаСоздание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста Одним из перспективных способов развития интеллекта у дошкольников является макетирование. Макет служит как объектом и средством деятельности.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование игровых технологий в работе с оркестром»
Опубликовано: 6 февраля 2020 в 09:40
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД