Флюра Назырова
Мастер-класс «Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения с использованием арт-терапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявление особенностей и определение эффективности использования изотерапии в коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.
Задачи:
• Передача педагогического опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм.
• Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер – класса по использованию изотерапии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
• Развитие у педагогов навыков креативного мышления и творческого воображения.
Публикация «Мастер-класс „Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения с использованием арт-терапии“» размещена в разделах
Планируемый результат:
• Приобретение слушателями знаний о методах, приемах, формах арт терапии, и использовании их в коррекционной работе с детьми.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, гуашь, акварельная бумага, кисть № 4,5 широкая, плоская /ширина ворса 1,5 см/, кисть «Белка» № 4, № 5; палитра, емкость для воды, ветошь; выставка детских работ, образец картины «Красивое дерево».
Ход мастер-класса:
1. Теоретическая часть:
В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в процессе воспитания и обучения. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. В последние годы арттерапия все больше включается в коррекционно - развивающийся процесс в специальных образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушений развития.
Арттерапия (от англ. art, искусство) представляет собой совокупность прихокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.
Арттерапия включает в себя:
-изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно – прикладным искусством и т. д.);
-музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки);
-библиотерапию (лечебное воздействие чтением)
-имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию);
-кинезитерапию (танцетерапию, хореографию, коррекционную ритмику – лечебное воздействие движениями);
- вокалотерапию (лечение пением);
-песочную терапию; и др.
Я работаю с детьми, имеющими нарушения зрения, которые носят многообразный характер – это косоглазие и амблиопия. Как правило, эти нарушения вызваны врожденной патологией или неблагоприятными условиями развития ребенка. Поэтому основными направлениями моей профессиональной деятельности являются: комплексная коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушением зрения, создание офтальмогигиенических условий с учетом интересов, способностей и потребностей детей с амблиопией и косоглазием, установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества с семьями воспитанников.
С целью повышения профессионального мастерства, поиска идей по обновлению технологий в системе коррекционной работы, посетила обучающий семинар – практикум «Использование арттерапии в лечебной педагогике при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» и мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования» в центре развития кадрового потенциала ГАУДО СО «Дворец молодежи». В результате освоения курса получила теоретические знания, а так же практические навыки и умения в сфере творческой реабилитации детей с ОВЗ. Мною были определены виды арттерапевтических методик, имеющих коррекционную направленность для детей с нарушением зрения.
Л. И. Плаксина и другие исследователи отмечают, что дети с нарушением зрения при обследовании и опознании предметов, их свойств и качеств не используют в полной мере сохранные анализаторы. Без соответствующих игр и упражнений, организованных воспитателями, дефектологами, логопедом, родителями, малыш со зрительными проблемами может иметь серьезные трудности в правильном использовании информации, поступающей к нему из окружающего мира посредством сохранных органов чувств. Поэтому с самого раннего детства мы должны тренировать органы чувств ребенка с нарушением зрения. Для развития осязания и мелкой моторики рук, тактильной чувствительности замечательно подходит именно изотерапия.
Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и материалах, их свойствах, способах применения.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у детей с нарушением зрения:
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия:
• Внимания и усидчивости;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, свечи и т. д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами мы обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата. Для реализации изотерапии в образовательный процесс, мной был создан проект «Фантазия в ладошках».
Рассмотрим подробнее формы изо-терапии, которые были использованы, для реализации данного проекта.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования, я начинала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета, давали возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два – три цвета («Виноград», «Козлёнок», «Осенние кусты», «Укрась ёлочку» и др.).
Позднее учили рисовать детей ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования («Два весёлых гуся», «Солнышко»).
Интересна детям техника рисования «техника сухой кисти». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее.
Скатывание бумаги: способ получения изображения - ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. Таким способом дети нашей группы создавали коллективные работы: «Герб нашего города», «Храм в Пасху».
«Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы: «Чудесные бабочки», «Волшебное дерево», «Чудесный букет».
«Рисование свечой». Ребенок рисует свечой на бумаге, а потом акварелью закрашивает лист в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Интересная техника «Рисование сухими листьями» (сыпучими материалами и продуктами)». На лист бумаги клеем ПВА, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются.
Но больше всего детям нравится рисование на мыльной пене. С большим интересом и желанием дети создают рисунки на мыльной пене. Это очень увлекательный процесс. Мыльные пузыри приносят много радости детям. Для рисования необходимо сделать следующее: добавить в воду любой мыльно-пенящийся раствор. И затем акварельной краской рисовать на мыльной пене. Рисование на мыльной пене способствует развитию пространственного мышления, фантазии, зрительной памяти, пробуждает в ребенке интерес к творчеству.
Познакомились с техникой рисования мокрым по мокрому акварелью.
Осваиваем с детьми метод, позволяющий быстро научиться рисовать – гуашевыми красками в правополушарном рисовании. Правополушарное рисование – метод создания произведений искусства, основанный на активизации работы правого полушария головного мозга, считается верным способом «научиться рисовать за 1 день».
Зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения, так как она снимает зрительное напряжение. То есть, зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу, повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Зрительная гимнастика – составляющая часть коррекционно-воспитательной работы. Она не существует сама по себе, а продолжает и дополняет различные виды деятельности, комплексно воздействуя на развитие ребёнка, и включается в каждое занятие по изотерапии.
В своей практике применяю разные варианты использования зрительных гимнастик:
- со стихами;
- с опорой на схему;
- с сигнальными метками;
- с индивидуальными офтальмотренажерами;
- с настенными офтальмотренажерами;
- электронные зрительные гимнастики.
Монотипия «Чудесные бабочки». Используем офтальмотренажер «Бабочка». Настенные офтальмотренажеры представлены в виде схем, размещаются на стене, против лица. Упражнения заключаются в обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.
Рисование ладошками «Дерево» - на этом занятии использовали зрительную гимнастику со стихами. Умение проговорить стихотворный текст и одновременно выполнять движения со зрительным ориентиром развивает координацию движений и дикцию, а также коммуникативные способности.
Ветер дует нам в лицо. / Часто моргают веками/
Закачалось дepевцо. / Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо/
Ветер тише, тише, тише. / Медленно приседают, опуская глаза вниз/
Деревца все выше, выше. / Встают и глаза поднимают вверх/
Рисование свечей «Звездное небо». На этом занятии применяем зрительную гимнастику с индивидуальными офтальмотренажерами.
Звёздочки кружатся, - движение ориентира по кругу
Под ноги ложатся, - движение ориентира вниз
Тихо поднимаются, - движение ориентира вверх
Снова опускаются. - движение ориентира вниз
В хороводе кружатся - движение ориентира по кругу
С нами пусть подружатся. - ориентир дети прижимают к груди.
Техника сухой кисти, тема «Цыплята». Продукт деятельности детей используется как сигнальные метки. В различных участках групповой комнаты фиксируются яркие зрительные сигнальные метки - цыплята, дети переводят взгляд с одной метки на другую.
Так же используем зрительную гимнастику с использованием ИКТ.
Успех коррекционно – развивающей работы с детьми с нарушением зрения обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. В ходе реализации проекта проводилась работа с родителями: проведение семинаров – практикумов, мастер – классов; информирование родителей о ходе образовательного процесса, организация выставок детского творчества, привлечение родителей к закреплению образовательного и коррекционно – развивающего материала в домашних условиях; использование позитивного опыта семейного воспитания. Родителям мы тоже дали возможность блеснуть своим творчеством в конкурсе «Наши руки – не знают скуки!».
Реализуемые мною проекты, технологии, нацеленные на проведение педагогической коррекции нарушений у детей с косоглазием и амблиопией, заключающееся в развитии зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, дают положительные результаты. Выпускники компенсирующих групп для детей с нарушением зрения продолжают образование в разных видах образовательных учреждений общей направленности. Качество образования выпускников обеспечивает им необходимый и достаточный уровень развития для освоения школьной учебной программы и дополнительного образования.
Ежегодно наблюдается динамика изменения остроты зрения воспитанников групп компенсирующего вида для детей с нарушением зрения:
Также дети нашей группы неоднократно были участниками и призерами в городских, областных и российских творческих конкурсах.
2. Практическая часть мастер-класса
Мастер – класс с педагогами «Особенности работы с гуашевыми красками в правополушарном рисовании».
Метод правополушарного рисования позволяет:
• Проявить индивидуальность,
• Упрощает творческий процесс,
• Отключает анализ деятельности,
• Избавляет от внутренних преград,
• Обрести внутреннюю гармонию,
• Раскрывает ваши творческие способности,
• Делает человека более внимательным к людям и окружающему миру.
Этот метод хорош, как для детей, так и для взрослых. Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали в человеке. Постепенно он развивает свой талант, на котором когда-то поставил крест. Сейчас вы в этом убедитесь на практике.
Работа педагогов гуашевыми красками в правополушарном рисовании «Красивое дерево»:
«Разбудим» правое полушарие:
Упражнения «Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
Приступаем к рисованию, мы будем рисовать дерево /показать образец/. Уважаемые педагоги, вы сегодня научитесь рисовать, даже если никогда не брали кисточку в руки.
На лист акварельной бумаги толстой кистью наносится белая гуашевая краска, грунтуем ею весь холст.
Теперь нам понадобиться тряпка и кисть среднего размера. Возьмем синюю гуашь и поставим три жирных точки, вытираем кисть, тоже самое делаем голубой, салатовой, зеленой, оранжевой и желтой краской.
Возьмем снова большую кисть и размешаем краски прямо на холсте горизонтальными движениями от края до края, не прерываясь. Посмотрите, у нас уже получился пейзаж.
Рисуем ствол дерева. Лучше вести ствол дерева сверху вниз, для этого переворачиваем холст. Коричневой краской ставим жирную точку и ведем кисть вниз, постепенно уменьшая нажим кисти. Затем рисуем ветки в шахматном порядке, добавляем тонкие ветки. Для того, чтобы дерево встало на землю, размажем пальцем основание. Наше дерево стоит на пригорке.
Возьмем черную краску, выстучим ее по листу бумаги почти до сухого состояния. Теперь почти сухой кисточкой пройдемся по одной стороне ствола, как будто сделаем тень на стволе. То же самое сделаем на больших ветках.
Если есть тень, есть и солнце. Смешаем желтую и белую краски, также выстучим кисточку, сделаем свет на стволе. Ствол нашего дерева стал объемным.
Для того, чтобы нарисовать листья, возьмем большую плоскую кисть, набираем красную краску и тоже выстукиваем. По кроне рисуем много листьев, выстукиванием. Тоже делаю желтой краской, оранжевой / она получилась из соединения красной и желтой красок/. Можно сделать тень, если добавим синюю и белую краски.
Рисуем траву. Выстукиваем кисточку, чтобы на ней осталось как можно меньше краски /техника сукой кисти/. Переворачиваем холст, прикладываем кисть, делаем мазки. Добавляем желтую краску – делаем свет и тень.
В траву посадим белые ромашки и другие цветы.
Картина готова. Посмотрите, как мы легко, ярко, быстро нарисовали портрет дерева! Вы можете делать это вместе с детьми. Вот оно такое правополушарное рисование. Зачем оно? Оказывается, когда человек рисует, он расслабляется, его душа раскрывается, а тело отдыхает и оздоравливается. Поэтому творите, не бойтесь ничего, позволяйте себе быть творческими, яркими людьми! Покажите всем свои картины. Думали ли вы, когда начинали рисовать, что у вас получиться такой красивый пейзаж?
3. Заключительная часть: Выставка работ педагогов, подведение итогов мастер-класса.
-Как вы считаете, актуально ли применение элементов изо - терапии в работе с детьми с нарушением зрения?
-Какие формы изо - терапии более эффективны?
Выдача буклетов по теме мастер-класса.
Список литературы:
1. Казакова Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей. - СПб. : КАРО, 2007. - 178 с.
2. Киселева М. В. Арт-терепия в работе с детьми. СПб. : Речь, 2008.
3. Специальное образование: теория и практика педагогической коррекции. Материалы к образовательной программе «Творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования», 2006.
4. Ровнова З. А. Творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно – прикладного искусства. – Екатеринбург, 2005.
5. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Плаксиной Л. И.