Папки-передвижки

Мастер-класс «Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности»

Наталья Баранник
Мастер-класс «Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности»

Мастеркласс для педагогов ДО на тему:

«Применение технологии проблемного обучения

в разных видах детской деятельности».

(районное методическое объединение)

Подготовила :

Баранник Наталья Алексеевна,

воспитатель 1 категории

с. Дивное,2018г

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению технологией проблемного обучения в ДОУ, вызвать интерес к внедрению в практику работы с дошкольниками использование проблемных ситуаций.

Задачи:

1. Углубить знания педагогов о данной технологии;

Публикация «Мастер-класс „Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности“» размещена в разделах

2. Способствовать повышению уровня профессиональных компетенций у педагогов в процессе использования технологий проблемного обучения в работе с детьми.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданием на каждый стол. Гуашь, ватные палочки, тычки, листы бумаги.

Ход мастер - класса :

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать сегодня от души,

Вы тоже все приветливы, собою хороши

Сегодня мастер-класс у нас,

А значит встреча не простая

Удачи и творчества, активности я вам от души желаю!

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс по теме

СЛАЙД 1 -ТИТУЛ

«Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности»

СЛАЙД 2 -СУХОМЛИНСКИЙ

Эпитетом к нашей встрече я взяла слова Василия Александровича Сухомлинского

«…Хочется, чтобы дети были путешественниками,

открывателями и творцами в этом мире.

Наблюдать, думать, рассуждать, переживать

радость труда и гордиться созданным,

творить красоту и радость для людей и

находить в этом творении счастье.»

СЛАЙД 3-РЕБЕНОК С ВОПРОСОМ

В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному – познанию окружающего мира и себя в нем. Современный мир – мир постоянно изменяющийся и развивающийся. Для успешной адаптации и самореализации ребенка в обществе необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приемов воспитания. Основная наша задача – подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами.

СЛАЙД 4 – ФОТО ДЕТЕЙ

В жизни дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые – ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами. Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни.

СЛАЙД 5- фото детей

Именно поэтому очень важно детям еще в раннем возрасте научиться оценивать происходящее вокруг, делать обобщения, находить новые пути исследования.

СЛАЙД 6- АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность проблемного обучения - заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.

Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности, в процессе познания начиная с раннего возраста.

СЛАЙД 7– ЗАДАЧИ

Применяя в младшей группе технологию проблемного обучения в различных видах детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной. Мы ставим перед собой следующие задачи:

• расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;

продол1жать развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос;

• развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.

СЛАЙД 8 – УТКИ

Но не все вопросы и ситуации являются проблемными.

Предлагаю вашему вниманию два вопроса.

Почему дикие утки, и гуси улетают на юг последними, в теплые края? (проблемный вопрос).

Какие птицы нашего края улетают на юг последними? (просто вопрос)

Как вы думаете, уважаемые коллеги, какой вопрос является проблемным?

Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?

Слайд9 Дети

Это вопросы для старших дошкольников, а мы знаем, что внимание детей в младшем дошкольном возрасте еще неустойчиво, произвольные процессы не развиты, детям часто требуется смена положения. Поэтому для поддержания интереса детей очень важно правильно поставить проблемный вопрос, важно использовать сюрпризные моменты, «секреты», а также включать каждого ребенка в процессе решения задачи в практическую деятельность (имитация движений, передача эмоционального состояния героев и т. п.).

Слайд10 - АЛГОРИТМ

Предлагаю вашему вниманию алгоритм построения проблемной ситуации

Процесс постановки и вывода проблемной ситуации, включает в себя следующие этапы:

- Постановка, формулирование проблемы;

- Выдвижение предположений;

- Выбор, проверка, обоснование ответа на вопрос;

- Проведение итогов, вывод.

Для эффективного управления постановкой и решением проблем необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.

Слайд 11 - ДЕРЕВО

Я предлагаю рассмотреть проблемную ситуацию. На экране вы видите дерево.

Из чего вырастают деревья?

Как выдумаете, легко ли детям понять, из чего вырастает дерево и как расселяются семена из которых оно может вырасти?

Чтобы ответить на этот вопрос и решить проблемную ситуацию, мы проделываем опытно-экспериментальную деятельность :

Слайд 12 -ОГОРОД НА ОКНЕ

Чтобы узнать из чего появляется растение, мы ежегодно высаживаем огород на окне, где сажаем семена в почву, и ждем, когда прорастет.

Во время опытной деятельности, решая поставленную задачу, мы выясняем и делаем вывод: что растения появляются из семян и для их прорастания необходимы почва, вода, тепло и свет.

Слайд 13 -ЛЕТАЮЩИЕ СЕМЕНА

В обсуждении вопроса мы выясняем, что семена бывают летающие, цепкие, плавающие. Но здесь возникает еще 1 проблема, чтобы ее решить, мы проводит такие опыты: Семена кладем на ладошку, Дуем на ладошку с семенами. Наблюдаем что происходит.

Делаем вывод: Ветер разносит семена по земле.

Так же происходит с помощью воды. В таз наливаем воды, насыпаем семена и предлагаю детям подуть на семена с разной силой. Вместе с детьми наблюдаем за движением семян по воде, при потоке воздуха на воде создается эффект мелких волн.

Делаем вывод: С помощью волн в реке, море, семена разносятся, попадают на почву и прорастают.

Слайд 14 - ЦЕПКИЕ СЕМЕНА

Цепкие семена цепляются за одежду людей, обувь, за шерсть животных и перья птиц и переносятся на большие расстояния.

Для наглядного примера, берем семена, Рассыпаем по полу, наступаем обувью, семена цепляются на подошву.

Делаем вывод: что семена прилипают к обуви и разносятся по земле.

И так можно приводить примеры и проводить опыты до бесконечности. Для малышей наглядно-действенный способ деятельности обеспечивает прочное усвоение знаний детьми.

Вывод: Таким образом, знакомим детей, что семена могут разноситься разными способами.

А из маленького семени, вырастает большое дерево.

СЛАЙД 15 ДЕТИ РИСУЮТ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

В продолжение я приглашаю желающих помочь мне. Мне необходимо 3 помощника. У каждого из Вас будет свое задание, с которым вы ознакомитесь самостоятельно. Если что-то непонятно, можете спрашивать.

Раздаю конверты с заданиями.

Пока наши коллеги выполняют задания и решают проблемные ситуации, я хочу коротко рассказать, как я использую технологию и решаем проблемные ситуации в режимных моментах с детьми младшего возраста.

На прогулке дети лепили снеговика, играли в снег.

Вернувшись с прогулки, я задаю вопрос:

- Почему у вас варежки мокрые?»

- Ведь вы играли со снегом, а не с водой?

- Если на улице снег. Какое время года на улице?

- Зимой мы можем увидеть на улице воду?

- Почему же промокли наши варежки, и, откуда взялась вода, если на улице снег?

На улице нет дождя.

- Предлагаю набрать снег в ведро, и занести в раздевалку, поставить возле батареи.

- Что происходит со снегом в ведре? – Снег в ведре тает, получается вода.

На варежках снег растаял, и получилась вода.

Так что же случилось, почему варежки мокрые?

Вывод: Снег в тепле превращаются в воду.

На варежках тоже снег от тепла растаял, превратился в воду и намочил варежки.

А теперь, уважаемые коллеги, обратимся к моим помощникам.

В конвертах лежали задания. Все участникам была предложена 1 проблемная ситуация :

Нарисовать картинку к празднику «Веточка мимозы» красками, а кисточки потерялись.

А можно рисовать красками без кисточки?

Хорошо, с помощью чего можно рисовать? переречисляют

- Пальчиками;

- Ватными палочками;

- Тычками;

- Ладошками;

- Отпечатками;

- ножками.

В данном случае можно детям предложить самостоятельно выбрать способ рисования.

Обращаюсь к участнику:

Что выбрали Вы?

С помощью чего вы рисовали?

1 участник: отвечает.

Воспит. Беру рисунок на магнитную доску. Спасибо за помощь.

Воспит. - Какое у вас было задание?

Ответ участника.

Воспит. Как можно рисовать без кисточки?

Чем вы заменили кисточку?

Ответ участника. Я использовала…

Воспит. Беру рисунок на магнитную доску. Спасибо за участие.

3 участник:

Воспит.

Как вы решили эту проблему?

Ответ участника. Нарисовала…

Подведем итог нашей работы.

Основная задача проблемной ситуации при выполнении творческого задания состояла в том, что нам нужно было придумать, как нарисовать картинку «НЕ ЧЕМ РИСОВАТЬ, ПОТЕРЯЛИСЬ КИСТОЧКИ…»

При постановке проблемы воспитатель ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении с детьми младшего возраста.

Проблемные ситуации были одинаковые у всех участников, и тема одна.

Можно сделать вывод: решить проблему можно разными способами и приемами.

Мои помощники использовали нетрадиционные техники рисования для решения проблемы, которые мы можем применять в ходе непосредственной образовательной, а также в свободной деятельности дошкольников.

Красивые получились рисунки?

Да рисунки получились очень красивые, независимо от того, чем рисовали участники и от их художественных способностей.

Сегодня - это очень актуально. В связи с введением инклюзивного образования в общеразвивающие группы приходят дети с различными нарушениями в развитии. Использование подобных методов создает ситуацию успеха для каждого ребенка независимо от художественных способностей ребенка и его моторики. Работы детей с ограниченными возможностями здоровья будут мало отличаться от работ нормально развивающихся сверстников.

СЛАЙД 16 ВЫВОДЫ

Подводя итог своего выступления, можно сделать выводы:

Проблемное обучение направлено на развитие мышления дошкольника, коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой и взрослыми.

Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка, начиная с младшей группы интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Очень важно «пробудить» у малышей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

Слайд 17 БАБОЧКИ

Рефлексия.

Ну а в заключение нашей с вами встречи, мне хотелось бы рассказать вам одну легенду:

Жил мудрец на свете, который знал всё.

Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал?

Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил - “Всё в твоих руках”.

СЛАЙД 18 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

А я хочу сказать: «Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным». Действительно, все в наших руках.

Публикации по теме:

Речевое развитие детей раннего возраста в разных видах деятельности Речь - это основа человеческого разума, венец творения природы и основное средство общения с окружающими миром. Ухудшение состояния здоровья.

Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности «Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им» Г. Гегель. Речь – одна из важных линий развития.

Использование приемов мнемотехники в разных видах деятельности Использование приемов мнемотехники в разных видах деятельности в формировании целостной картины мира у дошкольников. Что такое мнемотехника?.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использование технологии проблемного обучения Образовательная цель: Совершенствование представлений детей о способах проявления эмоциональной отзывчивости в практической деятельности.

Конспект НОД для детей средней группы с использованием технологии проблемного обучения «Путешествие в царство часов» Образовательная область: познавательное развитие. ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ЧАСОВ» ЦЕЛЬ: Знакомство с различными видами часов. ЗАДАЧИ.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Применение метода технологии ТРИЗ «Бином фантазии» Мастер-класс для педагогов и родителей. Тема. Применение метода технологии ТРИЗ «Бином фантазии» (Дж. Родари) для развития воображения и.

Мастер-класс «Применение социоигровой технологии при знакомстве с произведениями С. Я. Маршака» Педагог выходят и рассказывает стихи С. Я. Маршака «Мяч» играя мячом. Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный,.

Мастер-класс «Применение технологии мнемотехники на занятии по развитию речи по теме «Моя семья» Конспект мастер-класса «Применение технологии мнемотехники на занятии по развитию речи по теме «Моя семья» Цель: создать условия для повышения.

План-конспект НОД для средней логопедической группы с применением технологии ТРИЗ и проблемного обучения «Вода вокруг нас» План-конспект НОД для средней логопедической группы дошкольников с применением технологии ТРИЗ и проблемного обучения Тема: «Вода вокруг.

Опыт работы «Технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников» Технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Инновационные формы работы по речевому.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Применение технологии проблемного обучения в разных видах детской деятельности»
Опубликовано: 8 февраля 2019 в 12:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД