Иванова Елена Геннадьевна
Мастер-класс «Применение инновационной технологии синквейн в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : предоставить возможность использования синквейна как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Задачи:
- познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления синквейна детьми, формами работы;
- показать на конкретных примерах способы составления синквейна в работе по речевому развитию.
Публикация «Мастер-класс „Применение инновационной технологии синквейн в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению синквейна с детьми разными способами по опорным таблицам.
Прогнозируемый результат мастер-класса :
- получение педагогами представления о методике составления синквейна с детьми по опорным схемам разными способами в работе по речевому развитию детей :
активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей инновационных технологий для активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.
Организационный момент.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать. Свой мастер – класс я назвала «Знай - твори - применяй».
- Сегодня утром в своем почтовом ящике я обнаружила странное письмо из сказочной страны. От кого оно я не знаю, так как на нем стоит большая клякса. В нем сказано, что герой этой сказки очень капризный и не хочет учиться, хотя и любопытный. Как и чем его увлечь я не знаю. Помогите мне его заинтересовать.
Можем ли мы помочь автору письма и чем?
Думаю, что для этого нам необходимо попасть в сказочную страну.
- Как вы думаете, каким образом мы можем туда попасть? (Варианты ответов)
Но из всех волшебных предметов только зеркало. Для того, чтобы пройти через волшебное зеркало и попасть в волшебную страну нам надо взяться за руки, закрыть глаза и сказать: «Раз, два, три! Сказка, двери отвори!», давайте произнесем эти слова. (провожу через зеркало)
Вот мы и попали в сказочное Зазеркалье. В какой же сказке мы с вами оказались? Давайте отгадаем загадку:
Далеко на тёплом море
Появился вдруг мальчишка –
Деревянный, с длинным носом,
Про него создали книжку.
Хоть пришлось ему несладко -
Был повержен Карабас.
Как та сказка называлась?
Вы мне скажете сейчас?
Ответ: Золотой ключик, или Приключения Буратино
Молодцы. Мы действительно в сказке «Золотой ключик».
Запись
Слышите, кажется кто то разговаривает (песня буратино о том как плохо в школе).
Какая чудная поляна. И мяч кто-то здесь оставил. Давайте поиграем.
(Бросаю мяч, задаю вопросы)
Как вы думаете, главный персонаж сказки «Золотой ключик» - кто это?
Буратино.
Запись: Здравствуйте! Это вы про меня!
Да Буратино. Это мы про тебя.
Опишем черты присущие этому герою. Буратино (какой он)
Любознательный, веселый, глупый, ленивый, деревянный,жизнерадостный, доверчивый.
А теперь назовем его действия, в сказке (что делает Буратино)
Учит азбуку, знакомится, ищет, убегает, сажает, спасает, узнает.
Составим предложение из 3,4 или 5 слов, посвященное главному персонажу сказки:
«Буратино нашел новых друзей.»
И наконец слово-ассоциация с этим героем.
«Кукольный театр»
А знаете, что мы с вами только что составили? Синквейн. Повторите, пожалуйста. Синквейн.
Запись: А что такое СИКВЕЙН?
Синквейн – это нескладное нерифмованное стихотворение из 5 строк. Составляется оно по определенным правилам.
Обратите внимание на слайд. Вы видите из каких частей речи состоит это стихотворение и его символы.
1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;
2-я строка – два прил;
3-я строка – три слова;
4-я строка – четыре слова;
5-я строка (основание «елочки») – одно слово
ЗАПИСЬ Становится интересно!
2. Я вижу еще что-то на этой поляне.
Давайте пройдем и посмотрим.
А здесь записка. Я приготовила для несносного мальчишки стихи.
А Лиса Алиса перепутала действия и признаки предметов и украла часть стихотворения. Вы должны их вернуть.
Вам необходимо разделиться по 2 человека и выбрать персонаж из сказки, с которым вы будете работать.
И пройти парами на любое свободное место.
Вы видите перед собой незакоченный синквейн. Ваша задача заполнить недостающее звено. Я буду вам помогать.
У меня в руках фрагмент с признаком — красивая. У кого пропал этот элемент и какому герою соответствует эта черта? Почему?
Далее вы видите 5 пустых треугольников.
Каждый из вас должен составить предложение.
Помните, что оно может состоять из 3, 4 или 5 слов.
Какая группа будет готова, поднимает сигнальную карточку. (Выслушиваю все пары)
А теперь вы должны договориться между собой какое вам больше понравилось предложение и записать его в пустые треугольники. (Даю ручки)
Далее вы видите пустой прямоугольник.
Каждый выскажет свою ассоциацию к этому герою. (Говорят)
Договоритесь между собой, что больше понравилось и запишите в пустой прямоугольник.
Какая группа готова, поднимает сигнальную карточку.
Давайте зачитаем наши стихи. (Читают)
Запись: Как интересно
Вот мы и вернули украденные лисой Алисой части стихотворения.
Запись: Вам хорошо взрослым. Вы умеете читать, а как быть мне?
А мы тебя сейчас научим читать графические схемы.
СХЕМА КОТ
Запись: А нарисуйте мне еще что-нибудь, чтобы я мог я об этом рассказать.
Вы можете взять любого персонажа и составить графический синквейн.
Рисуем графический синквейн. (Музыка)
Обмениваемся и читаем графические синквейны.
Запись: Зря я не слушался эту девочку.
Кажется я догадалась, кто отправил мне это письмо, а вы догадались!
ЗАПИСЬ: Мальвина.
Уважемые коллеги я хочу вас поблагодарить за то, что помогли заинтересовать несносного мальчишку. До новых встреч.
Ну, что ж, а нам пора возвращаться. Беремся за руки и говорим: «1, 2, 3 сказка двери отвори». (Возвращаемся через зеркало).
Сказка — это всегда радость и солнечное настроение.
Я предлагаю вам и наше солнышко украсить лучиками.
Но прежде ответьте пожлуйста на вопрос о содержании мастер-класса.
Что я сегодня узнала нового?
- Что для меня было интересно?
- Что я возьму для своей работы?
- Я поняла, что…
– Меня удивило.
- Теперь я могу…
- пожелания
Уважаемые коллеги, я искренне благодарю Вас. Я думаю, что проведенный мною мастер-класс поможет вам использовать технологию «синквейн» в своей работе.
Спасибо за внимание!