Кошелева Наталья
Мастер-класс «Применение кинетического песка в психолого-педагогическом сопровождении младших дошкольников«
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил: педагог-психолог Кошелева Н. Н
МБДОУ Д/с «Золотое зернышко» с. Нежинка
Кинетический песок является инновационным материалом, который отлично подходит для развивающей и творческой деятельности детей в ДОУ, а так же относится к здоровьесберегающим технологиям, как одно из направлений песочной терапии. Что соответствует статье 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. В которой говорится, что в сферу образования необходимо внедрять современные технологии, актуальные формы образовательной деятельности и новые средства всестороннего развития детей.
Публикация «Мастер-класс „Применение кинетического песка в психолого-педагогическом сопровождении младших дошкольников„» размещена в разделах
- Кинетический песок
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
В своей работе с октября 2020 года я начала применять игры с кинетическим песком в период адаптации детей группы кратковременного пребывания, в которой являюсь воспитателем, а затем и в индивидуальной работе педагога-психолога.
Игры на песке и с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. В осеннее - зимний период игры в песочницах недоступны, и на смену приходит кинетический песок.
Немного истории о его возникновении. Родиной считается Швеция, где обычная семья в 2013 году, устав от просьб дочери принести песок к себе домой, нашла гениальное решение. Глава семьи, будучи по профессии химиком, придумал песок, который двигается, плавно перетекает, а главное его легко убрать после игры. Он удивительным образом совмещает в себе свойства сухого и влажного песка. К тому же абсолютно не токсичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут, безопасен для детей с 2-х лет.
Из чего же он состоит? 98 % кварцевого песка и 2 % связывающего агента, известного нам как «Энтеросгель».
Основными задачами развивающей игры с кинетическим песком являются :
• сохранение и укрепление психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей воспитанников;
• побуждать детей к самостоятельной деятельности;
• формировать такие качества личности как коммуникативность, инициативность;
• расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями.
Для внедрения развивающих игр с кинетическим песком в ДОУ, был создан небольшой центр, который оснащен следующим оборудованием:
1. Стол с бортиком, используется в качестве песочницы.
2. Контейнер с кинетическим песок.
3. Герои для песочной терапии (различные животные деревья, растения, транспортные средства, сказочные персонажи и. т. д). Формочки для песка, бросовый и природный материал, лопаточки, грабли.
4. Методические пособия.
5. Влажные салфетки.
Слайд № 4
Чем же полезен кинетический песок в игровой деятельности:
1. Занимает и успокаивает ребенка.
2. Развивает творческие и когнитивные навыки.
3. Развивает моторику рук и воображение.
4. Способствует развитию тактильной чувствительности.
5. Благотворно влияет на эмоциональное состояние, помогает раскрепоститься, и приучает к концентрации внимания.
6. Используя в группе со сверстниками, способствует развитию элементарных навыков общения.
7. Помогает прожить волнующие ситуации, страхи, освобождает от негативных эмоций.
8. Шумные дети успокаиваются, а тихие неразговорчивые активизируют свои силы и таланты.
Специфика занятий с детьми младшего дошкольного возраста
(из опыта работы)
На первом этапе необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея, русалочка, ее вы увидите в видеоролике.
Знакомство с песком, с «волшебными» свойствами можно проводить в виде игры «Знакомство», «Песочный дождик», «Необычные следы», «Отпечатки наших ручек»,
1. Игра «Знакомство»
Цели: развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики пальцев рук; знакомство с «живым» песком и его свойствам :
Ход:
Взрослый позволяет ребёнку опустить руки в песок, где он его сжимает, сыпет, раздувает, погружается в него пальцами, «закапывает» в него руки.
Данные манипуляции стимулируют кровообращение, и ребёнок получает микромассаж ладоней и пальцев рук.
2. Игра «Необычные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.
Ход:
Взрослый предлагает ребёнку изобразить на песке руками, как передвигаются различные животные.
«Идут медвежата»-ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайки»-кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки»-ребёнок пальцами рук делает на поверхности песка волнистые линии в разных направлениях. Слайд 6
Второй этап: Рассказ о «Волшебной шкатулке» с героями.
Слайд 7
Придумываю тематический рассказ, и выбираю героев по теме. Либо прошу детей, взять героя по нраву.
Здесь можно применить игру «Куличики с секретом»
Цель: развитие внимания, памяти, речи и мелкой моторики рук.
Перед началом игры взрослый делает из песка 5 куличиков с сюрпризом. Затем ребёнок рассматривает предметы и пытается угадать, в каком куличике кто прячется (если у вас есть 2 набора одинаковых героев, и того кого угадал, берет для игры.
Либо другая вариация, выбирается один куличик из предложенных и для попавшего героя создается мир.
Игровая деятельность может быть тематическая или свободная. Для выбранных героев строиться «Сказочная страна», «Подводный мир», «Детский сад» и. т. д.
С помощью песка можно играть в сюжетно-ролевые игры, например «Фермер», где воспитанники могут кормить животных изготовленной из песка пищей; «Кондитер» печь красивые песочные торты, пироги и. т. д
«Подводный мир для Русалочки, «Моя семья»
«Друзья дельфина», «Детский сад для машин
Слайд 8-9
Кинетический песок подходит для индивидуальных и групповых занятий всех возрастных групп детского сада. Из опыта 1 кг, хватает на 4-х детей 3-4 лет и на 3-х детей 5-7 лет.
В конце своего выступления предлагаю вам, посмотреть фрагмент занятия с детьми второй младшей группы.