Виктория Нестеренко
Мастер-класс «Развитие речи через сенсорные игры с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс «Развитие речи через сенсорные игры с детьми раннего возраста»
Воспитатель: В. А. Нестеренко
Актуальность:
Работая с детьми на протяжении длительного времени, я пришла к выводу о том, что речевое развитие детей с каждым годом снижается. Прогнозы специалистов тревожные – количество детей с нарушением речи в ближайшие года будет расти. Плохая дикция, слабый словарный запас, неумение отвечать на вопросы, отсутствие диалоговой речи – это лишь малая часть речевых нарушений.
Публикация «Мастер-класс „Развитие речи через сенсорные игры с детьми раннего возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Причины снижения уровня речевого развития :
Общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук (то, что раньше делали по необходимости, сегодня превращается в пособия и игры – шнуровки, пуговицы, ботинки, крупы и т. д.)
Родители стараются оградить детей от домашних дел – сажают их перед телевизором, компьютером, телефоном, чтобы не мешали. В результате дети меньше говорят.
Дети редко делают что – либо своими руками, т. к. современные игрушки и вещи устроены максимально «удобно» - дети «не видят» мир во всех красках.
Гиперопека родителей – всё делают за ребёнка, в результате нет мотивации и желания делать что – то самому.
Дефицит двигательной активности детей. Дети мало гуляют.
Родовые травмы, безграмотность родителей не только речевого развития детей, но и развития детей в целом.
Сенсорика от лат. Sensus –«восприятие». Познание окружающего мира начинается с воспроизведения предметов и явлений. Развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие, которое происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа).
Сенсорные игры дают ребё нку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные и вкусовые. Сенсорные игры имеют большое значение для развития речи детей.
Задачи использования сенсорных игр для развития речи детей :
Формирование и закрепление в речи представлений, о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.
Повышение двигательной активности и стимулировании речи с помощью игр, тематических прогулок, досугов.
Создание положительного настроя от упражнений; снятие психологического напряжения через развивающую среду и игры.
Игра:
- Уважаемые коллеги, каждый из нас был маленьким, и наверное помнит, как хотелось потрогать всё новое, прикоснуться, погладить, попробовать – т. е. изучить предмет со всех сторон. Поэтому я предлагаю провести нашу встречу в форме игры.
- Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движения рук и глаз. Вы согласны со мной?
Создание проблемной ситуации. (Выносится мешочек)
-Сейчас я вам предлагаю угадать, что находится в этом мешочке? (Выслушиваются предложения). Вы попали в затруднительную ситуацию, не так ли? Я предлагаю Вам пройти тот путь, который мы проходим с детьми при столкновении с неизвестным предметом. Мы отправимся с вами в путь на паровозике и первая станция «Цветная». На этой станции мы познакомимся с основными цветами и научимся подбирать предметы, подходящие по цвету.
Игра «Цветные гусеницы». Наши гусеницы перепутали свою одежду и нам нужно подобрать по цвету их одежду. В благодарность за нашу помощь, гусеницы оставили нам подсказку: карточку с красным цветом.
Едем дальше.
Остановка «Фигурная». Здесь нас встречают фигуры разной формы. Они приготовили нам интересную игру.
Игра «Разложи фигуры». На этой остановке что – то случилось. Белки прыгали с ветки на ветку и уронили свои орешки. Давайте поможем белкам найти свой орешек: (круг, квадрат, треугольник). Белки говорят нам «спасибо» и дают нам ещё одну подсказку – круг.
Теперь мы знаем, что предмет в мешочке красного цвета и он круглый. Поехали дальше.
Следующая остановка «Ароматная». Давайте попробуем угадать, чем же пахнет? Дети угадывают запах кофе, чеснок, апельсин.
И здесь мы тоже получаем подсказку: конфету. Конфета какая? Сладкая.
Это была конечная остановка. Мы весело прокатились и получили подсказки. Давайте вспомним. В нашем мешочке предмет красный, круглый и сладкий. Пройдя все остановки, нам стали известны некоторые свойства нашего объекта. Давайте мы его потрогаем, чтобы нам было легче догадаться, что это за предмет. Давайте определим на ощупь, какой он.
Закрытыми глазами определяем, что предмет гладкий. Теперь мы можем догадаться, что в мешочке спрятано ЯБЛОКО.
Итак, уважаемые коллеги, мы подтвердили с вами тот факт, что у взрослых и у детей познание неизвестного и речевое развитие проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств. Наиболее полный образ объекта ребёнок получает тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
Спасибо за внимание!