Мастер-класс «Создание мини-музея в коробке»

Олеся Якимова
Мастер-класс «Создание мини-музея в коробке»

Мастер класс для педагогов

«Создание мини музей в коробке"

Якимова Олеся Владимировна,

старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 72»

г. Березники, Пермский край

Цель: ознакомление педагогов с созданием минимузея в коробке в практике работы детского сада.

Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, часы, бумага, ручки.

План мастер-класса:

1. Введение в проблему (5 минуты).

2. Презентация педагогического опыта:

2.1. Теоретическая часть (5 минуты).

2.2. Практическая часть (15 минут).

3. Рефлексия (5 минуты).

Участники мастер-класса располагаются вокруг 4 столов, объединяясь в 4 подгруппы в случайном порядке.

Ход мероприятия:

Введение в проблему:

Добрый день, уважаемые коллеги! Музейная педагогика – одна из актуальных тем современной педагогики. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение новой парадигмы образования – в которой сам ребенок выступает как субъект детских видов деятельности, в процессе которых он познает окружающий его мир (то есть ребенок – не пассивный исполнитель, а творец, созидатель своей деятельности). (слайд: нормативно-правовая база).

Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии. Изначально музейная педагогика подразумевала, прежде всего, сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. Однако в последние годы музейная педагогика в ДОУ в значительной степени изменилась и стала формой работы с детьми и родителями.

Музейная педагогика как технология системно-деятельностного подхода в образовании, создает условия для активной деятельности ребенка через погружение его в специально организованную предметно-пространственную среду. Музеи могут быть разной направленности. (Слайд: Тихеева Е. И. ) Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Елизавета Ивановна Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. Потому и зародилась идея использовать в образовательном процессе ДОУ музеи в коробке.

Презентация педагогического опыта. Теоретическая часть:

Чем же музей в коробке отличается от мини музея в детском саду? (Слайд: определение музея в коробке) (Обсуждение).

Действительно, музей и даже мини-музей это своеобразный набор разных экспозиций, коллекций. Музей в коробке - это музей одного предмета, объекта, явления, обобщающего понятия.

Это обычная коробка с несколькими отделами, в которых расположены материалы и оборудование для разных видов деятельности: например, познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной.

Функцию коробки, может выполнять и сундучок, и чемоданчик, и контейнер подходящей для хранения формы. (Слайд: плюсы музея)

Музей в коробке хорош тем, что он компактный и в тоже время мобильный, его легко можно перемещать в любое место группового помещения и даже дать возможность детям других возрастных групп познакомиться с экспонатами музея. Обычно в музеях трогать ничего нельзя. А вот в мини-музеях в коробке не только можно, но и нужно. Такой музей можно посещать систематически, исходя из организации образовательного процесса, а можно и каждый день. При этом дети имеют возможность самим менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, играть и экспериментировать с ними. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и члены его семьи.

Основная цель музея в коробке (Слайд: принципы работы в музее) создание условий для познавательной и творческой активности ребенка путём включения его в многообразную деятельность музея.

Как вы считаете, что обязательно должно быть в музее в коробке? (Ответы)

Вы думаете в верном направлении. В музее в коробке могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях. Нужно помнить, что тема еще разрабатывается, и пока нет четких, регламентированных правил работы по созданию данных музеев, поэтому содержание музея в коробке ограниченно только фантазией, и возможностями ее авторов.

Но есть обязательный перечень того, что необходимо поместить в музей коробку обязательно (слайд перечень оборудования):

- это конспект ООД/совместной деятельности (или цикл конспектов). Все содержимое музея будет формироваться исходя из практических и образовательных задач конспекта. Чем практическая задача отличается от образовательной? (Ответы) (Слайд содержание коробки);

- перечень содержимого музея, включая перечень экспонатов музея с их описанием;

- сами экспонаты;

- весь сопутствующий материал для изучения темы музея (игры, пособия, материал для художественной деятельности, экспериментирования, аудио и видео записи и т. д.);

- правила поведения при использовании музея в коробке, а также отдельных его объектов. (Например: «В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками; рассмотренные экспонаты нужно положить на место, экспонаты нельзя ломать, можно и даже нужно задавать вопросы и т. д.);

Также специфической чертой мини – музея является его игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что – то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей, т. е. ребенок имеет возможность проявлять активное поведение по отношению к экспонатам, может использовать любое пространство группы для оперирования с таким музеем. Главное – не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. Как вы помните из детской психологии у ребенка практический склад ума. Чтобы лучше усвоить информацию, ему лучше не просто посмотреть и послушать о новом предмете, но и оперировать, поиграть с ним.

Конечно, включение музея в образовательный процесс – дело не такое простое. «Как создать мини музей?», «Где взять экспонаты для экспозиции?», «Как увлечь детей и родителей этой деятельностью, что бы она была интересна всем участникам воспитательного процесса?» Ответы на эти вопросы предполагают большую работу со стороны всех участников образовательного процесса: детей, их родителей, воспитателя.

Важная особенность музеев в коробке – совместное участие в их создании всех участников образовательных отношений, и поэтому он может стать и отдельным проектом детей, родителей и воспитателей. Организацию такого элемента развивающей среды я разбиваю на несколько этапов: подготовительный, практический, обобщающий.

Главная цель подготовительного этапа — выбор темы музея в коробке и определение путей его создания. Как вы считаете исходя из чего выбирается тема мини музея в коробке? (Ответы) Действительно есть несколько путей выбора темы путей (Слайд: подготовительный этап):

-тема планируется с учетом ООП;

-тему определяют дети и родители и обсуждают с воспитателями;

-тема определяется спонтанно по инициативе детей.

Своеобразный девиз, которым можно пользоваться при организации работы в таком музее «Вижу, слышу, действую». (Слайд: практический этап) Поэтому, создавая мини-музей на практическом этапе, нужно продумать, что будет делать ребёнок в данном музейном пространстве. Чтобы дети загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия или что-нибудь сделать своими руками, необходимо организовать их деятельность. Так как ведущей деятельностью дошкольника является игра, то, организуя мини-музей в коробке, нужно предоставить детям возможность играть. Содержание и виды игр обычно зависят от тематики мини-музея. Это могут быть сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, игры с использованием ИКТ и др. Беседы-пятиминутки об экспонатах музея, чтение познавательной и детской художественной литературы, изобразительная и познавательно-исследовательская деятельность, рассматривание и обсуждение наглядно-дидактических пособий, слушание аудиозаписей, просмотр мультфильмов, виртуальные экскурсии. В вечернее время можно поместить музей в раздевалке, где каждый ребенок имеет возможность познакомить своих родителей с экспонатами выставки, рассказать о наиболее понравившихся предметах, вместе выполнить задание

После завершения создания музея в коробке начинается обобщающий/заключительный этап. (Слайд: заключительный этап): Но на этом этапе возможны различные изменения в мини-музее: пополнение или замена экспонатов, изменение в оформлении. А так же на данном этапе возможна презентация данного музея детям других групп, родителям и т. д.

Презентация педагогического опыта. Практическая часть:

Девиз музея «Вижу, слышу, действую». В ходе первой части вы увидели и услышали т. е. немного познакомились с мини музеем в коробке. Теперь давайте подействуем. Мы не дети, поэтому деятельность наша будет носить аналитико-творческий характер. Сейчас мы с вами попробуем создать проект такого музея в коробке, придумав план-конспект ООД по теме.

Как вы думаете, какую тему мы определили, исходя из предложенного слайда (слайд карта пермского края?

Предлагаю объединиться в 4 подгруппы и поработать с конспектами ООД на тему «Пермь»

(каждая группа разрабатывает свой конспект с использованием музея в коробке «Пермь»). Время на работу – 10 минут (песочные часы – визуальное напоминание участникам о времени). Если у вас есть вопросы, с удовольствием на них отвечу. Если вопросов нет, приступайте к работе (участники разрабатывают конспект, ведущий им помогает по мере необходимости)

Рефлексия, подведение итогов

Время вышло, коллеги, и пора представить результат вашей работы.

Я приглашаю группы представить свои конспекты, а затем ответить на вопросы. Как мотивировать детей на создание и дальнейшее использование музея в коробке? Какие вопросы можно обсудить с детьми? Как эти знания применяются на практике? Что дает создание мини музеев в коробке ребенку/родителю/педагогу?

(Обсуждение).

Наш семинар подошел к концу. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о мастер-классе. Насколько его тема актуальна для вас? Будете ли вы внедрять музеи в коробках в образовательный процесс вашей группы? (Обсуждение)

Спасибо, за плодотворную работу

Публикации по теме:

Мастер-класс «Создание книжки-малышки»Мастер-класс «Создание книжки-малышки» .

Мастер-класс «Создание мультфильмов»Мастер-класс «Создание мультфильмов» Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Находкинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Организация мини-музея в детском саду Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном.

Паспорт мини-музея «Подводное царство» СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспортные данные мини-музея 2. Характеристика мини-музея 3. План работы по созданию мини-музея "Обитатели морского дна" 4.

План мини-музея «Цветок» Мини-музей «Цветок» Актуальность: По мнению ученых на земле насчитывается более чем 270 000 разновидностей цветов. И каждый цветок по-своему.

Презентация мини-музея «Горница» Презентация мини музей "Горница" Цель создания мини-музея «Горница" желание познакомить дошкольников с традициями, историей и культурой русского.

Презентация проекта «Создание мини-музея измерительных приборов» Тип проекта: информационно-практическо-ориентированный. Сроки реализации: октябрь – апрель. Участники проекта: - дети подготовительной к.

Создание мини-музея предметов прошлого столетияСоздание мини-музея предметов прошлого столетия В нашем детском саду создан мини-музей предметов прошлого столетия. В нем собраны предметы деревенского быта, экспонаты старины, истории.

Создание мини-музея в рамках обогащения пространственной среды в разновозрастной группеСоздание мини-музея в рамках обогащения пространственной среды в разновозрастной группе Мы с воспитанниками и родителями нашей разновозрастной группы «Фантазеры» структурного подразделения д. Пафнутово детского сада №2 «.

Создание мини-музея «Русская изба» в детском садуСоздание мини-музея «Русская изба» в детском саду «Мой дом — моя крепость!» — сказал мудрец. И был абсолютно прав. Не важно, избушка или дворец Кров дарит, теплом объяв, Под сенью тихой.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • День Победы, 9 мая
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Мастер-класс «Создание мини-музея в коробке»
Опубликовано: 10 октября 2019 в 14:42
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 мая. Всероссийский день посадки леса

Очередной тематический день посвящен озеленению — благородному делу, которым можно выразить свою любовь к природе и оставить свой след на Земле. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий,...

18 мая. День мини-музеев на МААМ

Ежегодно 18 мая музейные работники во всём мире отмечают свой профессиональный праздник – Международный день музеев. Мы тоже часто используем в работе с детьми средства музейной педагогики и обмениваемся...


Горячие темочки