МААМ-картинки

Мастер-класс «Технология коллекционирования как эффективная форма работы с родителями»

ЕЛЕНА ФАДЕЕВА
Мастер-класс «Технология коллекционирования как эффективная форма работы с родителями»

Проект мастер – класса

Название этапа Содержание

Тема Технология коллекционирования как эффективная форма взаимодействия с родителями.

Цель Повышение профессионального уровня педагогов в области использования технологии коллекционирования в работе с родителями и детьми.

Задачи 1. Сформировать профессиональные умения к применению приемов технологии коллекционирования

Публикация «Мастер-класс „Технология коллекционирования как эффективная форма работы с родителями“» размещена в разделах

2. Актуализация личного опыта, взаимообмен педагогическим опытом работы в данной области

3. Вызвать интерес педагогов к данной технологии, поиск новых форм работы и способов применения технологии коллекционирования.

4. Развитие профессиональных умений анализировать результаты деятельности освоения технологии коллекционирования

Участники Педагоги МДОУ № 44

Оборудование Мультимедийное оборудование, презентация PowerPoint по теме МК, коллекции.

Презентация системы работы ФГОС дошкольного образования предъявляет особые требования к взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников. Социальное партнерство семьи и ДОУ необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка.

Организация взаимодействия с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Коллекционирование является одной из самых эффективных технологий для решения поставленных задач и выступает как одна из актуальных форм работы не только с дошкольниками, но и с семьями воспитанников.

Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес».

Для ребенка - это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное занятие - коллекционирование.

Задача взрослых не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. Польза от таких занятий неоспорима.

Во-первых, собирая коллекцию, дети занимаются познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.

Во-вторых, в процессе коллекционирования тренируется память, внимание, интеллект, развивается аккуратность и бережливость.

В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, дети учатся общению. Наконец, коллекционирование, как и любое хобби, украшает жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов детей.

Коллекцию и отдельные объекты коллекции можно использовать в различных видах деятельности:

Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками и со взрослыми в рамках коллекции.

Художественная – изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.)

Игровая - игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры

Трудовая – при оформлении коллекций и размещении объектов, ручной труд.

Продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций).

Так же коллекция может быть использована в качестве развивающей речевой среды, способствующей выполнять следующие задачи:

• расширять представления детей о многообразии окружающего мира, предлагая для рассматривания экспонаты коллекций, выставок,

• осуществлять словарную работу, обогащать речевой словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойствами и качества предметов ( например: предметы коллекции – собаки, лошади, коровы – сделаны из разных материалов: ткани, меха, пластмассы, дерева, бумаги и др.)

• знакомить со способами образования слов, упражнять в образовании однокоренных слов (медведь, медведица, медвежонок, медвежий).

В дошкольном возрасте коллекционирование

проходит свой путь развития.

В младшем возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики, а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки.

Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность.

В среднем возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей, (фигурки из киндер – сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки).

В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования.

Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции».

Любая коллекция – это собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка.

Виды коллекций :

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей.

Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка.

Этапы работы :

1 этап (подготовительный)

Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, было проведено родительское собрание, направленное на формирование положительного отношения к данному виду деятельности. Где мы познакомили родителей с классификацией видов коллекционирования и требованиями к созданию коллекций, проводились индивидуальные беседы с целью накопления конкретных представлений о коллекционировании. Было решено какие виды групповых коллекций мы будем собирать в течение года.

2 этап (основной)

Побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования; чтение художественно познавательной литературы,

включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;

работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.

3 этап (заключительный)

организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;

презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом.

Воспитатели применяют коллекционирование, так как это очень привлекательная форма деятельности для дошкольников. Ведь дети очень радуются самому процессу собирательства. Обычно дети способны активно вовлекаться в деятельность по коллекционированию. Дети проявляют интерес к разным предметам, желают узнавать о них как можно больше, что благоприятно сказывается на включение в процесс собирания предметов. Кажется, что тяга к собирательству вложена в сознание детей изначально. К сожалению, со временем, у большинства детей это желание пропадает.

Задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей замечать во всех этих предметах что-то особенное и прекрасное, а также необычное и чудесное.

Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Объекты коллекции не просто хранятся на полке, воспитатели могут их использовать.

Рассмотрим на примере работы с коллекцией игрушек из «Киндер-сюрприза». Научное название данного вида - «КИНДЕРФИЛИЯ»

В чем польза игрушек из шоколадных яиц? Как играть с игрушками из киндер-сюрприза?

Эти коллекционные запасы становятся отличным игровым материалом для малышей от двух лет и старше (вообще возраст, с которого дети начинают играть с игрушками из киндер-сюрпризов, зависит от того, как скоро ребёнок перестаёт тянуть в рот то, что не надо).

Что придумать с игрушками?

Как известно, игрушки в киндер-сюрпризах бывают нескольких типов:

1. Цельные фигурки (кажется, их любят и ценят больше всего, именно они часто становятся объектом коллекционирования);

2. Сборные фигурки (они тоже бывают очень милыми и, как правило, получаются большего размера, чем цельные);

3. Затеи (различные волчки, маленькие пазлы, наклейки, переливающиеся картинки и прочие не очень-то популярные у

пользователей «сюрпризы»).

Впрочем, для игр годятся и те, и другие, и третьи!

Самый очевидный способ игры с фигурками – это включение их в качестве персонажей в сюжетно-ролевую или режиссёрскую игру. Человечки могут поселиться в домиках из кубиков или коробочек, животные – в зоопарке или в лесу, слепленном из пластилина, машинки с успехом выполнят роль городского транспорта, а персонажи сказок и мультфильмов разыграют те сюжеты, о которых забыл написать автор.

Если дома залежался клеевой пистолет, тогда стоит подумать ещё о таком использовании фигурок: их можно приделать к деревянным тонким палочкам и использовать как актёров кукольного театра.

В качестве фишек для настольных игр-ходилок игрушки из киндер-сюрпризов тоже подойдут!

Обучающие игры – это ещё один удачный вариант использования фигурок из киндеров.

Предлагаем вам такие игры:

«Что пропало?»

Ставим на стол или на пол несколько фигурок, ребёнок смотрит на них несколько секунд и отворачивается. В это время мы убираем одну или несколько игрушек, а малыш пытается угадать, какие из них исчезли.

«Что изменилось?» Опять берём 3-5 фигурок, ставим в рядок и просим ребёнка запомнить. Затем ребёнок должен закрыть глаза, а мы меняем местами 2 фигурки. Задание: что изменилось? Развивает внимание и память.

«Последовательность» Перед ребёнком ставят игрушки в произвольном порядке (кучкой) и говорят, что они идут на день рождения к, например, Лисичке. После этого, называют в каком порядке они идут (первым пошёл мышонок, за ним волк, потом заяц и т. д.). Ребёнок, прослушав порядок – раскладывает его.

«Найди клад» Берём несколько фигурок и коробку (тарелку, тазик) с сыпучим материалом (песок, манка, гречка). Показывает ребёнку фигурки, а потом прячем их в коробке, закапываем. И предлагаем найти, откопать. По ходу игры интересуется, все ли игрушки найдены? Какой не хватает? Развивает внимание, память, является сенсорным стимулятором.

«Что в мешочке?» Берём непрозрачный мешочек, пакет. И кладем в него 2-3 фигурки. Предлагаем малышу на ощупь определить какие игрушки лежат в мешке. Развивают мышление, оказывает сенсорную стимуляцию и развивает мелкую моторику.

«Из какой сказки?» Берете одну фигурку, например лисичку, мишку, зайку и предлагает ребёнку вспомнить в какой сказке (мультике) встречается данный персонаж. Если играете с группой детей, то можно предложить соревнование, кто больше сказок вспомнит. Развивает память, мышление.

«Путанка» Возьмите 3 непрозрачных стаканчика. Под один из них спрячьте фигурку. А затем повертите стаканчики, чтобы запутать ребёнка. Приговаривайте таинственным голосом: Кручу-верчу запутать тебя хочу! Предложите угадать, под каким стаканчиком игрушка. Можно играть на счёт, после пяти успешных отгадок, предложите приз. Развивает внимание.

«Прятки» Возьмите несколько фигурок, покажите ребёнку и спрячьте в заранее оговоренной пространстве комнаты. А затем предложите ребёнку найти фигурки. Можно помогать, приговаривая

«Горячо-холодно». Развивает внимание, память, пространственное мышление.

«Мокрые игры» Понаблюдайте с ребенком, какие игрушки плавают, а какие тонут, расскажите, почему так происходит. Можно вылавливать фигурки сачком, получится ролевая игра в Рыбака. Игра расширяет кругозор ребёнка, помогает изучить свойства предметов.

Изучаем цвета.

Подбираем фигурки одного цвета – выискиваем в общей куче фигурок все оранжевые, все синие, все зелёные. Если эта задача слишком проста, тогда можно искать игрушки, в которых есть 2 или 3 цвета сразу. Или устроить игру: наклеить на игральный кубик бумажки разных цветов, бросать его по очереди и выбирать из общей кучи фигурки соответствующего цвета по принципу «Кто быстрее?» Пусть выиграет тот, кто наберёт больше фигурок!

Найди лишнюю фигурку.

В ряд, состоящий из животных Африки, можно поставить белого медведя, в ряд оранжевых фигурок – зелёную, в ряд персонажей из одной сказки – персонажа из совсем другой. Задача малыша – отыскать лишнюю игрушку.

Группируем фигурки по общим признакам и находим их название.

Например, группа из кучи машинок, вертолетиков и поездов – это транспорт. Задачу можно усложнить: разделить большую группу на несколько маленьких, в том же транспорте выделить железнодорожный, автомобильный и воздушный.

Придумываем историю.

Отличное упражнение для развития речи и творческих навыков. Можно выставить 2-4 фигурки и придумать про них сказку: одно предложение говорит мама, второе – ребёнок. Можно слегка изменить правила и придумывать сказку так, как вам удобно.

Играем в игрушки – читаем книгу.

Некоторые серии фигурок сделаны по мотивам известных книг: в продаже есть шоколадные яйца с персонажами муми-троллей, фигурки из книжки «Волшебник Изумрудного города». Собирание такой коллекции – хороший повод познакомиться с литературным произведением.

Игра «Успей-ка»

Игра развивает внимание, моторику, ориентировку в пространстве.

Игры с несколькими детьми. На ковре раскладывают киндер-игрушки по количеству - на 1 меньше детей. Дети под музыку ходят по кругу. Когда музыка прерывается, они быстро берут игрушки с ковра. Кому не хватило – выбывает из игры. Игра повторяется до тех пор, пока не останется 1 участник – победитель.

Поставьте несколько игрушек в ряд и предложите ребенку отгадать загадку – о ком из этих персонажей идет речь. Например:

Пьет бензин как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)

Игра «Достань игрушки».

Игра развивает моторику, глазомер.

В таз или ведёрко наливают воду, на дно кидают киндер-игрушки. По команде дети с помощью сачков или глубокими ложками достают игрушки. Выигрывает тот, кто достал больше игрушек.

Настольная игра. Игрушки от киндер-сюрпризов могут быть фигурками для настольных игр. Одну из них для начинающих игроков можно сделать самому. На листе бумаги рисуете цифры в кружочках от начального пункта к финишу. По дороге дорисовываем травку, других животных, домики, деревья. Задача – перебраться на другую сторону как можно быстрее, выполняя по дороге различные задания.

Играем с географией. Если у вас дома есть карта, положите ее на пол и расселите жителей по материкам. Например: пингвины заберутся в Антарктиду, кенгуру в Австралию, слоны – в Африку и т. д. поселившим на своей территории, рассматриваем местность – холодно здесь или жарко, кто еще живет, что растет. Животные могут ходить к друг другу в гости, а хозяин рассказывать гостю о той местности, где он проживает.

Игры с буквами. Для этой игры понадобится кубик с буквами. Если такого нет, сделайте его сами, наклеив буквы на стороны кубика. Бросаем кубик. Выпала, например, буква М. Скажите крохе: «Это буква М. Что же у нас начинается на эту букву?» Вместе с ребенком выбираем машину, мишку и т. п. героев из множества игрушек.

Социоконструкция Все участники МК делятся на группы (выбирают одну из коллекций). Формируется 3 группы.

Каждой группе дается задание:

1. Дать интересное название своей коллекции.

2. Определить задачи (Зачем собираем)

3. Продумать, как можно использовать коллекцию с детьми в разных видах деятельности (Как играем).Придумать по 3 игры.

Каждая группа объясняет выполнение своего задания.

Рефлексия Вывод: Таким образом, задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей замечать во всех этих предметах что-то особенное и прекрасное, а также необычное и чудесное.

Если предметы коллекции нельзя взять в руки, поменять местами и провести с ними иные манипуляции, то такая коллекция перестает быть интересной.

Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми.

Включение родителей в совместную деятельность сплачивает детско – родительский коллектив, совместная познавательная деятельность объединяет. Работа в данном направлении показала,что во многих семьях началась работа по собирательству коллекций (сувенирные машины, киндерфилия, фантики (ксерофилия), значки (фалеристика), открытки (филокартия) .

Педагоги делятся опытом по созданию собственных коллекций.

В завершение просматривается презентация «Удивительное коллекционирование» .

Делается вывод о необходимости сбора групповых коллекций в каждой группе.

Публикации по теме:

Презентация «Мастер-класс как форма работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении» «Мастер-класс как форма работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении» Цель: вовлечение родителей в воспитательно - образовательный.

Опыт работы ДОУ «Квест-технология как наиболее эффективная форма взаимодействия с семьями дошкольников» Работа с семьями дошкольников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Положительных результатов в решении этой проблемы можно.

Лэпбук как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Исследования Н. Г. Лаврентьевой,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Социо-игровой стиль работы с дошкольниками как эффективная педагогическая технология» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Мастер-класс для педагогов «Социо-игровой стиль работы с дошкольниками как эффективная педагогическая технология» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению.

Мастер–класс для учителей литературы «Литературный клуб как эффективная форма работы с одарёнными детьми» Одной из важнейших проблем современной школы является совершенствование индивидуальных, творческих способностей обучающихся, что предполагает.

Методическая разработка «Фасилитация как эффективная форма работы по взаимодействию детского сада с семьей» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее.

Реферат «Подвижные игры как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Мастер-класс как форма работы с родителями Статья "Мастер-класс, как форма работы с родителями». В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое.

Технология коллекционирования — эффективная форма взаимодействия с родителями Педагогическая статья. Опыт работы. Тема: «Технология коллекционирования – эффективная форма взаимодействия с родителями» Автор: Гривко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Технология коллекционирования как эффективная форма работы с родителями»
Опубликовано: 1 мая 2019 в 16:04
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД