Папки-передвижки

Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем в процессе автоматизации звуков у детей с ОВЗ

Наталья Шатовкина
Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем в процессе автоматизации звуков у детей с ОВЗ

Н. В. Шатовкина, логопед ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова»; М. Г. Бутакова, педагог-дополнительного образования ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова»

Если говорить вам сложно-

музыка всегда поможет!

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем в процессе автоматизации звуков у детей с ОВЗ» размещена в разделах

В мастер-классе представлен опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с музыкальным руководителем в процессе автоматизации звуков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мастер-класс адресован

Учителям-логопедам, дефектологам, музыкальным руководителям.

Цель:

создание условий для практического взаимодействия учителя – логопеда и музыкальным руководителям в процессе речевой коррекции.

Задачи:

- расширить представление о необходимости сотрудничества в форме - ребенок-логопед- музыкальный руководитель;

- обобщить знания о взаимосвязи развития речи и музыкальных способностях детей.

-познакомить участников мастер - класса с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков на музыкальных занятиях;

- упражнять в применении приемов автоматизации звуков.

Участники мастер - класса:

Н. В. Шатовкина; педагог-дополнительного образования М. Г. Бутакова; участники IV-ой межмуниципальной конференции по теме «Социализация и индивидуализация в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья».

Оборудование: Компьютер, мультимедиа, музыкальный центр, раздаточный материал.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы представим мастер-класс,

по теме: «Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем в процессе автоматизации звуков у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Основная проблема развития детей с ОВЗ - это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда - возникновение эмоциональных проблем у таких детей : страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность.

К данной категории относятся лица, которые имеют дефекты в развитии, как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни.

Существует педагогическая классификация нарушений. Она состоит из следующих категорий детей.

- Мы хотим Вам предложить, чтобы Вы вспомнили, какие существуют категории детей ОВЗ :

-глухие (слабослышащие и позднооглохшие) дети

-слепые (слабовидящие) дети

-дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

-дети с задержкой психического развития (ЗПР)

-дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)

-дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.

Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние.

Принципы обучения:

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:

1. Психологическая безопасность.

2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.

3. Единство совместной деятельности.

4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.

Из опыта работы мы видим, что в коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют тесное взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения.

Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения музыкальных занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны - устраняют нарушенные речевые функции, а с другой - развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать :

• структуру речевого нарушения ребенка;

• осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

• закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;

• всесторонне развивать личность дошкольника.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Работа в группах

-Давайте с вами подумаем, какие задачи мы можем, отнесем к

• Оздоровительными

• Образовательно-воспитательные

• Коррекционные

Сраовершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание.

Развивать артикуляционный аппарат.

Формировать просодические компоненты речи.

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

(Раздаточный материал)

Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в учреждении. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми ОВЗ.

Формы совместной деятельности:

взаимообмен данными диагностики;

• координированное планирование совместной деятельности;

взаимопосещение логопедических и музыкальных занятий;

• участие в педагогических советах;

• оформление документации по взаимодействию;

• итоговая аналитическая отчётность

Виды взаимодействия музыкального руководителя с учителем-логопедом :

• совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара;

• участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий;

• составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д. ;

• выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи;

• план взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год;

• использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, считалок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа

Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя предполагает улучшение психологического климата в коллективе детей с ОВЗ :

• снижается двигательная расторможенность, исчезает неуверенность и скованность, страх перед речью;

• между детьми устанавливается положительный тактильный и эмоциональный контакт, развиваются коммуникативные навыки общения;

• повышается эмоциональная устойчивость, закрепляется положительная самооценка, положительный настрой на своё тело.

Мы видим, что в коррекционно-развивающей работе логопеда и музыкального руководителя много общего.

Таким образом, занятия музыкой в процессе социализации и обучения детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.

Музыка также является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

Практическая часть

Мы рекомендуем на музыкальных, логопедических занятиях использовать игровые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания; артикуляционного аппарата; автоматизацию поставленных звуков.

1. «Надувные игрушки»

Цель игры: развитие физиологического дыхания, формирование навыков правильного певческого дыхания.

Дети становятся в две шеренги - лицом друг к другу на небольшом расстоянии друг к другу. «Насосики» с напряжением толкают кулачками и выдыхают воздух рывками, как бы накачивая «игрушку»). «Игрушки», сидя на корточках, (стульчиках) постепенно «надуваются». Любимое упражнение детей, т. к. всё это проходит в игровой форме. Дети придумывают, какими игрушками они будут, и «надуваются» при условии, что их «насосики» стараются.

2. Игра «Буквы»

Цель игры: развитие диафрагмального дыхания, четкого произношения звуков.

Показываем детям карточки с буквами «Б», «Т», «Д», «Ж», «Л». И они как - бы выталкивают животом согласные звуки. При этом напрягаются мышцы живота.

Эти упражнения очень эффективны, но надо помнить, что использовать можно на занятии не более одного - двух упражнений и очень осторожно, чтобы избежать перенапряжения и головокружения у детей.

Народный фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с ОВЗ.

С помощью детского фольклора взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них своё воспитательное воздействие.

Дети с удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому, что ребёнок легко заучивает и помногу, раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.

Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности многие потешки можно постепенно превратить в игровые упражнения, в игры со словом, которые помогают работать над согласованием речи с движением, что очень важно для ребенка с речевыми нарушениями.

Как показал, опыт нашей коррекционной работы малые формы произведений народного творчества положительно влияют на развитие речи детей, обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух.

Можно привносить в работу музыкального руководителя и элементы театрализованной деятельности - некоторые произведения можно инсценировать.

3. Потешки, приговорки для проведения артикуляционной гимнастики.

Цель: развитие артикуляционной моторики

Вариант первый: Педагог читает потешки и приговорки, а дети выполняют артикуляционные упражнения.

Вариант второй: дети и музыкальный руководитель пропевает.

Дудочка

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку отдала… (Вытянуть губы вперёд трубочкой)

4. Русские народные прибаутки, попевки,

На выдохе: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру»

Цель: Закрепление правильного произношения.

Вариант первый: проговаривает логопед

Вариант второй: пропевает музыкальный руководитель

5. Потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки

Цель: Автоматизация поставленных звуков

Вариант первый: проговаривает логопед

Вариант второй: пропевает музыкальный руководитель

Скок, сорока,

Скок, сорока,

Слепа с ока,

Крива с бока.

Слепа с ока,

Крива с бока. Дрозд, дрозд, дрозд

Прост, прост, прост

Кован нос,

Железный хвост прост, прост, прост

Ты коси, коси коса,

Ты коси, пока роса.

Роса долой,

Косец домой.

Роса долой,

Косец домой Тары-бары,

Растабары!

У варвары куры стары.

Тары-бары,

Растабары!

У варвары куры стары.

Так же можно использовать, различные игровые упреждения с музыкальными, шумовыми инструментами.

6. Игра «Назови своё имя», «Повтори слово»

Цель: развитие чувства ритма, автоматизация звуков, отработка слогового состава слова.

На вопрос: «Как тебя зовут?» - ребенок берет из рук бубен и отстукивает ритмический рисунок своего имени: Ка-тя, 2 удара, А-ле-на - 3 удара и т. д. просим простучать ласкательный вариант имени - Катенька, Аленушка.

Просим ребенка, проговорить и отстучать слова в уменьшительно-ласкательной форме (шишка, шалаш, шапка, шутка, кошка, шар, шоколад, шарф, шкаф, мишка, шалун и т. д.)

Ценность этих игр в том, что в них может принимать участие каждый, даже тот, кто почти не говорит. Для этой игры мы используем музыкальные, шумовые инструменты.

7. Игра на шумовом инструменте «Стиральная доска»

Цель: Закрепление правильного произношения

Ребё нок проговаривает заданный слог 5 раз:

РА-РА-РА-РА-РА

РО-РО-РО-РО-РО

РУ-РУ-РУ-РУ-РУ

РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ

РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ

А затем все 5 «песенок» - слогов вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

8. Музыкальная игра с элементами театрализации «Пошла Коза по лесу»

Цель: автоматизация поставленных звуков

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

Давай, коза, похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем….

Дети встают в круг и повторяют движения и слова ведущего в кругу. Ведущим в игре может быть ребенок. На карточках написаны слоги, педагог показывает, ведущий проговаривает.

Заключительная часть

Уважаемые коллеги, мы продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы мы используем в своей работе и с уверенностью можем сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие.

Таким образом, музыкальный руководитель принимает самое активное участие в коррекционной работе: он помогает логопеду поставить правильное диафрагмально-речевое дыхание, развивает силу, высоту, тембр голоса, автоматизировать поставленные звуки, развивает моторику артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков.

Мы считаем, что эффективность этих игровых упражнений помогает детям с ограниченными возможностями здоровья быть более активно вовлеченными в общий коррекционный процесс, и создают необходимые предпосылки для развития их эмоционально - волевой сферы и социализации.

Литература

1. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» - Волгоград, 2010.

2. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедическиераспевки - СПб., 2005.

3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры - М., 1996.

4. Щербакова Н. И. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. Журнал «Музыкальный руководитель». Издательский дом: Воспитание дошкольника. № 2-3 /2005 год.

5. Интернет ресурсы

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Индивидуально-дифференцированный подход в процессе подготовки к музыкальным театральным постановкам Индивидуально – дифференцированный подход в процессе подготовки к музыкальным театральным постановкам. От форм организации зависит обучение.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

План работы по взаимодействию с музыкальным руководителемПлан работы по взаимодействию с музыкальным руководителем План работы по взаимодействию с музыкальным руководителем в средне - старшей группе «Смешарики» на 2015 – 2016 г. Сентябрь. 1. Познакомить.

План работы по взаимодействию воспитателя с музыкальным руководителем в средне — старшей группеПлан работы по взаимодействию воспитателя с музыкальным руководителем в средне — старшей группе План работы по взаимодействию воспитателя с музыкальным руководителем в средне - старшей группе «Смешарики» на 2016 – 2017 г. Сроки, содержание.

Планирование работы по взаимодействию воспитателя старшей группы с музыкальным руководителемПланирование работы по взаимодействию воспитателя старшей группы с музыкальным руководителем План работы по взаимодействию с музыкальным руководителем в средне - старшей группе «Смешарики» на 2017 – 2018 г. Сроки, содержание. Сентябрь. 1.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Загадки-добавлялки для автоматизации звуковЗагадки-добавлялки для автоматизации звуков Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложены карточки на загадки Куликовской Т. А. для автоматизации звуков С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем в процессе автоматизации звуков у детей с ОВЗ
Опубликовано: 2 февраля 2020 в 17:46
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД