Получи документы

Мастер-класс «Экспериментирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Ирина Ткаченко
Мастер-класс «Экспериментирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию творческих способностей посредством экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

• Повысить профессиональное мастерство педагогов.

• Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.

Публикация «Мастер-класс „Экспериментирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

• Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

• Рефлексия собственного профессионального мастерства по теме мастер - класса.

Разминка «Устами младенца»

• Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по - разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).

• Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ)

• Она делает большими предметы, у неё есть стекло с пузырьками и ручка.

Всё маленькое становится большим и даже точки и звёзды, если смотреть в неё. (ЛУПА)

• Мы с удовольствием отдыхаем в ней.

Без неё всё становится грязным и некрасивым.

Без неё не могут жить животные и растения. (ВОДА)

Общие сведения по теме самообразования

Актуальность. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе развития, так как оно развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через экспериментально — исследовательскую деятельность. ФГОС ДО предъявляет высокие требования к созданию условий развития ребенка, открывающих возможности для личной инициативы и формированию творческих способностей, и определяет познавательно — исследовательскую деятельность как сквозной механизм развития ребёнка. Поэтому, развитие творческих способностей, в том числе зависит от экспериментирования и является актуальным в образовательном процессе

В данном направлении работали следующие исследователи: Л. С. Выготский, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, А. И. Савенков и другие. В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков обобщил свой педагогический опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования и пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Как метод обучения, экспериментирование предлагали в своих работах такие известные педагоги, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.

Теоретические аспекты в организации экспериментирования с различными материалами дают основание сделать вывод о том, что такие формы работы являются неотъемлемой частью развития творческих способностей и познавательного интереса ребёнка. В настоящее время детское экспериментирование и его практическое применение, широко отражено в работах О. В. Дыбиной и А. И. Савенкова.

Цель: Создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы творческого развития.

Задачи:

- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

- обогатить развивающую предметно-пространственную среду оборудованием для экспериментирования, дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями, обеспечивающими развитию творческих способностей детей;

- подобрать и изготовить картотеки опытов и экспериментов с материалами, которые можно использовать в изобразительной деятельности пользуясь нетрадиционными техниками рисования с описанием их проведения;

- способствовать развитию творческого воображения, умения и навыков старших дошкольников посредством экспериментирования с различными материалами;

- развивать компетентность родителей в вопросах развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

Слайды о проделанной работе с детьми.

В группе создан центр экспериментирования и творческого развития, где воспитанникам предоставляется свобода выбора для исследовательской и творческой деятельности. С помощью родителей в группе создана мини-лабораторию, оснащённая всеми необходимыми материалами и оборудованием для проведения детских опытов и экспериментов. Здесь: приборы-помощники (увеличительные стёкла, весы, песочные часы, магниты, микроскоп); природный материал (камушки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена, спил и листья деревьев, птичьи перья); бросовый материал, медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, шприцы (без игл, резиновые груши); измерительный материал (метр, линейка, мерные стаканчики, условные мерки, безмены, весы).

Детское экспериментирование позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения, а в итоге создавать творческую личность.

Практическая часть.

Получение нового цвета.

Во время этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух цветов: желтого и синего.

Для этого понадобится:

Три стакана, пищевые красители, две салфетки

Возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй - в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.

«Хроматография цвета»

Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли? Попробуем разложить цвета на составляющие.

Для этого нам понадобится: салфетка, фломастеры, стакан с водой

В двух сантиметрах от края рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Бумагу достаем и подвешиваем вертикально.

Объяснение:

Вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но разные частицы краски двигаются с различной скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, мы можем узнать, с помощью каких цветов получен конкретный оттенок. Этот метод называется хроматографией и широко используется в промышленности и научных лабораториях для разложения веществ на составляющие. Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, можно посмотреть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета. Хочу отметить, что фломастеры разных производителей могут вести себя по-разному, и могут получиться различные цвета. Из нашего простого опыта можно увидеть, что черный — это не просто черный, а смешение различных цветов.

«Хроматография на ткани»

С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани.

Для опыты нужно: стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки.

На стакан положите ткань, закрепите ее резиночками. Нарисуйте узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капните несколько капель воды из шприца, можно из пипетки. Наблюдаем, как цвета взрываются на наших глазах. Происходят замечательные превращения. Спустя несколько минут можно снять и просушить ткань. Любуемся и наслаждаемся результатом.

«Радуга»

Оборудование: салфетки (обычные сухие и влажные) — лучше брать белые, простой карандаш, линейку, ножницы, фломастеры цветов радуги, стакан с водой.

Сначала нарезаем салфетки полосками 3-4 см шириной. От края полоски отступаем 4-5 см, и фломастерами рисуем небольшие точки (или полоски, располагая цвета друг за другом как на радуге. Теперь полоску салфетки погружаем в стакан с водой вниз точками, так, чтобы точки воды не касались.

И наблюдаем, что получается. Радуга поднимается по салфетке вверх!

Вывод: Бумага, также как и растения имеет волокнистое строение. И вот по этим волокнам (капиллярам растения) вода поднимается вверх. Чем тоньше волокно, тем выше и быстрее поднимается вода.

Рефлексия по результатам совместной деятельности.

Уважаемые коллеги! Прошу Вас высказать свое мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня мастер – класса.

1. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками?

2. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса?

3. Полезна ли была вам информация мастер – класса?

Прикреплённые файлы:

master-klas_2l5m7.pptx | 2143,57 Кб
 
Публикации по теме:

Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возрастаБумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный возраст – благоприятный.

Личностно-ориентированная технология как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста по ФГОС Аннотация: Доклад раскрывает сущность использования нетрадиционных техник при обучении дошкольников творчеству, мастерству и развитию одаренности.

Музыкально-ритмическая, танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возрастаМузыкально-ритмическая, танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Каждый ребёнок в потенции творец всяких, в том числе и эстетических, ценностей: строя домики, он проявляет своё архитектурное творчество,.

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс «Экспериментирование как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста». Цель: Повысить уровень знаний.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей» «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей» В истории педагогики проблема творчества всегда была.

Мастер-класс «Фоамиран как средство творческих способностей детей дошкольного возраста» Мастер класс «Фоамиран, как средство развития творческих способностей, детей дошкольного возраста» Актуальность темы: Занятие декоративно.

Мастер-класс «Фольклор как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей. Задачи:.

Мастер-класс «Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития творческих способностей детей»Мастер-класс «Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития творческих способностей детей» Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста – задача родителей и педагогов. Творческие способности детей-дошкольников.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей старшего возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Артамонова Татьяна Васильевна. Сегодня я хочу представить опыт работы по теме: «Пластилинография.

Экспериментирование как средство развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ Экологическое воспитание на сегодняшний день не является основным направлением развития детей дошкольного возраста, однако оно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Экспериментирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 августа 2019 в 17:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД