Наталья Фотина
Математика с элементами экспериментирования «Числовой ряд»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Числовой ряд.
Цель:
1. Дидактическая - формировать представление о числовом ряде.
2. Развивающая – развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение, аналогию.
3. Воспитательная - формирование опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.
Задачи:
1. Закрепить умение считать до 5-ти, соотносить цифры 1-5 с количеством, формировать опыт обратного счета от 5 до 1.
2. Формировать у дошкольников умения определять затруднения и понимать их причины.
Публикация «Математика с элементами экспериментирования „Числовой ряд“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
3. Формировать умения проводить совместно с воспитателем и сверстниками экспериментальную деятельность.
Материалы к занятию :
Демонстрационный: бутылочки с водой, карточки с нарисованными рыбками 5 штук. Нарисованный аквариум, цифры от 1 до 5.
Раздаточный: карточки с рыбками от 1 до 5, карточки с цифрами от 1 до 5, карточки с нарисованными бутылочками (на каждого ребенка).
Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя, обращая внимание детей на письмо:
- Ребята посмотрите, что нам прислали? Как вы думаете, что это?
- От кого это письмо? Ребята, а что может быть написано в этом письме?
- Давайте мы с вами откроем и прочитаем.
- Читает: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам волшебные математические рыбки. Помогите нам расселиться в новые аквариумы и устроить праздник новоселье!» Поможем, ребята, рыбкам?
Воспитатель предлагает детям отравиться в волшебную страну и помочь рыбкам расселиться по своим домикам и устроить новоселье.
2. Актуализация имеющихся знаний.
Дети садятся за столы, на которых стоят бутылочки с водой. Воспитатель рассказывает детям сказку:
- Жили-были волшебные математические рыбки.
Показывает карточки детям.
- Жили они семьями. Семьи были разными.
Воспитатель показывает по одной карточке, но не по порядку.
- Сколько рыбок было в этой семье?
Дети считают, согласовывая числительное с существительным в роде: одна рыбка, пять рыбок и т. д. (можно хоровой счет и счет по очереди).
- Решили рыбки поселиться на одной улице. Ребята, скажите мне, как обычно стоят дома на улице?
- Посмотрите, ребята вот бутылочки. Пусть это будут аквариумы для наших рыбок (бутылочки стоят в разном порядке).
- А как можно наши аквариумы для рыбок поставить по порядку?
- Давайте я вам помогу. Пусть вот этот аквариум будет первым. Посмотрите, здесь уровень воды низкий.
- А теперь расставьте все аквариумы по порядку.
Без обозначения цифрами.
- Дома готовы к заселению. Расселите теперь своих рыбок по аквариумам.
Воспитатель предлагает для каждого ребенка карточки с нарисованными бутылочками в ряд и карточки с рыбками.
- Какая семья, в каком аквариуме-бутылочке будет жить? (Ответы детей)
При затруднении детей предложить помощь:
- Найдите самую маленькую семью. Сколько там рыбок?
- В какой аквариум ее поселить? Почему?
- Как вы думаете, какая семья должна жить во втором аквариуме? Попробуйте дальше сами расселить всех остальных рыбок.
Дети раскладывают свои карточки с рыбками к аквариумам (количество рыбок напрямую зависит от уровня воды в аквариуме).
3. Создание проблемной игровой ситуации.
3.1. Игра «Рыбки и щука».
- После полного расселения захотели рыбки погулять. Но ведь потом надо вернуться в свои аквариумы обратно, как им запомнить свои дома?
Если дети затрудняются, обратиться к их жизненному опыту и наблюдениям: на улицах наши дома имеют номера, чтобы мы, зная свой адрес, не заблудились.
- Тогда что надо сделать аквариумам для рыбок?
- Как расставить номера? (По порядку)
Воспитатель выдает детям карточки с цифрами от 1 до 5 на каждого ребенка. Совместно на демонстрационному ряду бутылочек расставляют числовой ряд.
Дети сдвигают карточки с аквариумов и перемешивают их.
- Ну, вот теперь можно и погулять рыбкам!
Воспитатель показывает пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла
Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.
Две ладошки вместе изображают плавательные движения.
Хлопают в ладоши
Ладони поочередно сжимаются в кулак.
Плавное движение каждой ладонью
Хватательные движения “щепоткой
Плавные сходящиеся и расходящиеся движения обеими руками
- Вдруг рыбки увидели большую щуку. Испугались и поплыли обратно к своим аквариумам.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что рыбки должны попасть в свои аквариумы.
Дети самостоятельно расселяют своих рыбок в аквариумы, в которых они были сначала.
- Кто смог расселить рыбок в те же аквариумы, что и сначала?
- Молодцы! Назовите количество рыбок в каждом аквариуме по порядку.
- А теперь пройдитесь по улице от начала и до конца; а теперь, от конца до начала (с опорой на демонстрационный ряд).
Прямой счет от 1 до 5 и обратный – от 5 до 1.
4. Включение нового знания в систему знаний.
4.1. Игра «Прятки»
Дети встают из-за столов и подходят к доске, где нарисованы аквариумы.
-А вот здесь есть улица, на ней живут рыбки, которые предлагают вам поиграть в прятки.
Воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает число, например, в котором живет число 3.
- Какое число спряталось?
- Почему ты думаешь, что спряталось число 3? (Потому что после числа 2 идет 3).
Игра проводится несколько раз, после определения каждого числа дети объясняют свое решение.
4.2. Динамическая пауза
- Поселившись в аквариумы, рыбки решили организовать праздник - новоселье. Мы на этот праздник попадем, если поплывем на корабле:
Динамическая пауза «Теплоход»
От зеленого причала оттолкнулся теплоход.
Раз, два – он назад шагнул сначала.
Раз, два – а потом шагнул вперед.
Раз, два – и поплыл, поплыл по речке.
Набирает полный ход. Поднимаются со своих мест.
Делают шаг назад.
Делают шаг вперед.
Волнообразные движения руками.
Ходьба на месте.
4.3. Игра «Бутылочный оркестр»
Дети садятся за столы.
- Наши волшебные рыбки просят нас помочь сделать слаженный оркестр. В мире много различных музыкальных инструментов. Звук можно получить практически из любого предмета, но не каждый звук превращается в музыку (постучать по столу, пошелестеть бумагой, позвонить в колокольчик).
- Да и не все инструменты и предметы подойдут для оркестра в воде (продемонстрировать на примере в воде). Как можно превратить наши бутылочки в музыкальные инструменты? Что для этого можно сделать? (Разные варианты ответов детей и прийти к ответу «Постучать»).
Воспитатель ставит 2 бутылочки.
- Давайте постучим по одной бутылочке, слышите, как она звучит? Теперь постучим по другой. Одинаково звучат? (Дети предполагают).
-Почему звучат по-разному?
Сравнить в случае затруднений детей:
- Бутылочки у нас одинаковые? (сравнить по форме, цвету).
- Но что у них разное? (в бутылочках разное количество воды).
- Как еще можно получить звук из наших волшебных бутылочек? (Ответы детей).
- Давайте я вам подскажу.
- Я аккуратно подую на горлышко бутылочки….(дует). И мы с вами услышим интересный звук. Давайте попробуем подуть на другую бутылочку. Что будет со звуком? (он будет другим.)
- Как вы думает почему?
- Давайте послушаем, как звучит каждая бутылочка (Дуют).
- Как вы думает, почему каждая бутылочки звучит по-разному? (Дети самостоятельно предлагают разные варианты ответов).
Вывод воспитателя после всех ответов детей:
- В наших бутылочках налито разное количество воды, посмотрите, в первой мало, а в последней много. Регулируя количество воды в бутылочках, мы меняем и количество воздуха. Чем меньше воды, тем более высокий звук мы получаем.
- Давайте мы с вами попробуем подуть.
- Устроим праздник рыбкам? Подуем и постучим в волшебные бутылочки (Бутылочный оркестр).
5. Итог занятия. Рефлексия.
- Кому и чем мы сегодня смогли помочь? И как помогли?
Воспитатель обращается к детям по имени: чем помог? А что для тебя было самым интересным? А в чем возникли затруднения?