Татьяна Зыкина
Материал по автоматизации звука [Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Закрепить дыхательную гимнастику:
- «Согреем-остудим ладошки».
Чередование горячей и холодной воздушной струи.
- «Фокус». Дуть тёплой воздушной струёй на полоску бумаги придерживая её пальчиком у лба. Язык широкий, круглый в форме чашечки выводим изо рта. Бумажная полоска должна подлететь вверх, если упражнение выполнено
правильно.
- «Снегопад». На нос ребёнку положить кусочек ваты. Сдуть тёплой воздушной струёй с широкого круглого языка. Вата должна подлететь вверх, если упражнение выполнено правильно.
Закрепить артикуляционную гимнастику:
- Чередование «Бегемотик — Слоник».
Публикация «Материал по автоматизации звука [Ш]» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
- «Помесим тесто».
- «Блинчик».
- «Маляр».
- «Чашка».
- «Вкусное варенье».
- «Грибок»
Дыхательные упражнения: «Фокус», «Снегопад».
Артикуляционные упражнения для шипящих звуков :
«Чашечка», «Грибок», «Блинчик», «Маляр»,
«Помесим тесто», «Расчёска», «Лошадка».
Уточнение артикуляции звука «Ш» :
ПРАВИЛО - чтобы сказать звук «Ш» НУЖНО:
Губы - «Окошко»,
Зубы — сближены,
Язык - «Чашечкой», поднять вверх, прижать бока языка к
верхним коренным зубам. Дуть тёплым ветерком в «Чашечку».
Изолированное произнесение звука «Ш» :
змейка ползёт и шипит- «ш-ш-ш-ш».
ветер шумит - «ш-ш-ш-ш».
Упражнение «Отложи кружок»
(когда услышишь звук «Ш», отложи кружок)
Ш, Н, Ш, Ш, П, Р, Ш, Ш, К, С, Ш, В, С, П, Ш.
Автоматизация звука «ш» в слогах:
Будь внимателен, (повтори точно).
ша-шо-шу-ши аш-ош-уш-ыш
шо-ша-шу-ше яш-ёш-юш-иш
шу-ша-ше-ши аш-яш-уш-юш
ше-шо-шу-ши яш-аш-юш-уш
ши-ша-шо-шу аш-уш-ош-аш
Добавь нужный слог «ша», «ши» :
Ма___ Ната___ мы___ хоро___
Да___ ва___ малы___ ланды___
Па___ на___ ды___ ков___
Ми___ пи___
Подбери красивые слова к слову
кошка (какая) - ___
Дыхательные упражнения: «Фокус», «Снегопад».
Артикуляционные упражнения для шипящих звуков :
«Чашечка», «Грибок», «Блинчик», «Маляр»,
«Помесим тесто», «Расчёска», «Лошадка».
Уточнение артикуляции звука «Ш» :
ПРАВИЛО - чтобы сказать звук «Ш» НУЖНО:
Губы - «Окошко»,
Зубы — сближены,
Язык - «Чашечкой», поднять вверх, прижать бока языка к
коренным зубам. Дуть тёплым ветерком в «Чашечку».
Изолированное произнесение звука «Ш» :
Змейка ползёт и шипит- «ш-ш-ш-ш»…
Автоматизация звука «ш» в слогах
(Каждый день пой со Змейкой её любимые ритмичные песенки)
ша-ша, ша-ша-ша ша-ша-ша, ша-ша
шо-шо, шо-шо-шо шо-шо-шо, шо-шо
шу-шу, шу-шу-шу шу-шу-шу, шу-шу
ше-ше, ше-ше-ше ше-ше-ше, ше-ше
ши-ши, ши-ши-ши ши-ши-ши, ши-ши
Игра «Подарки для Змейки»
(Отбери из названных слов слова со звуком «Ш» и подари их Змейке. Определи, где спрятался звук «Ш» в этих словах (в начале, середине
или конце слова)
Слон, шахматы, замок, маска, подушка, флажок, чайник,
карандаш, санки, шапка, щетка, шоколад, насос, брошь.
Проговори каждое найденное слово как чистоговорку:
Ша-ша-ша-шахматы уш-уш-уш- подушка
Аш-аш-аш- карандаш ша-ша-ша- шапка
Шо-шо-шо- шоколад ош-ош-ош- брошь
Артикуляционные упражнения для шипящих звуков :
«Погреем руки», «Снегопад», «Чашечка», «Грибок»,
«Блинчик», «Маляр», «Помесим тесто», «Расчёска»
Закрепить правила для произношения звука «Ш» :
- Губы слегка вытянуты и округлены, зубы заборчиком со щелью,
Язык поднят вверх, к твёрдому нёбу, образует с ним щель,
Боковые края прижаты к верхним коренным зубам, воздух - тёплый,
Струя направлена по середине языка вверх.
Автоматизация звука «ш» в словах:
Повтори. Чётко проговаривая звук -Ш-.
Ша-ша-ша - шапка шу-шу-шу - шутка
Ша-ша-ша - шампунь шу-шу-шу - шуба
Шо-шо-шо - шоколад ши-ши-ши – шина
Шо-шо-шо - шёпот ши-ши-ши – шило
Шалун, шинель, шина, шипы, шиповник, шило, шоколад, шея, шуба, шумовка, шайба, шахматы, шавка, шампунь, шпалы, шпагат, штанга, штык; мышонок, машина, галоши, кошелёк, каша, уши, мешок, пушок, мишень, капюшон, колышек, пшено, ошейник, ушанка, башня, кошка, вишни, камешки, катушка, подушка, хлопушка, шишка, кадушка, плюшка, пушка; душ, мышь, ковш, тушь, малыш, ландыш, шалаш, голыш, клавиш.
Измени слова: есть нет
мыши ___
штанги ___
уши ___
мешки ___
подушки ___
Подбери нужные слова:
мышь (что делает). кошка (что делает) -.
Артикуляционные упражнения для шипящих звуков :
«Погреем руки», «Снегопад», «Чашечка», «Грибок»,
«Блинчик», «Маляр», «Помесим тесто», «Расчёска».
Автоматизация звука «Ш» в словах:
Шапка, шахта, шанс, шаман, шагать, шуба, шум, шут, шутка, шумный,
шутник, шина, шипы, шиповник, шифон, шипеть, шимпанзе, шов, шок, шёпот, шея, шелест, шептать, шевелить.
Мышата, мешать, дышать, ушанка, мешок, пушок, петушок, капюшон, дыши, ошибка, ушиб, тишина, кушетка, ошейник, мишень, квашеный, наш, ваш, дашь, мышь, камыш, душ, тушь, ешь, пьёшь, финиш, пунш,
карандаш, шалаш, ералаш, ландыш, малыш.
Определить место звука «Ш» (начало, середина, конец) в словах.
Игра «Назови ласково» :
Изба – избушка,
доля -.
поле -.
воля -.
дума -.
кума -.
мать -.
хозяйка -.
Автоматизация звука «Ш» в словосочетаниях:
Пушистая кошка. Душистый ландыш. Шумные мышата.
Мешок с картошкой. Смешная шутка. Ушастый мишка.
У машины шины. Шёлковая рубашка. Небольшой домишко.
Пшённая каша. Наш шалаш. У Мишки шишки. Галоши у Лёши. Антоша-шалунишка. Хорошая шутка. Шоколад с вишней. Широкий шарф. Малышу страшно. Шуба в шкафу. Мышиный горошек. У кукушки кукушата.
Автоматизация звука «ш» в чистоговорках:
Ша-ша-ша – иду не спеша
шо-шо-шо – мне хорошо
шу-шу-шу – письмо пишу
ши-ши-ши – хорошо пиши
аш-аш-аш – в руке карандаш
ыш-ыш-ыш – наш малыш
Игра «Один-много»
Шкаф – шкафы бабушка - … (бабушки)
Кошка - … (кошки) дедушка - … (дедушки)
Вишня - … (вишни) машина - … (машины)
Шишка - … (шишки) камыш - … (камыши)
Мышка - … (мышки) шалаш – … (шалаши)
Ушко - … (ушки) пушинка - … (пушинки)
Измени по образцу:
У Маши шуба - это Машина шуба
У Миши машина -.
У Паши мешок -.
У Даши шахматы -.
У Саши шапка-ушанка -.
Подбери рифму к слову:
мышка - … (малышка, трусишка, шишка, пышка, вышка, крышка, братишка, худышка, ледышка, мартышка, коротышка и т. д.)
Закрепить дыхательные упражнения:
«Фокус», «Снегопад», «Согреем ладошки».
Артикуляционные упражнения для шипящих звуков :
«Чашечка»,«Грибок», «Блинчик», «Маляр»,
«Помесим тесто»,«Расчёска».
Автоматизация звука «ш» в предложениях:
Ша-ша-ша – иду не спеша
шо-шо-шо – мне хорошо
шу-шу-шу – письмо пишу
ши-ши-ши – хорошо пиши
аш-аш-аш – в руке карандаш
ыш-ыш-ыш – наш малыш
Миша и Паша играют в шашки. Миша проиграл две пешки. Алёша и дедушка пошли собирать шишки. Маша вышла на опушку и увидела кукушку. Я по бережку пошёл, белый камушек нашёл. Бабушка и Алёнушка пошли гулять, воздухом дышать. Маша отдохнула на опушке и пошла дальше. Наташа нашла ландыш, а я нашёл три ландыша. На опушке небольшой домишко.
(В предложениях выбери слова со звуком «ш». Определи звук «ш» в словах: начало, середина, конец.)
Измени по образцу:
У Маши шуба - это Машина шуба
У Миши машина -.
У Паши мешок -.
У Даши шахматы -.
У Саши шапка-ушанка -.
Подбери рифму к слову: каша - ___
Подбери слова со звуком «ш» к словам:
широкий ___ мишка
большой ___ мешок
плюшевый ___ шаг
шелковая ___ горошек
мышиный ___ рубашка
пшенная ___ лошадка
хорошая ___ каша
Изменяй предложения:
Я шью мишке шапку и шубку.
Он ___
Она___
Мы___
Вы___
Они___
Игра «Один-много»(измени слова по образцу).
Подушка — подушки — много подушек
Шишка - ___
Шалаш___
Лягушка___
Вышка___
Домишко___
Ушко___
Закрепить дыхательные упражнения:
«Фокус», «Снегопад», «Согреем ладошки».
Артикуляционные упражнения для шипящих звуков :
«Чашечка»,«Грибок», «Блинчик», «Маляр»,
«Помесим тесто»,«Расчёска».
Автоматизация звука «ш» в предложениях:
Ша-ша-ша – иду не спеша
шо-шо-шо – мне хорошо
шу-шу-шу – письмо пишу
ши-ши-ши – хорошо пиши
аш-аш-аш – в руке карандаш
ыш-ыш-ыш – наш малыш
Миша и Паша играют в шашки. Миша проиграл две пешки. Алёша и дедушка пошли собирать шишки. Маша вышла на опушку и увидела кукушку. Я по бережку пошёл, белый камушек нашёл. Бабушка и Алёнушка пошли гулять, воздухом дышать. Маша отдохнула на опушке и пошла дальше. Наташа нашла ландыш, а я нашёл три ландыша. На опушке небольшой домишко.
(В предложениях выбери слова со звуком «ш». Определи звук «ш» в словах: начало, середина, конец.)
Измени по образцу:
У Маши шуба - это Машина шуба
У Миши машина -.
У Паши мешок -.
У Даши шахматы -.
У Саши шапка-ушанка -.
Подбери рифму к слову: каша - ___
Закрепить дыхательные упражнения:
«Фокус», «Снегопад», «Согреем ладошки».
Артикуляционные упражнения для шипящих звуков :
«Окошко», «Чашечка», «Блинчик», «Маляр», «Расчёска»,
«Помесим тесто», «Лошадка», «Гриб», «Дятел».
Автоматизация звука «ш» в предложениях:
Ши-ши-ши - это наши малыши.
Ша-ша-ша — Маша моет малыша.
Шо-шо-шо — моет Маша хорошо.
Шу-шу-шу — дам я мишку малышу.
Аш-аш-аш — это наш шалаш.
Ёш-ёш-ёш — к нам в шалаш вошёл ёж.
Уш-уш-уш — ёж объелся груш.
Игра «Кто у кого» :
У мышки -. (мышонок).
У лягушки - … (лягушонок).
У кукушки - … (кукушонок).
Игра «Образуй слова — признаки» :
Шаль из шёлка (какая) - … (шёлковая)
Мишка из плюша (какой) - … (плюшевый)
Каша из пшена (какая) - … (пшённая)
Рубашка из шерсти (какая) - … (шерстяная)
Изменяй предложения по образцу:
1. Я шью шубу и шапку (мы шьём шубу и шапку, ты,
вы, он, она, они).
2. Я еду на машине к Маше.
3. Я пишу Мише и Маше.
4. Я шагаю в школу.
5. Я шью подушку для кошки.
1 Автоматизация звука «ш» в стихотворении:
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
-Раз-два-три-четыре!-
Мышки дёрнули за гири
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мышки вон!
2 Расскажи выразительно.
3 Выбери слова со звуком «ш», определи место звука «ш» в словах:
4 У кого кто? Назови детёнышей.
у мышки - ___
у лягушки - ___
у кукушки - ___
у индюшки - ___
5 Назови ласково:
Маша - Машенька дед - ___
Даша - ___ камень - ___
Паша - ___ зима - ___
Миша - ___ хлеб - ___
шуба - ___ штаны - ___
хозяйка - ___ мышь - ___
6 Подбери родственные слова:
мышь - (большая)
___ - (маленькая)
___ - (детёныш мыши)
___ - (норка чья)
___ - (хвост чей)
1. Автоматизация звука «ш» в тексте. Перескажи:
Бабушка спит
Мама и бабушка дома. Бабушка спит. Мама читает газету. Пришла Наташа.
- Мама, можно идти гулять? – спрашивает Наташа.
- Ш-ш-ш! Тише! – говорит мама.
- Можно, мама, погулять? – шёпотом спрашивает
Наташа.
- Можно, можно, иди, Наташа! – отвечает мама.
Наташа надела шубу, шапку и варежки и пошла гулять.
2 Выбери слова со звуком «ш», определи место звука «ш» в словах.
3 Перескажи выразительно.
4 Подбери слова – «наоборот» со звуком «ш»
узкий - ___ плохой - ___
ближе - ___ старший - ___
ниже - ___ гладкий - ___
маленький - ___ разорвать - ___
шум - ___
5 Подбери родственные слова
шить - (что делать)
___ - (кто шьёт)
___ - (узор что сделать)
___ - (машинка какая)
___ - (пуговицу)