Лучший педагог года

Физическое воспитание дошкольников. Опыт зарубежных стран

Синенко Людмила
Физическое воспитание дошкольников. Опыт зарубежных стран

Выступление на семинаре для педагогов на тему: «Физическое воспитание дошкольников. Опыт зарубежных стран»

Проблемы воспитания детей волнуют людей всех стран, всех возрастов. Нет государства, которое оставалось бы равнодушным к этому ответственному и трудному делу. Педагоги и родители понимают, что мало вырастить ребенка, надо его еще и правильно воспитать, чтобы не покалечить ранимую детскую психику. Физическое воспитание является неотъемлемой частью общего образования, начиная с детского сада и вплоть до окончания школы.

Публикация «Физическое воспитание дошкольников, Опыт зарубежных стран» размещена в разделах

Каждому ребенку независимо от его происхождения или условий жизни необходимо:

• быть здоровым;

• находиться в безопасной обстановке;

• получать удовольствие от жизни и добиваться поставленных целей;

• приносить пользу обществу и достигать благополучной жизни.

Как только дети начинают посещать детский сад или школу, жизнь для них изменяется. Социальные и культурные нормы, с которыми они знакомятся, могут оказать мощное воздействие на принимаемые ими решения, повлиять на их физическое и психическое здоровье.

Проблема здоровья подрастающего поколения, дошкольников и младших школьников, в частности, является одной из важнейших проблем жизни современного общества. Как добиться, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять?

Зарубежные педагоги и исследователи пришли к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровому образу жизни, разнообразные навыки в физичес-кой, познавательной, эмоциональной и социальной областях жизни.

Вопросы пропаганды здорового образа жизни волнуют не только специалистов, но и широкую общественность. В англоязычных странах проблемами здоровья детей занимаются государственные, коммерческие и некоммерческие организации, такие как:

• Американский союз по вопросам здравоохранения, физической культуры, отдыха и танцам (AAHPERD);

• Канадская ассоциация по гигиене, физическому воспитанию, отдыху и танцам (CAHPERD);

• Общество государственных руководителей здравоохранения,

физической культуры и отдыха (SSDHPER);

• Ассоциация по физическому воспитанию (Великобритания); Некоммерческая информационно-пропагандистская группа

по физическому воспитанию (США);

• Американская академия педиатрии (Совет по научным иссле-дованиям и образованию);

• Ресурсы Интернета по вопросам здоровья и физического вос-питания.

Австралийское бюро статистики собирало информацию о детях в возрасте от 5 до 14 лет в течение 12 месяцев до апреля 2000 г. По данным, приведенным в докладе "Участие австралийских детей в культурной и досуговой деятельности" :

• только 6 из 10 детей в возрасте от 5 до 14 лет участвовали в

спортивных мероприятиях вне школы;

• 59% (1,6 млн) человек участвовали в спортивных мероприяти-ях, организованных сверх учебных часов школами, клубами или ассоциациями;

• в спортивных мероприятиях участвовало больше мальчиков

(66%, чем девочек (52%);

• 32% мальчиков и 20% девочек занимались более чем одним

видом спорта;

• 52% мальчиков и 45% девочек 53 раза и более участвовали

в спортивных мероприятиях в течение года;

• самыми популярными видами спорта среди мальчиков были

футбол (20%, плавание (13%, австралийский футбол (13%)

и крикет (10%);

• самыми популярными видами спорта среди девочек были нет-

бол (женский баскетбол) (18%, плавание (16%, теннис (8%)

и баскетбол (6%);

• 64% детей катались на велосипедах;

• 31 % детей катались на скейтборде и роликах. Далее в докладе обращается внимание на то, что уровень ожирения среди детей и подростков (21% — среди мальчиков, 23% — среди девочек) выявляет острую необходимость создания спортивно-ориен-тированной культуры, которая поощряла бы детей быть физически активными.

Привычки закладываются в начале жизни и свидетельствуют о том, что физически активные дети, как правило, чаще становятся физически ак-тивными взрослыми.

Австралийские ученые отмечают преимущества регулярной физической деятельности. Подвижный ребенок обладает более крепким здоровьем; менее подвержен сердечным приступам; чувствует себя более энергичным; лучше контролирует свой вес; у него нормальный уровень холестерина в крови; крепкие кости и мышцы; его кровяное давление соответствует норме; у него наблюдается улучшение координации и равновесия, повышается способность к физическому расслаблению и, следовательно, возможность избежать хронического напряжения мышц шеи и спины. Регулярная физическая нагрузка уменьшает эмоциональные проблемы, такие как тревога и депрессия, и, наконец, ребенок чувствует себя уверенным, счастливым и расслабленным, у него улучшается сон.

По мнению австралийских специалистов, ведение неподвижного образа жизни превратилось в норму для детей и подростков, Около 30% австралийских детей вообще не имеют физической нагрузки. Обычно сидячий образ жизни связывают:

• с выполнением уроков;

• увлечением компьютерными играми;

• использованием Интернета;

• просмотром телевидения.

Немалую роль в активном образе жизни детей играет семья. Исследования показывают, что от семьи зависит, занимается ли ребенок организованными видами спорта вне школы. В докладе 'Участие австралийских детей в культурной и досуговой деятельности" приводятся следующие цифры:

• Дети, живущие в полных семьях, чаще занимаются спортом (61%) по сравнению со сверстниками, которые живут в семьях с одним родителем (51%).

• Дети, живущие в полных семьях, где оба родителя-иммигранты, входят в группу самых физически неактивных детей (38%).

• Дети, живущие с одним родителем-иммигрантом, также входят в число наименее активных (39%).

• Дети, живущие в полных семьях с работающими родителями, имеют больше шансов на участие в организованном спорте (69%, чем те, кто живет в полных семьях с одним работающим родителем (53%) или вообще неработающими родителями (41%).

Австралийские педагоги уверены, что ребенка необходимо поощрять быть физически активным. Родители помогут своим детям в решении этого вопроса, если:

• на собственном примере продемонстрируют преимущества активного образа жизни;

• покажут, что семейный отдых может предоставить возмож-ность быть физически активными (например, совместные спортивные игры);

• будут поощрять самостоятельные прогулки ребенка пешком и на велосипеде (а не катание родителями своих детей на ве-лосипеде);

• будут поддерживать своего ребенка, когда он участвует в спортивных состязаниях;

• установят время, которое ребенок может проводить за ком-пьютером и перед телевизором.

Регулярная физическая активность важна, поскольку она выгодна для здоровья и благополучия детей и сегодня и в будущем.

Каждому ребенку рекомендуется ежедневная 30-минутная дви-гательная нагрузка (например, регулярная быстрая ходьба). Она может разбиваться на части (ко 10 мин или более, если это удобно). Помните: немного - лучше, чем ничего, а еще больше - лучше, чем немного.

К основным принципам укрепления здоровья для австралийских детей относятся :

• понимание необходимости движения — любая форма физи-ческой активности является возможностью улучшить свое здоровье;

• любые формы физической активности (ходьба, катание на велосипеде и т. д.) должны стать ежедневными и войти в при-вычку;

• ежедневная умеренная двигательная нагрузка должна состав-лять не менее 30 мин (например, быстрая ходьба и катание на велосипеде);

• регулярное выполнение небольшого количества интенсивных по физической нагрузке упражнений поможет детям улучшить свою физическую форму и приобрести дополнительную пользу для здоровья,

Австралийские специалисты выдвинули следующий принцип: "Физическое воспитание — это польза для жизни". Они считают, что физическая нагрузка должна быть ежедневной; доступной для всех учащихся, а не только для тех, кто склонен к занятиям спортом. Важно обеспечивать широкий крут спортивных и оздоровительных мероприятий для пропаганды активного и здорового образа жизни. Учащихся необходимо оценивать по их личным успехам в достижении целей оздоровления и активного образа жизни.

В Соединенных Штатах одной из главных проблем, которая волнует как педагогов, так и родителей, является избыточный вес подрастающего поколения.

В прошлом ожирение воспринималось как личная индивидуальная проблема, которая могла быть решена с помощью самодисциплины. Сейчас хорошо известно, что причины избыточного веса гораздо сложнее и требуют систематических изменений в жизни, поведении, в т. ч. и увеличение физической активности.

В штате Вирджиния в 2006 г. в информационном бюллетене журнала "Информация о здоровье" были опубликованы следующие данные о состоянии здоровья детей и подростков. "Сегодня, сообщалось в нем, около 10% детей от двух до пяти лет и 15% — от шести до 19 лет имеют избыточный вес. Детское ожирение является эпидемией XXI века, и нынешнее поколение детей имеет реальную возможность прожить более короткую жизнь, чем их родители.

По оценкам ученых, 26-30% всех американских детей имеют индекс массы тела (ИМТ) > 85%, т. е. имеют избыточный вес или подвержены риску избыточного веса. Дошкольники (3— 6 лет, чей ИМТ > 85%, имеют более 40% шансов на ожирение в возрасте до 25 лет. Один из исследователей обнаружил, что 60-90% детей с избыточным весом (5—10 лет) имеют по крайней мере один из биохимических или клиничес-ких факторов риска (например, гипертония, который способствует раннему развитию сердечно-сосудистых заболеваний".

Эта информация свидетельствует о насущной необходимости разработки оздоровительных профилактических программ для детей младшего возраста.

Многие современные дети рискуют превратиться в малоподвижных тучных взрослых. Малоподвижный образ жизни в ранние годы может повлечь за собой не только появление избыточного веса в дальнейшей жизни, но и повысить риск заболеваемости различными тяжелыми болезнями, такими, как ишемическая болезнь сердца, диабет, и другими хроническими болезнями. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, Национальная ассоциация по физкультуре и спорту в 2002 г. обратилась с призывом вести активный образ жизни с самого раннего возраста. Ма-лышам, как говорится в сообщении, необходима ежедневная (по крайней мере 30-минутная) запланированная физическая нагрузка.

Вот данные проведенных исследований. Неактивные дети больше весят, у них выше кровяное давление и более низкий уровень за-щищающих сердце липопротеинов высокой плотности (HDL холестерин). Хотя инфаркты и инсульты у детей отмечаются редко, наблюдения показывают, что процессы в организме, ведущие к таким нарушениям, начинаются в детстве.

В программе фитнес-тестирования, которое проводилось под эгидой фонда Крайслер Любительский атлетический союз, отслеживались фитнес-показатели 9,7 млн детей и подростков в возрасте от 6 до 17. Было выявлено, что дети становятся менее выносливыми и слабыми.

В США 59% детей в возрасте от 4 до 11 лет подвергаются воздейст-вию дыма курильщиков в семье. Каждый день становятся курильщиками примерно 1500 американских молодых людей.

По мнению американских специалистов, физкультурой и спортом необходимо заниматься для того, чтобы:

• улучшить физическую подготовку (увеличение мышечной силы детей, развитие гибкости, мышечной выносливости, укрепление сердечно-сосудистой системы);

• развить двигательные навыки (совершенствование моторики, которая обеспечивает безопасное, успешное и полноценное участие в физической деятельности);

• иметь регулярную полезную физическую нагрузку {предо-ставление широкого спектра физкультурных занятий, соот-ветствующих возрасту ребенка);

• способствовать интеграции двигательных навыков в другие предметные области (математику, развитие речи);

• развить самодисциплину (развитие ответственности у детей за свое здоровье и физическое состояние);

• повысить оценку (качественное физическое воспитание мо-жет влиять на нравственное развитие). Дети могут брать на себя руководство, учатся сотрудничать с другими детьми, отвечать за собственное поведение;

• повысить уверенность в себе и укрепить чувство собственно-го достоинства (физическое воспитание помогает детям стать более активными и независимыми, развить в себе чувство самоконтроля);

• уменьшить стресс (физическая нагрузка позволяет освобо-диться от напряженности и беспокойства, способствует эмо-циональной стабильности и устойчивости) :

• укрепить взаимоотношения (занятия физической культурой помогает детям успешно общаться между собой);

осваивать позитивные человеческие навыки и умения;

• получить опыт постановки задач (дает детям возможность ставить и реализовывать собственные цели,

Основная задача физического воспитания заключается в том, чтобы вооружить учащихся полезными знаниями, навыками и умениями, что позволит им с энтузиазмом вести здоровый образ жизни, независимо от разных физических возможностей.

Качественные программы по физическому воспитанию необходимы для повышения компетентности детей в вопросах, связанных со здоровьем, чувством собственной ответственности и получением удовольствия от физических упражнений. Это должно обеспечить физическую активность на протяжении всей их жизни. Программы по физическому воспитанию будут отвечать этим требованиям только в том случае, если будут хорошо спланированы и правильно реализованы.

Так, в разделе "Физическая культура" Национальной образова-тельной программы (The National Curriculum for England) устанавливаются правовые требования для осуществления физического воспитания в Великобритании.

В ней предоставляется информация, которая поможет учителям физической культуры качественно проводить свои уроки. Данная программа была написана для координаторов — учителей, всех тех, кто преподает физкультуру в школе,

В базовой учебной программе изложен материал, который должен преподаваться учащимся, а также предложен механизм контроля за выполнением учащимися предложенных нормативов. Именно за школами остается право решать, как и какие программы по физическому воспи-танию они включат в свою общешкольную программу.

Правительство считает, что два часа физической культуры в неделю, включая требования Национальной программы по физическому воспитанию и внеклассные мероприятия, должны стать практикой для всех школ и классов.

Игровые виды деятельности являются обязательными повсеместно с 1-го по 3-й классы. В 4-м классе наряду или вместо командных и индивидуальных игр ученики могут выбирать и другие виды физкультурной деятельности.

В конце 70-х — начале 80-х гг. многие научные статьи американских ученых затрагивали вопросы необходимости создания программ, учитывающих образ жизни детей до 10 лет. Многочисленные отзывы на публикации показали, что у ребенка в возрасте от 5 до 10 лет имеются предпосылки к различным заболеваниям сердечно-сосудистой системы, которыми страдают взрослые. Такими факторами риска являются: повышенное артериальное давление, высокий уровень холестерина, ожирение, отсутствие физической активности и воздействие фактора "пассивного курильщика". Все это негативно влияет на состояние здоровья во взрослой жизни и крайне дорого об-ходятся обществу.

Доказательства, приведенные в 70-х гг., стали еще более очевидными сегодня. Ожирение и отсутствие физической нагрузки стало нормой, а количество курящих детей резко увеличилось. Врач Дэвид Сэтчер считает, что "нам необходимо искать пути для пропаганды и содействия физической активности и здоровому питанию как в семьях, школах, так и в обществе в целом".

Согласно данным, представленным д-ром Уильямом Клишем, профессором педиатрии и руководителем детской гастроэнтерологии в Бейлорском медицинском колледже, дети сегодня, впервые за сто лет, имеют более короткую продолжительность жизни, чем их родители; виной тому является эпидемия ожирения. В дополнение к этой пугающей тенденции, по данным Министерства здравоохранения и социальных служб США, стоимость лечения ожирения для экономики страны увеличилась до 117 млрд долл. как в прямых, так и в косвенных ежегодных расходах на медицинское обслуживание. Качественное ежедневное физическое воспитание могло бы помочь поддержанию здоровья американских детей.

Во всех штатах физическое воспитание входит в программы 1-12-х классов. Обязательное физическое воспитание предусмотрено для каждого отдельного штата и школьного района. Во многих штатах должны быть специальные преподаватели по физическому образованию, начиная с детского сада и до 6-го класса. Между тем многие из учителей либо не проводят занятий, либо включают в образовательную программу дополнительную перемену, называя это уроком физической культуры.

Программа по физической культуре в США рассчитана на получение учащимися хотя бы минимальной подготовки по следующим видам иг-ровой и спортивной деятельности: водные виды спорта, общеразвивающие упражнения, гимнастика, индивидуальные и парные виды спорта, ко-мандные виды спорта, ритмика и танцы. Учащихся поддерживают и поощряют при продолжении изучения тех видов спортивной деятельности, которые им нравятся. Именно в выбранных видах спорта последовательно приобретаемый опыт призван поддержать успехи в развитии детей.

Ежедневная физическая нагрузка (DPA) и ежедневное образование по физической культуре (DPE) — разные понятия. Физическая активность — это движение тела, когда затрачивается энергия, в то время как образование по физической культуре является одним из школьных предметов, в задачу которого входит помочь детям сформировать навыки, приобрести знания и понимание необходимости вести активный, здоровый образ жизни,

Наряду с основными национальными программами в США существует целый ряд дополнительных программ по поддержанию здоровья и совершенствованию физического развития дошкольников и младших школьников:

1. Национальная ассоциация по физкультуре и спорту (NASPE) разработала положения о физической активности для детей и назвала их программой "Активный старт" (приложение). Специалисты по физическому воспитанию поддерживают позицию NASPE, согласно которой все дети с рождения до пяти лет должны

участвовать в повседневной двигательной деятельности, т. к. это способствует поддержанию здоровой физической формы и развитию двигательных навыков.

2. "Программа президента" разработана с целью пропаганды среди американцев активного образа жизни. Начать и поддерживать физически активный образ жизни — главная цель данной программы. В ней предусмотрены специальные награды за хорошие показатели и выявление чемпионов в возрастных группах. Награды распределяются среди детей и подростков от 6 до 18 лет, имеющих ежедневную 60-минутную физическую нагрузку до 5 дней в неделю, Регулярная двигательная активность может включать любые виды деятельности: различные игры, прыжки, бег, танцы и др.

3. "Автономная среда подвижной игры (НАРРЕ)". Специалисты Auburn University штата Алабама добились существенных успехов в разработке и реализации этой фундаментальной программы по физической культуре. Педагогам предоставляется возможность узнать о важности подвижной игры, изучить процесс на раннем этапе, а также отметить положительное влияние, которое оказывает подвижная игра и основные двигательные навыки (бег, прыжки, метание) на здоровье. НАРРЕ стимулирует и вовлекает малышей в подвижную игру, формируя основные двигательные навыки, которые являются "фундаментом" для всей последующей жизнедеятельности детей.

4. Для повышения двигательной активности в раннем возрасте

инструкторы по физической культуре в сотрудничестве с учи-

телями в двух начальных школах Северной Каролины

(Гринсборо) разработали программу "Малыши в движении".

Ее цель — улучшение уровня физической подготовленности

детей и осознание ими того, что двигательная активность явля-

ется естественной частью их жизни, тем, чем они с удовольст-

вием могут заниматься во время игр в течение дня.

5. Программа "Здоровое сердце" создана с целью укрепления

здоровья и повышения благополучия детей и их семей.

Она является междисциплинарной программой пропаганды здорового образа жизни и используется для обучения дошколь-ников и младших школьников основам культуры здоровья. Координаторы данной программы обращают внимание на следую-щее:

• Проблема физической пассивности стоит острее, чем когда-либо раньше!

• Ожирение в настоящее время достигло стадии эпидемии!

• Диабет уже достиг стадии эпидемии!

• Уровень заболеваемости сердечно-сосудистой системы по-прежнему высок!

• Повышенное артериальное давление по-прежнему остается

фактором риска!

• "Пассивное курение" имеет все большее распространение!

Ключевым моментом программы является образование. Специ-алисты по физической культуре, разработавшие эту программу, считают, что настало время для обучения детей и их родителей необходимым нормам и правилам здорового поведения, а именно: стать физически активными, правильно питаться, соблюдать личную безопасность.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через тематические экскурсии к местным достопримечательностям» Одной из основных задач внедрения ФГОС ДО дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный.

Инновационный педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»Инновационный педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Инновационный педагогический опыт «Духовно - нравственное воспитание дошкольников» воспитателя МДОУ «Детский сад № 79» Кажаевой Юлии Владимировны.

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников». Инновационный педагогический опыт «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Актуальность проблемы.

Опыт работы детского сада по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Опыт работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 г. Североморска Заведующий МБДОУ д/с № 12.

Опыт работы по приоритетному направлению «Физическое воспитание и оздоровление дошкольников» Опыт работы по приоритетному направлению «Физическое воспитание и оздоровление дошкольников»Цель: 1. Охрана и укрепление физического и психического.

Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении родным городом» Введение Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Проблемы патриотического воспитания.

Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников» Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников» Ты, дружок, смотри, не подкачай! Правдивым быть и добрым.

Практический опыт «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами физического развития» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию наработанный мной педагогический, практический опыт по теме «Нравственно.

Проблема эмоционального развития дошкольников в отечественных и зарубежных исследованиях Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста не новая, но очень актуальная и привлекает внимание отечественных и зарубежных.

Тест Мини-тест на тему «Физическое воспитание дошкольников» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физическое воспитание дошкольников. Опыт зарубежных стран
Опубликовано: 6 января 2018 в 21:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД