Получи документы

Материалы семинара по трудовому воспитанию

Елена Шенцова
Материалы семинара по трудовому воспитанию

Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учёта особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учёта возрастных особенностей ребёнка.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников.

Публикация «Материалы семинара по трудовому воспитанию» размещена в разделах

Труд детей дошкольного возраста (а не игра в труд) может и должен быть только средством воспитания. В этом его главное отличие и особенность.

Вместе с тем, подтверждение тому – наш многолетний опыт, на практике в процессе реализации содержания и методов трудового воспитания просматривается некоторая противоречивость. Речь идёт о склонности и самих детей выполнять труд настоящий, реальный, не укладывающийся в традиционное содержание программы. Кто может отрицать, с каким удовольствием порой моют дети посуду (вместо заболевшего помощника воспитателя, с каким удовольствием приносят из кухни продукты, меняют постельное бельё…Как в этих случаях должен поступать воспитатель? Думается, исходя из ситуации, учитывая возможности ребёнка, его опыт, интерес, навыки самостоятельности, отношение родителей.

Теперь обратимся к методике трудового воспитания, проверенной годами, в которой обоснованы такие формы, как поручения, дежурства, коллективный труд.

Поручения – самая простая и доступная детям форма организации труда. Исследования выдающихся педагогов и психологов показали, что трудовые поручения могут стать средством воспитания, когда взрослый учитывает возможности каждого ребёнка; когда решается какая-то конкретная воспитательная задача; когда каждый ребёнок принимает участие в выполнении заданий и т. д. Поручения можно рассматривать как условие подготовки детей к последующим, более сложным формам приобщения к труду (в частности к дежурствам, коллективной, совместной деятельности со сверстниками, поскольку исполнители приобретают необходимые практические навыки.

Как правило, поручения носят индивидуальный характер, что позволяет педагогу научить своего воспитанника тому, что он ещё не освоил. Именно индивидуальное задание – благоприятное условие для изучения возможностей и особенностей каждого ребёнка, его склонностей и интересов. (не случайно методика организации трудовой деятельности рекомендует начинать приобщение детей к труду с этой формы работы). Совместные задания возможны только при наличии хотя бы минимального опыта, минимальных навыков. В совместной работе осваиваются уже совсем другие навыки, непосредственно связанные с деятельностью, например навыки общения.

Какие ошибки чаще всего приходится отмечать в процессе организации поручений? В большей части – привлечение к выполнению задания активных, самостоятельных детей; утилитарный подход; игнорирование задач воспитания в каждом конкретном случае; недооценка поручений, формирующих опыт совместной деятельности (т. е. коллективных поручений – не менее 2-3 в неделю).

Более сложная форма организация труда – дежурство. Дежурство, несомненно, решает ряд важных воспитательных задач, среди которых отметим чувство ответственности за порученное дело, за свои обязательства перед другими. Не секрет, что со временем у детей именно к этой форме труда пропадает интерес. Повседневный хозяйственный труд (подготовка к занятиям, сервировка стола, уход за комнатными растениями и животными) интересен только на первых порах, когда дети овладевают новым содержанием. Отсюда понятно: почему форма «дежурство» требует постоянного обновления как в руководстве, так и в организации деятельности детей. В последнем должна предусматриваться логика усложнения – от индивидуальной деятельности к совместной, а позднее к коллективной. Процесс этот сложный – и для педагога и для детей. Однако, если воспитатель придерживается определённых рекомендаций, в процессе коллективного труда дети усваивают ряд моральных правил, необходимых в любой совместной деятельности. Речь идёт об объединении в звенья – не более 4 – 5; создание разнообразных объединений внутри звена – «труд рядом», «труд общий», «труд совместный» - в зависимости от содержания занятия. Общеизвестно: дети никогда не отказываются от совместной деятельности. Однако с особым удовольствием трудятся в тех случаях, когда занятие всей группой не превращается в обучающее; когда вносятся элементы игры; когда взрослые общаются с ними эмоционально; когда звучит весёлая музыка и т. д. Иными словами, когда совместная деятельность увлекает. (заметим, такая форма объединения рекомендуется один раз в неделю в старшей и подготовительной группах; её содержание: протереть игрушки, постирать кукольное бельё, вымыть строительный материал, полить цветы, уборка в клетке животного и т. д). Наблюдая внимательно за детьми, педагог, педагог, несомненно, увидит, как они общаются со сверстниками; как помогают друг другу; как находят себе место в общем деле; умеют ли трудиться; как ведут себя; кто на что способен. И это «видение» помогает ему на практике решать формы обновления.

Мы неоднократно сталкивались с мнением некоторых практиков, которые утверждают: коллективный труд не обязателен. Эффективнее коллективное поручение, особенно, если в группе кроме воспитателя, работает ещё помощник. Это неправильно : коллективный труд необходим потому, что в ходе его решаются другие задачи воспитания; дети должны уметь трудиться вместе, помогать друг другу.

Содержание трудового воспитания включает в себя труд, связанный с овладением навыками самообслуживания, наведением чистоты и порядка в группе и на участке, уход за растениями и животными, художественно-эстетическая деятельность, так называемый ручной труд. Важно подчеркнуть, что именно ручной труд. Дело в том, что в последние годы в этот раздел включают такие виды работ, как оригами, составление букетов (икебана). Однако, во – первых, передать тонкости, характерные для японской культуры, может только специалист. Не надо забывать об этом. Во – вторых, гораздо ближе и понятнее детям виды труда созвучные отечественной культуре.

Перечисленное содержание раскрывает перед педагогом не только возможности для деятельности, но и – это главное – даёт возможность ему учитывать склонности и интересы девочек и мальчиков. Мы взрослые, просто обязаны находить то содержание, которое будет удовлетворять интересы каждого ребёнка. В этой связи уместно процитировать слова И. Кона «Все народы во все времена хотят воспитывать своих детей честными, сильными, трудолюбивыми. Вопрос заключается в том, какой конкретный смысл вкладывается в содержание этих ценностей и какими средствами и насколько эффективно общество добивается их осуществления».

Практический материал к семинару.

1. Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

2. Глаза боятся. а руки делают.

3. Не место красит человека, а человек место.

4. Терпенье и труд, всё перетрут.

5. Дело мастера боится.

6. Не боги горшки обжигают.

7. Под лежачий камень и вода не течёт.

8. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

9. Усердие – мать успеха.

10. Бился колотился и ни до чего не добился.

11. Хорошая работа и старика молодит.

12. По работе и работника знать.

13. Работа всякую дурь выгоняет.

14. Работаешь добросовестно, так и в глаза людям смотреть не совестно.

15. Кому работа в тягость, тот не знает радость.

16. Рабочий человек – всему хозяин.

17. Только после доброго труда наступает добрый отдых.

18. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

19. От труда и сыт и богат будешь.

20. Какие труды, такие и плоды.

21. Человек от лени болеет, от труда здоровеет.

22. В труде победить – мир укрепить.

23. Землю солнце красит, а человека – труд.

24. Воля и труд, дивные всходы дают.

25. Тру – дело чести, будь всегда на первом месте.

26. Чтоб в почёте быть, надо труд любить.

27. Не печь кормит, а труд да забота.

28. Без труда – нет добра.

29. Зажиточно жить – надо труд любить.

30. Кто труд любит – долго спать не будет.

31. Кто труда не боится, того и лень сторонится.

32. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

33. Труд на ноги ставит, а лень валит.

34. Труд не кнут, а человека подгоняет.

35. Живи своим умом, а честь расти трудом.

36. Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться.

37. Кто раньше встаёт, тот грибки берёт, а сонливый да ленивый идут следом за крапивой.

38. Как ты к работе, так и работа к тебе.

39. Тяжело тому жить, кто от работы бежит.

40. Лёжа не работают.

41. На чужую работу глядя – сыт не будешь.

42. Рукам – работа, душе – праздник.

43. Работай до поту, так и поешь в охоту.

44. Поспешишь – людей насмешишь.

45. Кто первый в труде, тому слава везде.

46. Тот ничего не боится, кто честно трудится.

47. Труд человека кормит, а лень портит.

48. Кто труда не боится, того лень сторонится.

49. Скучень день до вечера, коли делать нечего.

50. Человека греет не шуба, а работа.

Программные требования к трудовому воспитанию

Группа раннего возраста.

Продолжать формировать у детей умение самостоятельно

обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).

Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр

расставлять игрушки по местам.

Привлекать детей к выполнению простейших действий. Совместно со

взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы на стол (без хлеба) и салфетницы. В помещении и на участке ухаживать за

растениями и животными.

Воспитывать уважение к людям любой профессии. Подчёркивать

значимость результатов их труда. Поддерживать желание детей

помогать взрослым.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

Воспитывать у детей желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ.

Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности.

Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД.

Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям, после игры убирать на место игрушки, строительный материал. Приучать соблюдать порядок чистоту в помещении и на участке детского сада. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать на стол к обеду (раскладывать ложки, вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т. п.).

ТРУД В ПРИРОДЕ.

Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.

Приучать с помощью взрослого кормить рыбок, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек.

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо). Разъяснять детям значимость их труда. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ.

Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить её в порядок – чистить, просушивать. Воспитывать у детей стремление всегда быть аккуратными, опрятными.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД.

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в группе и на участке детского сада, убирать на место игрушки, помогать воспитателю подклеивать книги, коробки от игр.

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой (2 половина года) : аккуратно расставлять посуду, правильно сервировать стол.

ТРУД В ПРИРОДЕ

Продолжать учить детей ухаживать за растениями в группе и на участке, ухаживать за животными уголка природы.

Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птиц в зимнее время.

Привлекать детей к подкормке зимующих птиц.

Приучать к работе в цветнике, огороде (посев семян, поливка, сбор урожая).

Помогать воспитатель приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование.

СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ.

Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда его общественную значимость. Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.

Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и т. д. Объяснить, что для облегчения труда используется разная техника (компьютер, кассовые аппараты, электрические швейные машины, и др.)

Познакомить с трудом людей творческих профессий : художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда : картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.

Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.

Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения. Учить детей доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

Учить детей наиболее экономным приёмам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

Учить оценивать результат своего труда с помощью взрослого.

Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ.

Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.

Закреплять умение самостоятельно последовательно одеваться и раздеваться, ухаживать за одеждой: своевременно сушить мокрую одежду, ухаживать за обувью.

Устранять непорядок во внешнем виде, бережно относиться к личным вещам.

Развивать желание помогать друг другу.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД.

Мыть игрушки, игровую мебель, ремонтировать книги, игрушки.

Поддерживать порядок на участке с учётом сезонных изменений.

Учить самостоятельно убирать постель после сна.

Самостоятельно выполнять обязанности дежурных: сервировать стол, убирать посуду после еды.

Самостоятельно готовиться к занятиям, убирать рабочее место по окончании занятия.

ТРУД В ПРИРОДЕ.

Выполнять обязанности дежурного в уголке природы.

Пересаживать цветущие растения из грунта в уголок природы.

Зимой учить детей сгребать снег к стволам деревьев и кустарникам, сажать корнеплоды, помогать взрослым делать фигуры и постройки из снега.

Весной сажать цветы и огород. Летом привлекать детей к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

РУЧНОЙ ТРУД.

Развивать у детей желание заниматься ручным трудом. Использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом.

Делать игрушки для сюжетных игр, сувениры и подарки для родителей и близким, сотрудникам детского сада, украшать ёлку.

Выработать умение экономично использовать материалы, рационально использовать время отведенное на ручной труд.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Информация по трудовому воспитанию детей в старшей группе Труд важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста: в процессе формирования личности ребенка, складываются коллективные.

Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе Конспект по трудовому воспитанию в подготовительной группе. Цель: Учить детей помогать взрослым, поддерживать порядок в группе. Программные.

Конспект занятия по трудовому воспитанию «Посадка лука» Конспект занятия по трудовому воспитанию «Посадка лука» Автор: воспитатель Рейн Светлана Ивановна Организация: МКДОУ «Детский сад № 1 «Теремок».

Методическая разработка занятия по трудовому воспитанию НОД «Вертолёт» Методическая разработка занятия по трудовому воспитанию НОД «Вертолёт» Пояснительная записка: НОД по трудовому воспитанию, знакомство с.

Описание опыта работы по трудовому воспитанию «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять.

Открытое занятие по трудовому воспитанию дошкольников «Посадка лука»Открытое занятие по трудовому воспитанию дошкольников «Посадка лука» Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение города.

Презентация «Типы семей по их отношению к трудовому воспитанию» Слайд 1 Типы семей по их отношению к трудовому воспитанию Слайд 2 С точки зрения уровней трудового воспитания можно условно выделить разные.

Справка по трудовому воспитанию средней группы Справка по трудовому воспитанию средней группы «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям.

Занятие по трудовому воспитанию «Детский субботник на природе»Занятие по трудовому воспитанию «Детский субботник на природе» Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей природе субботник. «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей.

Рекомендации по трудовому воспитанию для родителей В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что любой труд делает человека более творческим, более радостным, умным, культурным, образованным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Материалы семинара по трудовому воспитанию
Опубликовано: 14 января 2019 в 11:40
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД